Урок для 8 класса по теме: «Значение и строение кожи»


Класс: 8

Предмет: биология

Учитель: Сверзоленко Е. Г.

В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках способствует активизации деятельности учащихся. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Формами интерактивного обучения являются групповые формы работы. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте.

Урок для 8 класса по теме «Значение и строение кожи» составлен, на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и разработан на основе технологии развития критического мышления. Данный урок является первым в теме «Кожа». Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала. На уроке реализуется схема вызов — осмысление — рефлексия. На стадии вызова учащиеся работая в группах, делают свои предположения, т.е. выдвигают гипотезу, на стадии осмысления проверяют гипотезу в ходе практической работы, а затем сверяют свои предположения и практику с текстом учебника. На стадии рефлексии идет формирование способностей в принятии совместного решения. Вывод: данные формы и методы обеспечивают повышение эффективность урока.















Тема урока: Значение и строение кожи.


Цель:

1. Установить взаимосвязь между строением и функциями кожи, показать приемы определения типа кожи и волос.

2. Развивать умение работать с текстом учебника, проводить наблюдения, анализ, делать выводы, работать в группе.

3. Воспитывать потребность в соблюдении правил личной гигиены.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Основные понятия и термины: Эпидермис. Дерма. Гиподерма. Кожные рецепторы. Кожный пигмент. Сальные и потовые железы. Волосы и ногти. Жирная, нормальная и сухая кожа. Загар.

Оснащение урока: учебная таблица «Кожа», лупы, препаровальные иглы, бумажные салфетки.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационный момент.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.









Ход урока:

Этап,

дидактический момент

Задача дидактического момента

Содержание учебного материала

Метод обучения

Форма организации познавательной деятельности

Конкретный результат

1. Организационный момент

Организовать учащихся для восприятия новых знаний.

Проверить наличие школьных принадлежностей на рабочих местах, разделить учащихся на 6 групп, спросить о готовности к уроку.

Репродуктивный

Коллективный

Учащиеся поделены на 6 групп и готовы к восприятию нового материала.

2. Мотивационный момент

Подготовить учащихся к усвоению нового материала с опорой на ранее полученные знания.


1. Актуализации знаний:

Конечные продукты обмена веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями.

Назовите эти пути.

Учащиеся называют органы, выводящие конечные продукты обмена веществ: почки, легкие, а еще кожу.

2. Введение темы.

Сегодня мы познакомимся с таким органом как кожа и узнаем ее строение и функции.

Эвристический

Фронтальная, индивидуальная

Учащиеся готовы к восприятию темы.

3. Усвоение нового материала

Изучить строение и значение кожи, закрепить умение работать в группе, с текстом учебника,

заполнять таблицу, давать полный и развернутый ответ.







3.1. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа получает вопрос, на который должна ответить, используя знания, полученные на уроках физики, химии и свой жизненный опыт, проверив свои предположения на практике и ознакомившись с текстом учебника, проверяют правильность своих предположений.

3.2. Подведение итогов работы в группах.

По ходу обсуждения вопросов заполняется таблица, состоящая из 3 колонок: слои кожи, строение слоя кожи, значение слоя кожи.

Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Групповая

1. Каждая группа должна подготовить полный и развернутый ответ на свой вопрос. 2. Итогом обсуждения будет заполнение таблицы.


Изучить строение и значение эпидермиса.




3.2.1. Выступление 1 группы.

1. Учащиеся отвечают на вопрос: что такое загар, как он образуется, какое значение имеет?

2. Подводится итог о строении и значении эпидермиса, используя учебную таблицу.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.


Индивидуальная, фронтальная

1. Группа даёт полный и развернутый ответ.

2. Заполнение таблицы по эпидермису.


Изучить значение дермы в теплорегуляции

3.2.2. Выступление 2 группы. Учащиеся отвечают на вопрос: почему в бане кожа краснеет, а на морозе бледнеет?

Проблемный, частично-поисковый

Индивидуальная, фронтальная

1. Группа даёт полный и развернутый ответ.

2. Заполнение таблицы по дерме.

Изучить рецепторную функцию дермы

3.2.3. Выступление 3 группы.

1. Учащиеся отвечают на вопрос: при раздражении кожи острием в одних местах ощущается как прикосновение, в других как укол, в третьих – как тепло или холод? Дайте объяснение этому явлению.

2.Работа всех учащихся класса. Каждый ученик проводит тест на чувствительность кожи с использованием препаровальной иглы.


Проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Фронтальная, индивидуальная

1. Группа даёт полный и развернутый ответ.

2. Продолжение заполнения таблицы по дерме.

3.Проверка теории на практике.

Изучить значение потовых желез дермы.

3.2.4. Выступление 4 группы.

1.Учащиеся отвечают на вопрос: если поместить человека в бассейн, температура воды 50-60 °С, то произойдет перегревание организма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воздуха 50-60 °С человек не перегревается?


Проблемный, частично-поисковый

Фронтальная, индивидуальная

1. Группа дает полный и развернутый ответ.

2. Заполнение таблицы по дерме.

Развивать умения наблюдать и делать выводы, показать приемы определения типа кожи.


3.2.5. Работа всех учащихся.

1. Проведение наблюдения: Рассмотрение в лупу кожи ладонной и тыльной стороны кисти. В ходе наблюдения найти на ладонной стороне линии и мелкие поры – это выходы потовых желез, а на тыльной стороне из пор выходят стержни волос, а поры на коже образуют ромбы и треугольники. Поры – это устья волосяных сумок.

Вопрос классу: Почему ограниченная порами кожа на тыльной стороне кисти блестит? Для ответа на вопрос использовать таблицу «Кожа».

2. Работа в парах: провести тест по определения типа кожи у своего соседа с использованием бумажной салфетки. Жирная кожа оставляет следы на бумажной салфетке, если ее прижать к лицу, она блестит и лоснится, ее поры хорошо видны. Сухая кожа тонкая, и часто шелушится. Нормальная кожа этих недостатков не имеет.

Исследовательский, частично-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, групповая

1. Каждый ученик проводит наблюдения: рассмотрение в лупу кожи ладонной и тыльной стороны кисти.

Учащиеся отвечают на вопрос: в поры впадают протоки сальных желез, и блеск предает кожное сало.

2. Овладели приёмами определение жирности кожи.

Изучить значение мышц кожи в теплопродукции.




3.2.6. Работа 5 группы.

1. Учащиеся отвечают на вопрос: почему говорят «гусиная кожа» и «волосы дыбом встали»? С чем это связано?

2.Работа с текстом учебника и заполнение таблицы по дерме.

3. Учитель подводит итог о строении и значении дермы с использованием учебной таблицы.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, индивидуальная

1. Группа дает полный и развернутый ответ.

2. Завершение заполнения таблицы по дерме.

Изучить строение и значение гиподерме.

3.2.7. Работа 6 группы.

1. Учащиеся отвечают на вопрос: что смягчает ушибы при падении?

2. Подводятся итоги о строении и функции гиподермы.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Фронтальная, индивидуальная

1. Группа дает полный и развернутый ответ.

2. Заполнение таблицы по гиподерме.

4. Закрепление

Закрепить знания учащихся о строении и значении кожи.

Проведение теста:

Установить соответствие между буквами и цифрами:

а. Эпидермис

б. Дерма

в. Гиподерма

1.Образован эпителиальной тканью

2. Содержат потовые железы

3. Связывает кожу с мышцами

4. Придает коже эластичность

5. Содержит пигмент

6. Содержит мертвые клетки

7. Смягчает ушибы

8. Обеспечивает кожную чувствительность

9. Защищает от переохлаждения

10. Обеспечивает охлаждение организма

Ответы: а-1, 5, 6

б-2, 4, 8,10

в-3, 7, 9

Репродуктивный

Индивидуальная

Выполнение теста и самопроверка результатов.

Отметка «5», если все или 9 правильных ответов; «4», если 8 или 7 правильных ответов; «3», если 6 или 5 правильных ответов и «2», если 4 и менее правильных ответов.

5. Домашнее задание

Инструктировать учащихся о выполнении домашнего задания.

Учитель инструктирует о выполнении домашнего задания: изучить материал параграфа, записи в тетрадях, написать правила гигиены кожи, ногтей и волос.


Репродуктивный

Коллективный

Запись домашнего задания в дневники

Свежие документы:  Кроссворд к уроку биологии 6 класс «Многообразие цветковых растений» по теме «Семя»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: