Урок для 8 класса по теме: «Иммунитет»


МОУ «гимназия «Дмитров»

План-конспект урока 8 класс по курсу «Биология. Человек»

«Иммунитет»

Место урока: второй урок по теме «Кровь и кровообращение».

Цель: продолжить формирование понятия об иммунитете.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «лечебная сыворотка», «аллергия». Уточнить знания об органах иммунной системы.

Развивающие задачи: продолжить формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность вести здоровой образ жизни и соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Оборудование: таблица «Кровь»; атлас «Биология (человек)» на каждой парте; компьютер; презентация «Аллергия», выполненная учащимся и презентация «Развитие иммунологии», выполненная учителем в программе Power Point .

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа с учащимися, рассказ учителя, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с атласом, сообщение учащегося с демонстрацией презентации.

Оформление классной доски: * тема урока, таблица «Кровь»;

  • схемы, заполняемые в процессе урока;

  • Основные понятия.



План урока:

  1. Актуализация знаний.

  1. Индивидуальный опрос «Лейкоциты. Типы лейкоцитов. Открытие фагоцитоза — клеточного иммунитета И.И.Мечниковым».

  2. Беседа: «Можно ли назвать воспаление защитной реакцией организма?»

Отразить в схеме (на доске) этапы воспалительного процесса.

  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя: «Гуморальный иммунитет»

  2. Самостоятельная работа с атласом «Сравнение клеточного и гуморального иммунитета». Формулировка вывода «Иммунитет». Запись понятия в тетрадь.

  3. Беседа и составление схемы «Строение иммунной системы». Работа с понятийным аппаратом.

  4. Демонстрация презентации «Развитие иммунологии». Работа с понятийным аппаратом.

  5. Самостоятельная работа с учебником «Виды иммунитета». Вычерчивание схемы.

  6. Беседа о факторах, которые могут стать причиной снижения иммунитета.

  7. Сообщение учащегося с презентацией «Аллергия».

  8. Работа учащихся с атласом «ВИЧ – инфекция и СПИД».

Беседа о предупреждении заражения ВИЧ.

  1. Выводы.

  2. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Индивидуальный опрос «Лейкоциты. Типы лейкоцитов. Открытие фагоцитоза — клеточного иммунитета И.И.Мечниковым».

Краткое содержание ответа учащегося.

Лейкоциты – ядерные белые кровяные тельца, не имеющие постоянной формы, способные проникать между клетками эндотелия капилляров и активно перемещаться во все части тела.

В одном кубическом мм содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. При инфекционных заболеваниях их число резко увеличивается (патологический лейкоцитоз). При лучевой болезни, опухолях наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения).

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах, а разрушаются в селезенке и в очагах воспаления. Продолжительность жизни 5-9 суток.

Лейкоциты делят на два типа: ) незернистые (агранулоциты) и зернистые (гранулоциты) – фагоциты.

Явление фагоцитоза открыто И.И.Мечниковым. Наибольшей способностью к фагоцитозу обладают нейтрофилы, базофилы, эозинофилы. Они обеспечивают клеточный иммунитет.

  1. Вопрос к классу: «Можно ли назвать воспаление защитной реакцией организма?»

Краткое содержание ответа учащихся.

Воспалительная реакция, основанная на фагоцитарной активности лейкоцитов (лейкоциты гибнут, освобождая ферменты лизосом, разрушающие окружающие ткани). В очаге возникает покраснение, формируется гнойник (скопление погибших лейкоцитов), повышается температура.





Схема

«Этапы воспалительного процесса»

Повреждение тканей приводит к выделению веществ «привлекающих» фагоциты.

Фагоциты гибнут. Образуется гной.



Происходит

расширение кровеносных сосудов, покраснение, повышение температуры.


Повышается проницаемость мелких сосудов, что вызывает отек.


Отек, в свою очередь, раздражает нервные окончания и вызывает боль


Фагоциты уничтожают поврежденные и чужеродные клетки.


Заканчивается воспаление восстановлением поврежденных тканей.




  1. Изучение нового материала.

  1. Демонстрация портрета иммунолога П.Эрлиха.

Краткое содержание рассказа учителя «Гуморальный иммунитет»

* Другой формой защиты является гуморальный иммунитет, осуществляемый лимфоцитами. Лимфоциты образуют защитные белки – антитела, или иммуноглобулины, которые разрушают чужеродные белки, обеспечивают реакцию отторжения трансплантата и уничтожение естественных мутантных клеток. Лимфоциты обладают иммунной памятью (они живут более 20 лет).

Далее рассказ сопровождается демонстрацией схемы «Гуморальный иммунитет» в атласе (с.23).

* Различают лимфоциты (по месту созревания) Т-лимфоциты (тимусозависимые) и В-лимфоциты. Оба вида лимфоцитов образуются в костном мозге из стволовых клеток-предшественниц.

* Т-лимфоциты дифференцируются в вилочковой железе (тимусе). Различают Т-лимфоциты: Т-киллеры (убийцы) способны убивать чужеродные клетки, например опухолевые, клетки-мутанты, клетки чужеродных тканей трансплантатов;

Т-супрессоры (угнетатели) блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов, поддерживая гармоничное развитие иммунитета;

Т-хелперы (помощники) регулируют реакции иммунитета (при болезни СПИД поражаются Т-хелперы, что подавляет иммунитет).

* В-лимфоциты дифференцируются в лимфоидной ткани кишечника, аппендикса, миндалин, небно-глоточного кольца. Основная функция – создание гуморального иммунитета путем выработки антител (после встречи с антигеном В-лимфоциты мигрируют в селезенку, лимфатические узлы, где размножаются и превращаются а плазматические клетки, образующие антитела).



  1. Самостоятельная работа учащихся со схемой в атласе (с.23)

Задание: сравнить действия клеточного и гуморального иммунитетов.

Примерный ответ учащихся:

Фагоцитоз – клеточный иммунитет – это поглощение и переваривание «чужих» антигенов и их носителей. В уничтожении чужеродных молекул и клеток участвуют особые клетки – фагоциты. В результате фагоцитоза «чужой» антиген оказывается на поверхности фагоцита. Его распознают Т-хелперы (лимфоциты-помощники)), которые выделяют вещества, стимулирующие размножение и созревание Т- или В-лимфоцитов, чувствительных к данному антигену. Т-лимфоциты осуществляют клеточный иммунитет (убивают выделяют вещества, повреждающие мембрану «чужих» клеток и активизирующие фагоцитоз, а В-лимфоциты осуществляют гуморальный иммунный ответ. В результате иммунного ответа носитель антигена уничтожается различными способами. Одновременно образуются клетки иммунологической памяти. Благодаря им иммунный ответ на повторное появление антигена в организме осуществляется быстрее и сильнее, чем на первое.

Формулировка и запись понятия в тетрадь:

« Иммунитет – способность организма защищаться от живых тел, веществ, которые несут генетически чужеродную информацию (бактерии, вирусы, белки, клетки-мутанты)».



  1. Беседа: Какие ткани, органы обеспечивают иммунную защиту организму?

  • Фронтальная работа с рисунками атласа (с.22).

  • Составление схемы «Строение иммунной системы (на доске и в тетрадях)

Центральные органы иммунной системы

Красный костный Тимус

мозг (вилочковая железа)



В Т



Кровь





Периферические органы иммунной системы

  • Миндалины

  • Лимфатические узлы и узелки

  • Селезенка

Вывод: Иммунная система объединяет органы, ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступивших извне или образующихся в организме.



  1. Демонстрация презентации «Развитие иммунологии»

1-й слайд * Иммунология – наука, изучающая защитные реакции организма.

*Портрет Э. Дженнера (1749-1823)

2-й слайд * Фотография ребенка с оспенными пузырьками на лице (сканированное фото из книги для чтения по анатомии И.Д.Зверева).

3-й слайд * Рисунок и изображением Э.Дженнер прививает мальчика от оспы (сканированный рисунок из книги для чтения по анатомии И.Д.Зверева).

4-й слайд * 19 век. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер. Он заметил, что женщины, доившие коров, на вымени которых были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Почему? Ответ найти в учебнике. Ответ учащихся: «Дженнер привил жидкость, взятую из оспинок коров, здоровому мальчику, а через некоторое время привил ему человеческую оспу. Но мальчик не заболел. В его организме после прививки выработались антитела, которые защитили его от болезни. Жидкость, содержащую ослабленные микробы или их яды, называется вакциной» (запись термина в тетрадь).

5-й слайд * Портрет Луи Пастера (1822-1895)

Луи Пастер, французский микробиолог, продолжил дело Э.Дженнера.

Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы.

6-й слайд * В результате опытов были получены вакцины, в том числе и от бешенства.

Вопрос: Какой микроорганизм вызывает это заболевание? Как им можно заразиться? Чем он опасен? Ответ найти в учебнике.

Ответ учащихся: «Бешенство вызывает вирус, поражающий собак, лис, волков и других животных. Заразиться человек может при укусе больным животным. Вирус опасен тем, что поражает клетки нервной системы. У заболевшего человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или от прекращения сердечной деятельности может наступить смерть.

Необходимо выполнить курс прививок против бешенства! Это временный иммунитет.

  1. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: Прочитать в тексте учебниках о видах иммунитета, составить и начертить схему в тетради «Виды иммунитета».

















Наследуется ребенком от матери (люди Появляется после попадания в кровь

с рождения имеют антитела в крови). Чужеродных белков (корь, ветрянка, оспа и т.д.)

предохраняет от собачьей чумы и чумы

крупного рогатого скота

Врожденный Приобретенный

(пассивный) (активный)

Естественный

ВИДЫ ИММУНИТЕТА

Искусственный

Активный Пассивный

Появляется после прививки. Появляется при действии

Заболевание протекает в ослабленной лечебной сыворотки, содержащей

Форме. Вызывает появление собственных необходимые антитела.

Антител.



  1. Беседа: «Факторы снижения иммунитета».

Примерные ответы учащихся:

  • нездоровый образ жизни;

  • неправильное питание;

  • стрессы;

  • загрязненная окружающая среда;

  • тяжелые физические и умственные нагрузки;

  • частые бактериальные и вирусные болезни.

  1. Сообщение учащегося с презентацией «Аллергия — заболевание, связанное с ослаблением иммунитета».

  2. Фронтальная беседа: «ВИЧ-инфекция и СПИД». Работа с атласом «Биология (человек)» (с.25).

1). Строение ВИЧ – вируса иммунодефицита человека.

2). Жизненный цикл ВИЧ.

3). СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – конечная стадия ВИЧ-инфекции.

4). Пути передачи ВИЧ от зараженного человека: через кровь, половым путем, при беременности и кормлении грудью, от зараженной матери ребенку.

5). Типичное течение ВИЧ – инфекции.

6). ВИЧ не передается: через воду, через пишу, через одежду, через воздух, при рукопожатии, при медосмотрах, животными.

  1. Выводы: Значение иммунитета для человека.

  • Поддержание здоровья человека.

  • Иммунитет – внутренний барьер на пути бактерий и вирусов.

  • В формировании иммунитета участвуют различные формы лейкоцитов.

  1. Домашнее задание: п.15, в рабочей тетради выполнить №53-59.

Знать определение понятий: «иммунитет»; «врожденный, приобретенный, естественный, искусственный, активный, пассивный иммунитеты»; «Клеточный и гуморальный иммунитет»; «вакцина»; «лечебная сыворотка»; «прививка».

** Подготовить сообщения о пересадках органов, переливании крови.



В подготовке урока были использованы:

  1. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах», Е.А. Резанова

  2. Методика для учителя «Биология (Человек)», Р.Д.Маш, А.Г.Драгомилов

  3. Учебник «Биология (Человек)» 8 класс, Р.Д.Маш, А.Г.Драгомилов

  4. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов

  5. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д.Зверев

  6. Википедия – свободная энциклопедия

  7. Ресурсы интернет.











Учитель биологии гимназии «Дмитров» Орлова В. И.



8


Свежие документы:  ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ для 6 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: