Урок на тему «Деление клетки. Митоз»



Урок на тему «Деление клетки. Митоз»

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;

Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.


Оборудование: таблицы: «Биосинтез белка», «Редупликация ДНК», «Синтез иРНК», «Митоз», динамическая модель деления клетки, учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Тестирование (приложение 1);

  2. Работа у доски (приложение 2);

  3. Где и как происходит трансляция? (рассказ обучающихя);

  4. Найти ошибку в тексте: Рибосомы, передвигающиеся по одной иРНК, называются полисомой. Они синтезируют разные белки. Когда синтез окончен, рибосома переходит на другую иРНК. (правильный ответ – один и тот же белок).

  1. Изучение нового материала:

  1. Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.

  2. Учитель сообщает цель урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.

  3. Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии. Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):

Деление:

А – основа размножения

Б – основа роста и развития

В – основа восстановления поврежденных органов и тканей

Г – поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)

4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них – митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.

5. Рассказ учителя о жизненном цикле клетки и продолжительности интерфазы и митоза сопровождается поэтапным закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся (приложение 3).

6. Сообщения обучающихся о влиянии внешних факторов и химических веществ на деление клеток, с демонстрацией фото уродств, возникающих у зародыша человека при нарушении процессов деления и развития его клеток под влиянием алкоголя.

IV. Закрепление:

    1. Работа с динамической моделью деления клетки. (На магнитной доске в беспорядке располагаются модели клеток, соответствующие разным фазам митоза. Они закрыты, обучающиеся их не видят.) Учитель дает задание еще раз хорошо рассмотреть таблицу: «Митоз», запомнить все фазы деления и интерфазу, а потом убирает эту таблицу и открывает закрытые модели клеток, предлагая восстановить порядок их расположения.

    2. Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?

Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?

Какие фазы включает в себя митоз?

В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки?

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание: параграф 2.14, заполнить таблицу: «Митоз»


Фазы митоза

Характеристика фаз митоза






Приложение № 1. (тестирование)

1 вариант:

1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:

А – аминокислота

Б – белок

В – ген

2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:

А – рибосомы

Б – ядрышко

В – ядерная оболочка

Г – хромосомы

3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:

А – транскрипция

Б – трансляция

В – репликация

4. Какова функция ДНК в синтезе белка

А – самоудвоение

Б – транскрипция

В – синтез тРНК и иРНК

5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:

А – 100

Б – 30

В – 20




2 вариант:

1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:

А – молекула ДНК

Б – ген

В – нуклеотид

Г – триплет нуклеотидов

2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:

А – ГТГАГЦТГА

Б – ГУУАГЦУГА

В – ЦААУЦГАЦУ

3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:

А – белок третичной структуры

Б – белок вторичной структуры

В – полипептидная цепь

4. Чему соответствует код триплета и РНК:

А – аминокислота

Б – белок

5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:

А – аденин

Б – гуанин

В – урацил

Г – Тимин


3 вариант:

1. Какие компоненты составляют тело рибосомы:

А – мембраны

Б – белки

В – углеводы

Г – РНК

Д – жиры

2. Чему соответствует информация одного гена молекулы ДНК:

А – белок

Б – аминокислота

В – ген

3. Синтез полипептида на матрице иРНК называется:

А – транскрипция

Б – трансляция

В – репликация

4. Матрицей для процесса транскрипции является:

А – ДНК

Б – полипептидная цепь

В – иРНК

Г – аминокислота

5. С какой структурой ядра связано образование всех видов РНК:

А – ядерная оболочка

Б – ядрышко

В – хромосомы

Г – ядерный сок




Приложение № 2

(задание выполняется на доске, по вариантам, разными обучающимися)

  1. Достроить вторую цепь ДНК и иРНК, комплементарную ей, определить, какие аминокислоты закодированы в последовательности нуклеотидов ДНК:

1 вариант: 2 вариант:

ДНК: 1- ААГ-ТТЦ-ЦГТ ДНК: 1 –АЦЦ-ГГА-ТАТ

(2 – ТТЦ-ААГ-ГЦА (2 – ТГГ-ЦЦТ-АТА

иРНК: ААГ-УУЦ-ЦГУ иРНК: АЦЦ-ГГА-УАУ

аминокислоты: лизин аминокислоты: треонин

фенилаланин глицин

аргинин) тирозин)


  1. Дополнительные вопросы: Что такое транскрипция?

Что такое трансляция?


  1. Определить тРНК, которые необходимы для доставки аминокислот к рибосомам во время синтеза белка (к предыдущему заданию):

1 вариант: 2 вариант:

тРНК: УУЦ-ААГ-ГЦА тРНК: УГГ-ЦЦУ-АУА


4. Установить логическую связь между понятиями. Ответ обосновать:

1. ген 3. кодон

2.трансляция 5. ядро

3. триплет 2. рибосомы

4. тРНК 1.ДНК

5. транскрипция 4. антикодон



Приложение № 3

(схема записывается во время объяснения учителем новой темы, на доске и в тетрадях обучающихся)


Жизненный цикл клетки


Интерфаза Митоз

(между делениями): (деление):

редупликация ДНК профаза

запас АТФ метафаза

увеличение числа органоидов анафаза

удвоение центриолей телофаза



Вопросы, задаваемые по ходу объяснения и заполнения схемы

(поэтапное закрепление)

  1. Что такое редупликация?

  2. Как она происходит?

  3. Как вы думаете, зачем запасается АТФ?

  4. Для чего происходит увеличение числа органоидов?

  5. Какую функцию выполняют центриоли в клетке?

  6. Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в профазе митоза?

  7. Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в телофазе митоза?





Свежие документы:  Урок по теме: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: