Для 6 КЛАССа
«Растения отдела Покрытосеменные.
Семейства класса Двудольные»
Учитель: Скляренко А.Н.
МКОУ Великоархангельская СОШ
Цели урока:
Образовательные:
знакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных класса двудольных;
показать их биологически е особенности;
расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений.
Развивающие:
продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения; давать морфологическую и систематическую характеристику;
продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками, таблицами, новыми терминами, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
показать целесообразность в природе всех живых организмов;
прививать внимательное и бережное отношение ко всем живым объектам окружающей среды.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы работы: беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа с учебником.
Базовые понятия: Семейство Розоцветные. Семейство Мотыльковые. Семейство Крестоцветные. Семейство Паслёновые. Семейство Сложноцветные.
Оборудование:
1.экран; 2.компьютер; 3.проектор; 4.презентация; 5.карточки; 6.муляжи цветков различных семейств; 7.гербарии растений.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка организации рабочих мест. | Организация рабочих мест, приветствие. | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Проверка знаний обучающихся | 1.Проверка рисунков в тетрадях. 1.Работа по карточкам (работают два человека, затем проверяют друг у друга). Карточка №1 Заполнить таблицу
Карточка №2 Распределить утверждения в соответствующие графы
1.Зародыш семени с двумя семядолями. 2.Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3.Листья обычно имеют перистое жилкование. 4. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 5.Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. 6.Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему. 7.Обычно древесные и травянистые формы. 2.Фронтальная работа с классом (назначается один ученик, который дополняет и ставит оценки отвечающим). 1) Дайте общую характеристику Покрытосеменных. 2) Сравните Покрытосеменные и Голосеменные. |
Проверяют работы друг у друга, выставляют оценки.
Назначенный ученик дополняет по необходимости и выставляет оценки. | 7 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Постановка целей урока. Сообщение темы урока. Запись темы в тетрадь. | Тема «Семейства класса Двудольные» (слайд 1)
| Ученики тему записывают в тетрадь | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Актуализация знаний обучающихся | Роза Астра Это стихи про цветы. Но все эти разные цветы что-то объединяет. А что их объединяет, вы ответите мне в конце урока. |
| 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Этап изучения нового материала | 1.Строение цветка Повторим строение цветка (слайд 3) 2.Общая характеристика семейства Класса Двудольные.
Т – тычинка П – пестик Л – лепестки Ч – чашелистики — обоеполый цветок Объяснение строения цветов разных семейств сопровождается показом на муляжах. 3.Семейство Розоцветные (объяснение сопровождается показом презентации). А) Жизненные формы: древесные, кустарниковые, травянистые. Б) Листья простые и сложные. В) Двойной околоцветник. Г) Формула цветка: Ч5Л5Т¥П1 или Ч5Л5Т¥П¥ Д) Представители: яблоня, земляника, шиповник, абрикос, рябина, черёмуха, малина. Е) Использование: лекарственное, декоративное, фрукты (слайды 4-8) 4.Семейство Крестоцветные А) Жизненные формы: преимущественно травянистые. Б) Листья простые и сложные. В) Формула цветка: Ч4Л4Т4+2П1 Г) Представители: капуста, хрен, горчица, сурепка. Д) Использование: овощные, масличные, медоносы, лекарственные (слайды 9-12) 5.Семейство Паслёновые Работа с учебником. После ответа детей учитель уточняет, дополняет. А) Жизненные формы: древесные и травянистые. Б) Двойной околоцветник. В) Листья простые и сложные. Г) Формула цветка: Ч5Л5Т5П1 Д) Представители: картофель, томат, баклажан, табак Е) Использование: пищевые культуры, кормовые, лекарственные, ядовитые (13-16)
6.Физпауза (под музыку)
7.Семейство Мотыльковые. А) Жизненные формы: древесные, кустарники, травы. Б) Листья сложные. В) Формула цветка: Ч5Л3+2Т10П1 Д) Представители: мимоза, горох, акация, клевер, люцерна, арахис, соя. Е) Использование: пищевые, кормовые, медоносы, лекарственные (17-20) 8.Семейство Сложноцветные. А) Жизненные формы: травы, реже полукустарники, иногда кустарники и невысокие деревья. Б) Листья простые. В) Формула цветка: Л5Т5П1 Г) Представители: подсолнечник, астра, хризантема, василёк, мать-и-мачеха. Д) Использование: пищевые, масличные, лекарственные, декоративные, сорняки (слайды 21-24) | Дети рассматривают слайд
Ученики записывают обозначения в тетрадь
Обучающиеся в тетрадь записывают только названия семейств и формулы цветков.
Представителей семейств ученики называют сами по картинкам.
Ученики самостоятельно читают текст в учебнике Семейство Паслёновые, записывают формулу цветка, устно называют представителей.
Под музыку дети выполняют упражнения или танцуют
Обучающиеся самостоятельно называют использование представителей семейств.
| 25 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Первичное закрепление материала | 1.Блиц-опрос. 1.Какое растение из семейства Мотыльковые прячет орехи в земле? (Арахис.) 2. Какое растение из семейства Мотыльковые называют растительной коровой? (Соя.) 3. Из семян какого крестоцветного растения получают пищевую приправу и лекарственное средство? (Из горчицы.) 4. Плоды какого растения из семейства Розоцветные — жаропонижающее средство? (Малина.) 5. Плоды каких растений из семейства Розоцветные богаты витамином С? (Шиповник, рябина.) 6.Какое растение из семейства Паслёновые называют вторым хлебом? (Картофель) (слайд 25) 2.Работа с гербариями Дети рассматривают предложенный гербарий, называют растение и к какому семейству принадлежит. | Ученики быстро подходят к доске и на слайде показывают нужное растение
Дети рассматривают предложенный гербарий, называют растение и к какому семейству принадлежит. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание | Параграф 43, рисунок одного растения из каждого семейства. Слайд 26 | Обучающиеся списывают задание со слайда | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Подведение итогов | 1.Какую тему рассматривали на уроке? 2.Какие семейства класса Двудольные мы сегодня изучили на уроке? 3.Что объединяет все семейства класса Двудольные? 4.Как вы оцениваете свою работу на уроке? 5.Выставление оценок. |
| 3 мин |