Урок для 6 класса по теме: «Условия прорастания семян»


6 класс

Урок: Условия прорастания семян

Задачи:

  1. Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян.

  2. Раскрыть понятие «прорастание»

  3. Отметить влияние изменения условий на прорастание семян

  4. Показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян.

  5. Формировать умения и навыки по закладке и проведению опытов, представлению результатов опытов

  6. Формировать умение проверять (определять) всхожесть семян и правильно осуществлять посев семян

  7. Формировать знания и навыки здорового образа жизни через рациональное питание.


Средства обучения:

  1. ИКТ: компьютер, электронная доска, презентация

  2. Таблицы

  3. Результаты поставленных ранее опытов с семенами растений.


Ход урока:

  1. Контроль знаний.

Учащиеся должны знать:

    • Семя – орган полового размножения цветковых растений;

    • Особенности строения семян двудольных и однодольных растений (с приведением примеров растений);

    • Процесс прорастания семян;

    • Типы прорастания семян.


  1. Изучение нового материала.

  1. Понятие о прорастании семян как процессе перехода семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Методы: Фронтальная беседа, демонстрация опыта по определению всхожести семян.


  1. Условия прорастания семян:

    • Вода

    • Кислород воздуха

    • Температура

    • Почва

    • Запасные питательные вещества

    • Живой зародыш

    • Фазы лунного цикла

Методы: Фронтальная работа с учащимися, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы в рабочей тетради, демонстрация и обсуждение результатов опытов, формулировка выводов.


  1. Особенности посева семян теплолюбивых и холодостойких растений:

сроки посева

— зависимость глубины заделки семян в почву от размеров семян и качества почвы.

Методы: Фронтальная беседа с учащимися, работа с текстом. Актуализация знаний и практических навыков учащихся; применение новых знаний на практике.


  1. Использование в питании проростков семян различных растений.

Методы: Доклад учащихся, дегустация проростков нескольких видов злаков.


III. Закрепление знаний о процессе прорастания семян, об условиях прорастания семян, о практической значимости этих знаний при выборе сроков и глубины заделки семян в почву и знаний о рациональном питании проростками растений.


IV. Домашнее задание: § 11, задание 2 и 3 в рабочей тетради, написать правила посадки семян.


Урок: Условия прорастания семян


1. Формулировка задач урока (1 мин)

1). Повторить, что знаем о семенах растений.

2). Познакомиться с условиями прорастания семя.

3). Как можно использовать эти знания на практике.

2. Контроль знаний (5 мин)

СЛАЙД 2. Вопросы:

1. Почему семя является зачаточным побегом? (по таблице)

2.Где могут запасаться питательные вещества в семени?

3.Какие растения называются однодольными, а какие двудольными?

4.Что происходит при намокании с неживыми семенами?

5.Как происходит прорастание семян? (по таблице или слайду презентации). СЛАЙД 3


СЛАЙД 4. Определите, какой тип прорастания семян у данных растений, покажите стрелочками на рисунке.

(Ответ: надземный – сосна и кофе; подземный – каштан и фасоль).


СЛАЙД 5. Иногда семена могут прорастать внутри плода. Часто этому способствует хранение на холоде, а потом в тепле. Почему? (Ответ: Многие семена реагируют на холод как на естественную зимовку, и, при перемещение их в теплые условия, начинают прорастать, воспринимая тепло за естественное потепление).


ЭТО ИНТЕРЕСНО!

СЛАЙД 6. Опыт: Определение силы прорастания семян. Сообщение учащихся.


СЛАЙД 7. Как можно использовать знания о силе прорастания семян? В продаже появились подарки-сюрпризы — «Волшебное яйцо» (комментарии к фотографиям и инструкции).

Задание: Внимательно рассмотрите фотографии и объясните, как можно изготовить такой подарок-сюрприз самостоятельно?

  1. Изучение нового материала


СЛАЙД 8. Тема урока: Условия прорастания семян


СЛАЙД 9. Какие условия необходимы для жизни растений?

  • Свет

  • Вода

  • Воздух

  • Почва

Вопрос: Какие из этих условий на ваш взгляд являются наиболее важными для прорастания семян?


СЛАЙД 10. Опыт определения условий прорастания семян

Вопрос: Какое условие является обязательным для того, чтобы семена проросли?

Ответ: Вода.


СЛАЙД 11. Вода

  • Вода проникает через семявход (микропиле) внутрь семени

  • Стимулирует набухание (увеличение размеров)

  • Запасные питательные вещества переходят в растворенное состояние

  • И становятся доступными для питания зародыша.


СЛАЙД 12. Всхожесть – способность семян к прорастанию.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА по определению всхожести семян.


СЛАЙД 13. Задание: Определить процент всхожести семян, сравнить с данными таблицы и сделать вывод о качестве семян.

Вопрос: Какое практическое значение имеют знания о всхожести семян?

Ответ: Если всхожесть ниже, то необходимо либо увеличивать посевную площадь, либо отказаться от использования данных семян.


СЛАЙД 14. Семенам различных растений требуется разное количество воды для прорастания.

Задание: Проанализируйте данные, представленные на схеме, какой вывод можно сделать о природных условиях произрастания этих растений.

Ответ: Просо, кукуруза произрастают в более засушливом климате, чем остальные растения. Клевер и горох требуют большое количество воды для прорастания.


СЛАЙД 15. Кислород воздуха

Задание: Объяснить результаты опыта и сделать вывод

Вывод: Семена при прорастании дышат, т.е. потребляют кислород и выделяют углекислый газ

*** Задание по учебнику: Прочитать в § 11 первый абзац на стр.46 и составить правила хранения семян.

Проверка.

1.Семена следует хранить в хорошо проветриваемых сухих помещениях

2.Содержать семена в бумажных пакетах или мешках.

3.Нельзя использовать полиэтиленовые пакеты, т.к. они не пропускают воздуха, что может привести к гибели зародыша.


СЛАЙД 16. Температура

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим – мало. Это учитывается при определении сроков посева семян.

Растения можно разделить на теплолюбивые и холодостойкие.

ТЕПЛОЛЮБИВЫЕ Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры.

ХОЛОДОСТОЙКИЕ — Растения, семена которых прорастают при низкой температуре.


СЛАЙД 17. Задание по рисунку слайда «Температура, необходимая для прорастания семян»:

Какие растения относятся к теплолюбивым, а какие к холодостойким?


*** Задание по учебнику: Прочитать в § 11 последний абзац на стр.46, привести примеры растений разных температурных условий прорастания.

Вопрос: Семена каких растений высевают:

а) ранней весной? (Ответ: пшеница, рожь, редис, горох, салат).

б) поздней весной (Ответ: морковь, капуста)

в) в начале лета? (Ответ: огурцы, тыкву, перец, томаты, кукурузу).


СЛАЙД 18. Свет

Для прорастания семян свет не требуется. Он даже способен тормозить прорастание семян.

А семена такого растения как чернушка, прорастают только в темноте.

СЛАЙД 19. Почва

При посадке семян обязательно нужно учитывать особенности почвы.

Вывод:


В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую.


Вопрос: Какими особенностями обладают песчаные и глинистые почвы?

ПЕСЧАНАЯ почва –

  • Рыхлая

  • Много воздуха

  • Мало воды

ГЛИНИСТАЯ ПОЧВА —

  • Плотная

  • Мало воздуха

  • Много воды

СЛАЙД 20. Размеры семян и глубина их заделки

Глубина заделки семян зависит также и от размеров самих семян.

*** Задание по учебнику: Прочитать в § 11 последний абзац на стр.47 и привести примеры размеров семян и глубину их заделки в почву

  • Мелкие (мак, репа, салат) -1,5-2 см

  • Средние (огурцы, томаты, редис, лук) – 2-3 см

  • Крупные (фасоль горох, тыква, бобы) – 4-5 см


**** Практическая работа.

Предложить нескольким учащимся посадить в горшки семена разных растений, с учетом их размеров и типа почвы.


СЛАЙД 21. Запас питательных веществ

По рисунку, демонстрирующему значение питательных веществ для прорастания семян.

Задание: Сформулируйте цель опыта, методику опыта, его результаты и сделайте выводы, о том, какие семена лучше выбирать для посадки.

Ответ: Цель: Определить влияние запаса питательных веществ семени на прорастание и развитие проростков.

Методика постановки опыта: У 1 семени удалили 1,5 семядоли, у 2 — одну семядолю, у 3 семени семядоли оставили нетронутыми.

Результаты: Лучше всех разился проросток № 3, т.к. у него было больше всего питательных веществ для развития. Немного хуже № 2 и очень плохое развитие у проростка № 1., поскольку у них питательных веществ для развития было мало.

Вывод: Для посева лучше брать полновесные, крупные семена.


СЛАЙД 22. Фазы Луны

Семена лучше прорастают на «растущей» Луне. Это объясняется тем, что сила притяжения Луны ослабевает, и корешки быстрее прорастают в почву


СЛАЙД 23. Живой зародыш семени

Семена могут набухнуть, но никогда не прорастут, если зародыш семени погибнет из-за плохих условий хранения или из-за повреждения грибками или насекомыми-паразитами.


СЛАЙД 24. Значение семян

Вопрос: Для производства чего используют семена?

Ответ: а) Продукты питания – кондитерские изделия, хлеб, масло, каша и т.д.

б) Промышленные товары – мыло, крема, основа для грунта и т.д.


СЛАЙД 25. 5.Сообщение учащихся об использовании проросших семян в питании. Дегустация нескольких видов проростков.

СЛАЙД 26. Использование животными семян в пищу

6. Обобщение, закрепление знаний.

СЛАЙД 27. Вопросы:

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие условия необходимы для прорастания семян?

3. Какое практическое значение имеют знания об условиях прорастания семян?


  1. Домашнее задание

§ 11, задание 2 и 3 в рабочей тетради, написать правила посадки и хранения семян.

Заложить опыт согласно инструкции


Свежие документы:  Кроссворд по биологии «Общий обзор строения организма человека» 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: