Урок по технологии развития критического мышления по теме: «Цветок- орган семенного размножения» для обучающихся 6 класса


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 п. Сафоново-1












Урок по технологии развития критического мышления по теме:


«Цветок- орган семенного размножения»


для обучающихся 6 класса













Составитель:

Учитель биологии

МОУСОШ №5 п. Сафоново

Быстрова В.В.











п. Сафоново, 2009г.

Урок по технологии развития критического мышления в 6-ом классе по теме:


«Цветок- орган семенного размножения»



Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательная: изучить особенности строения цветка.

Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.


Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.



I.Этап урока «Вызов»

Учитель: «Ребята, малыши начальных классов сочиняли загадки, две из них я хочу вам прочитать».

1.Загадка

«На праздник их дарят, «Тонкий стебелёчек,

И в дни поздравлений, Яркий лепесточек,

Когда всем здоровья и счастья желают, Радуется солнышку,

Посмотришь на них и радость внутри, Маленький………..»

Красивее их на земле не найти».


Ребята разгадывают загадки (Цветы, Цветочек )

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку?

(Возможно, мы их будем изучать…)

Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и нас, темой – Цветок. А почему?… Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока.

  • Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок – орган семенного размножения»

  • Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадках (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают цветок.)

Учитель: Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК. Для этого, вам необходимо вспомнить строение побега, виды почек…

(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин).

Учитель: Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать).

Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.

Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы в сигнальных листиках, которые лежат у вас на столах.




ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Возможные записи обучающихся( он состоит из лепестков, у него есть ножка, бутон, растут группой, мелкие и т.д.



















Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу. (Учитель заполняет колонку)


Оформление доски (таблица1)


ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ


  1. Этап «Осмысление»

Учитель: Вот как много слов мы записали. Внимательно посмотрите еще раз и попробуйте соотнести их к предложенным биологическим понятиям: строение, функции, многообразие.

( Работа может проводиться как индивидуально, так и в группах 2-3мин)

Возможные записи таблицы 2.


Строение Функции Многообразие

—пестик—— —защита— —одиночные

—цветоножка—— образует пыльцу

———— ——————



Учитель: Давайте посмотрим, как распределились эти понятия по группам и почему? (Обсуждаем, аргументируем, делаем поправки, заполняем доску)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?


  1. Этап «Чтение с пометкой»

Учитель: У вас на столе лежат схемы и тексты. Я вам предлагаю прочесть текст и на листках текстов сделать пометки о том, что вам уже известно, что узнали и, что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.

() — знаю

() — это для меня новое

(?) — хочу узнать

Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин)

Учитель: Все справились с работой? А теперь выпишите в левую колонку биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста.

Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал новое).

Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?

По ходу обсуждения, учитель заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.

Учитель: Внимательно посмотрите на понятия в 3 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.

      1. Этап «Развития познавательного интереса».

Учитель предлагает учащимся выбрать в тексте информацию, которая вызывает у обучающихся, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.

Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их, заносит в таблицу на доске. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.

      1. Этап »Подачи домашнего задания».

Учитель: Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? В ходе обсуждения, учащимся предлагаются индивидуальные задания, исходя из того, что они хотят узнать дополнительно.

Д/З — используя § 44, схемы, тексты, (по желанию составить мини — рассказ «Путешествие по цветку»).

      1. Этап «Рефлексия».

Учитель: Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы — цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.

Учащимся предлагается ответить на вопросы карточек

        1.Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …

2. Если бы не было цветов, то…

3.Мне понравилось работать в паре, потому, что…

4.Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…

5.Я был удивлен, узнав о том, что…

6.Заполните схему о строении цветка


Части цветка















Приложение №1


Жизнь цветка.

Даже самая богатая выставка, на которой продемонстрировали бы своих питомцев цветоводы целой страны, не смогли бы дать полного представления обо всём разнообразии форм, размеров, красок и всех особенностях строения цветков, созданных природой. Несмотря на это, некоторые основные моменты в развитии и структуре цветка у всех растений остаются строго неизменными. А потому можно говорить об условном цветке, детали которого с теми или иными отклонениями в конструкции входят в цветки всех растений.

Цветок- простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена. Функции полового воспроизведения осуществляется в половых органах цветка, которые можно считать главными.

Наш условный цветок обоеполый, так как подавляющее большинство цветков именно таких. Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части- цветоножки, с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим) и цветоложа— основания, где расположены все части цветка.

Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков-чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка, особенно в состоянии бутона.

Выше чашелистиков расположен венчик- совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка.

Главными частями цветка является — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развиваются микроспоры, а из них — пыльца.

Пестик состоит из завязи (в ней находится семяпочка с зачатком семян) столбика и рыльца, на который попадает и прорастает пыльца.

«Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс — женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.

У некоторых растений тычинки превращаются в лепестки (маки, розы, пионы). Такие цветки называют махровыми.

Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых растений. Ветроопыляемые цветки «голые», околоцветника, как правило, у них нет.

Цветки могут быть обоеполыми, т. е. с пестиком и тычинками одновременно, и однополыми — только с одним генеративным органом – или с пестиком, или с тычинками.

Многообразие внешней формы цветка проявляется в разнообразии венчиков.

По форме венчика бывают правильными, когда через них можно провести несколько осей симметрии, и неправильными – если можно провести только одну.






Правильный венчик бывает колокольчатый, воронковидный, цилиндрический, колосовидный, пузырчатый.

Из цветков неправильных рассмотрим следующие – мотыльковый, двугубый, язычковый и т. д.

По строению венчика цветки разделяют на раздельно – и спайнолепестные.

Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми соцветиями.





Список используемой литературы.


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе – М.: «Дрофа», 2005.

  2. Бунин В.А. Цветоводство. Практикум. – Львов, 1987.

  3. Биология. Полный курс: В 3 томах том 2: Ботаника.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. https://ru.wikipedia.org

2.Атлас растений от А до Я


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Обобщение. Жизнь растений"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: