Урок обобщения «Своя игра» по теме: «В мире червей» для 7 класса


Куликова Юлия Валерьевна,

учитель химии и биологии

НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД»

Урок обобщения «Своя игра» по теме: «В мире червей».

7-й класс

Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях разных типов червей.

Задачи урока:

1. Развитие познавательного интереса учащихся биологии.

2. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Особенности плоских, круглых и кольчатых червей».

3. Развитие умений работать в группе.

4. Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.

4. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.

Оборудование: мультимедийная система, игровые поля (на ватмане), маркер, викторина для болельщиков, кроссворд для болельщиков

  1. Правила игры.

Игра проводится в три раунда: синий, зеленый, красный. Каждая команда выбирает вопрос в теме на определенное количество баллов, заявленных в карте-путеводителе. Отвечает команда, которая первой заявляет о готовности. В случае неверного ответа, право на ответ получает другая команда. Команде, ответившей правильно, переходит право выбора следующего вопроса.

Три вопроса в каждом из раундов объявляются соответственно: «Счастливый случай» (команде присуждается без ответа 20 баллов), «Кот в мешке» (вопрос переходит к другой команде), «Аукцион» (команды выставляют свою цену за вопрос и отвечает та команда, которая объявила большую цену – до 100 баллов), если команда дала неверный ответ, то заявленное количество баллов у команды снимается.

Длительность синего и зеленого раунда – 20 минут. На решение задачи в красном раунде отводится 2 минуты. Выслушиваются версии каждой команды и команде, ответившей правильно, начисляется 50 баллов.

Зрители могут принести дополнительные очки своей команде, участвуя в Викторине для болельщиков.

За некорректное поведение болельщиков со счета команды снимается 10 баллов.


ЗЕЛЕНЫЙ РАУНД

Особенности строения червей

10 – Тело нематод снаружи покрыто оболочкой. Как она называется? (Кутикула)

20 – Внешние половые различия нематод – это … (Половой диморфизм)

30 – Какой белок препятствующий свёртыванию крови содержится в слюне пиявок. (Гирудин)

40 – Органы передвижения кольчатых червей. (Параподии) ВОПРОС — АУКЦИОН

50 – Орган выделения кольчецов, воронка которого обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу. (Метанефридии)

Многообразие червей

10 – Назовите червя, длина тела которого достигает 30 метров. (Бычий цепень) СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

20 – Представитель паразитических червей, цикл развития которого происходит без смены хозяев. (Аскарида)

30 – Назовите самый многочисленный тип червей. (Тип Круглые черви)

40 – У червей, какого типа впервые появляется кровеносная система (Тип Кольчатые черви)

50 – Этот червь вызывает появление желтухи, закупоривая желчные протоки. (Печеночный сосальщик)

Классификация

10 – К какому типу и классу относится молочно-белая планария?(Тип Плоские черви, класс Ресничные черви)

20 – Назовите тип и класс, к которому относится нереида. (Тип Кольчатые черви, класс Многощетинковые черви) «КОТ В МЕШКЕ»

30 – Эти черви обладают высокой регенерацией. (Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви)

40 – К какому типу червей относятся: острица, трихинелла, нитчатка? (Тип Круглые черви (Нематоды))

50 – Перечислите классы червей, относящиеся к типу кольчатые черви. (Класс Многощетинковые, Класс Малощетинковые, Класс Пиявки)

СИНИЙ РАУНД

Особенности строения*

10 – Как называются скопления нервных узлов в передней части тела червей? (мозговые ганглии)

20 – Сколько слоев образуют тело червей? Назовите эти слои. (три слоя: экто-, энто-, мезодерма)

30 – У каких червей утрачивается пищеварительная система и питание осуществляется путем диффузии? (Ленточные черви)

40 – Чем представлена выделительная система круглых червей? (одноклеточные кожные железы) ВОПРОС-АУКЦИОН

50 – Представители, какого типа не имеют анального отверстия? (Плоские черви)

Размножение и развитие

10 – Назовите тип развития кольчатых червей. (Прямое или с превращением)

20 – Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика? (Моллюск Прудовик малый)

30 – Пузырек с ввернутой внутрь головкой и шейкой. (Финна)

40 – Назовите стадию развития печеночного сосальщика, прикрепленную к растениям и покрытую толстой оболочкой. (Циста)

50 – Черви этих типов как правило являются раздельнополыми. (Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви)

Значение

10 – Какой тип червей дал начало кольчатым червям? (Примитивные Плоские черви)

20 – Как называется наука, изучающая червей паразитов? (Гельминтология) «КОТ В МЕШКЕ»

30 – Эти черви на личиночной стадии вызывают воспалительный процесс в бронхах сопровождающийся выделением мокроты. (Аскарида человеческая)

40 – Эти черви используются в медицине для лечения тромбообразования. (Пиявки) СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

50 – Как в медицине называется лечение пиявками? (Гирудотерапия)

КРАСНЫЙ РАУНД

Эта болезнь, встречающаяся в тропическом поясе, приводит к изменению формы и объема органов. В большинстве случаев отмечается поражение ног, но известны и другие случаи заболевания (в частности отек мошонки). Передается с укусами комаров. Развивается паразит в лимфатических протоках.

Как называется болезнь, и каким паразитом вызывается? (Слоновая болезнь, Тип Круглые черви, Филярии)


Итог урока.

В итоге подсчитываются заработанные очки и определяется победитель.









Свежие документы:  Конспект урока биологии для 9 класса на тему «Возникновение жизни на Земле»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: