Урок для 9 класса по теме: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»


тема: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»

9 класс

(урок с использованием элементов

технологии развития критического мышления учащихся)

Цели и задачи урока:

Образовательная

  • Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки.

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

  • В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотоическом и эукариотическом.

Воспитательная

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; Воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.

Развивающая

  • Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.

  • Развивать логику и критическое мышление.

  • Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий

Методическая:

  • показать применение элементов  технологии РКМЧП на уроках биологии.

Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь:
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
— знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
— различать прокариотические и эукариотические клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;

Оборудование

  • Таблицы с изображением животных и растительных клеток;

  • Три различных текста(таблицы) о растительной, животной и бактериальной клетках;

  • Индивидуальные листы с заданиями.

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент 1-2 мин

2. Проверка знаний учащихся:

1. Тест. (для сильных учащихся)

2. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:


1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)

2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)

3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)

4. рибосомы состоят из_______(белка и РНК)

5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)

6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)

7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)

8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)

9. синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)

Задание 2.

Составьте синквейн к слову «клетка»

Задание 3.

Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:

  • Транспортная сеть (ЭПС)

  • Электростанция (митохондрии)

  • Завод по производству белка (рибосомы)

  • Завод по утилизации отходов (лизосомы)

  • Хранитель информации (ядро)

  • Склад (комплекс гольджи)

  • Крепостная стена. (Мембрана)

Эпиграф урока:
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».
Джордано Бруно

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА:

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

(4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)

Учитель: Что значит изучать объект живой природы?

(Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)

Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?

(Ботаника, микология, зоология, микробиология)

Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?

( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)

Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека)

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток)

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

Задачи:

    1. Выявить характерные признаки прокариот и эукариот

    2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

  • Развивать логику и критическое мышление.

  • Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.

  • Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ

  • Воспитывать чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах;


Задание для 1-й группы.

1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) настройте микроскоп;

б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.

в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?

2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

3.На листе ватмана зарисуйте схематически растительную клетку. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки.

4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.

Задание для 2-й группы.

1.Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:

а) настройте микроскоп;

б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.

в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?

2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)

3. На листе ватмана зарисуйте животную клетку. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).

4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.

III. Этап рефлексии.

Ответы первой, второй групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.

Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).

После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:

Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

  1. Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.

  2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.

  3. Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)

  4. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)

  5. Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.

  6. Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.

Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.

ОМС сравнение эукариот и прокариот.

Затем учащиеся выполняют тестовые задания: (Каждому раздать карточки)

Выберите правильный ответ:

1) К эукариотам не относятся:

А. Шампиньон обыкновенный.

Б. Пастушья сумка.

В. Холерный вибрион.

Г. Амеба – протей.

2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

А. Покрыты защитной оболочкой.

Б. Служат для расселения.

В. Служат для размножения.

Г. Способны переждать неблагоприятные условия.

3) В клетках бактерий ДНК:

А. Линейная.

Б. Кольцевая.

В. Находится в ядре.

Г. Отсутствует.

4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

А. Митохондрии.

Б. Комплекс Гольджи.

В. Рибосомы.

Г. ЭПС.

После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.

Правильные ответы заранее записаны на доске:

1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.

Стадия рефлексии

Подведение итогов урока и рефлексия



Домашнее задание: Изучить § 2. 7.

















































Сравнительная таблица

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

Прокариотическая (бактериальная)

Мембрана






Клеточная стенка




Цитоплазма






Ядро






Клеточный центр




Рибосомы






Митохондрии






Эндо-плазматическая сеть (ЭПС)




Аппарат Гольджи




Лизосомы






Пластиды






Вакуоли






Мезосомы






Кольцевая ДНК














Признак

Прокариоты

Эукариоты

Организмы



Форма клетки



Наличие ядра



Генетический материал



Плазмиды



Наличие ядрышек



Деление



Клеточная стенка



Капсула или

слизистый слой



Жгутики



Цитоплазма



Органойды



Дыхание



Фотосинтез



Спорообразование

























Лист самооценки за урок Ф.И____________________

Задания

Оценка

1

Опрос домашнего задания


2

Работа в группах


3

Ответ у доски


4

Закрепление нового материала


5

Рефлексия



Оценка за урок



Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

— работать с научным текстом,

-составлять биологические схемы,

— классифицировать организмы,

— выделять основание для классификации,

— правильно применять научные термины,

— анализировать прочитанный текст,

— делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.





Лист самооценки за урок Ф.И____________________

Задания

Оценка

1

Опрос домашнего задания


2

Работа в группах


3

Ответ у доски


4

Закрепление нового материала


5

Рефлексия



Оценка за урок



Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

— работать с научным текстом,

-составлять биологические схемы,

— классифицировать организмы,

— выделять основание для классификации,

— правильно применять научные термины,

— анализировать прочитанный текст,

— делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.





Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Путешествие в мир рыб»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: