Урок по теме: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя»


Дигибридное скрещивание.

Третий закон Г.Менделя


Евтушенко Антонина Геннадьевна, учитель биологии высшей категории


Цель урока: развитие навыков решения генетических задач


Задачи урока:

Образовательные: повторить механизм дигибридного скрещивания как метода изучения наследственности; повторить цитологические основы дигибридного скрещивания; формировать монологическую речь естественнонаучного характера.

Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета; продолжить развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики; продолжить развитие общеучебных компетенций лицеистов – навыки работы с текстом, анализ и синтез информации, составление плана ответа.

Воспитательные: Воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.


Тип урока: урок-исследование


Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач


Оборудование:

  • презентация, анимационный фильм «Третий закон Менделя. Независимое наследование признаков»

  • текст задач, фотографии


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Целеполагание и мотивация (3 мин).

  3. Актуализация ранее пройденного материала по теме (10-12 мин).

  4. Решение генетических задач (до 25 мин).

  5. Подведение итогов занятия и рефлексия (3 мин).

  6. Домашнее задание (2 мин).

Ход урока:


  1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания учащихся)


  1. Целеполагание и мотивация. Сегодня на уроке, мы продолжаем говорить о закономерностях наследования признаков. Прежде чем преступить к работе хочу поделиться с вами легендой: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга — это познанное мною, а площадь малого круга — познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, — это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений». Чтобы устранить ваши сомнения при решении задач и упражнений, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыв механизм и закономерности дигибридного скрещивания решить ряд генетических задач (СЛАЙД 1).


Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (СЛАЙД 2). (запись темы урока в тетрадях).

Цель нашего урока: Повторить теоретические основы генетики, первого — третьего законов Г.Менделя, применить полученные знания для решения генетических задач. (СЛАЙД 3).


  1. Актуализация ранее пройденного материала по теме. Итак, мы в генетической лаборатории, наша задача повторить закономерности моно- и дигибридного скрещивания. А для этого надо сначала вспомнить генетическую символику.


Задание 1. Выйти к доске и заполнить пропуски в таблице (то, что заполнено курсивом ученики дописывают на доске):

Р

родители

G

гаметы

F1, F2

потомки

А, В, С

доминантный признак

А, в, с

рецессивный признак

АА, аа

гомозигота

Аа

гетерозигота

АаВв

дигетерозигота

женский организм

мужской организм

х

знак скрещивания


— Какой объект был взят Менделем для изучения? Горох (объясните почему?). (СЛАЙД 3,4). Но, вы знаете, что объектом генетики может стать любой организм.


Задание 2. Решите задачу устно: «В семье Ивановых двое детей: кареглазая дочь и голубоглазый сын. Мама этих детей голубоглазая, но ее родители имели карие глаза. Как наследуется окраска глаз у человека? Каковы генотипы всех членов семьи? Окраска глаз — моногенный аутосомный признак».


Признак окраски глаз контролируется одним геном (по условию). Мама этих детей голубоглазая, а ее родители имели карие глаза. Это возможно только в ТОМ случае, если оба родителя были гетерозиготны, следовательно, карие глаза доминируют над голубыми. Таким образом, бабушка, дедушка, папа и дочь имели генотип (Аа), а мама и сын — аа.

АНАЛИЗ РОДОСЛОВНОЙ ОЧЕНЬ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ, КОТОРАЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИВОДИТ К ПОСТРОЕНИЮ РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА. (Д/З)


Вспомните, открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак — цвет горошины (желтый — доминантный, зеленый — рецессивный), при дигибридном скрещивании — еще один признак — форма горошины (гладкая — доминантный, морщинистая — рецессивный).


— Какие ещё пары альтернативных признаков для растений, животных и человека вам известны?


Задание 3. Дополните пары:

Для растений

Низкий рост – высокий рост

Белые цветки – красные цветки

Гладкие семена – морщинистые семена

Для животных

Гладкая шерсть – мохнатая шерсть

Темная окраска – светлая окраска

Для человека

Карие глаза – голубые глаза

Темные волосы – светлые волосы

Прямые волосы – кудрявые и т.д.


Предложите свои примеры альтернативных признаков, сравните их с данными таблицы лежащей перед Вами (работа в парах).


— Выступление учащихся (решение задачи на дигибридное скрещивание, работа в группах) Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы –дигомозиготны, определите фенотип и генотип детей.


— Какие выводы можно сделать на основании данной задачи? (учащиеся формулируют законы Менделя) (СЛАЙД 5).


Вывод 1. При скрещивании особей отличающихся по двум парам альтернативных признаков наследование по каждой паре идет независимо от других пар признаков.

Т.Е. Дигибридное скрещивание — это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.


— На основании выполненных заданий мы сформулировали закон …. (независимого наследования) для дигибридного скрещивания.


— Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (просмотр анимационного видео по теме).


Вывод 2: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе 1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.


  1. Решение генетических задач. Перейдите к компьютерам. На рабочем столе размещен ярлык «Биология». Откройте папку и найдите в ней тест по генетике. Он включает в себя шесть задач. Решите эти задания. Ваша задача выполнить тест и проверить себя на правильность. В конце урока вы сдадите мне свои тетради, в которых будут оформлены данные задачи, за эту работу вы все получите отметки.

Для присутствующих на уроке гостей предлагается решить задачу (СЛАЙД 6).


  1. Подведение итогов занятия и рефлексия. Исходя из проделанной сегодня работы, какие выводы вы можете сделать? Принимая во внимание то, что мы готовимся к практической работе по этой теме, я предлагаю вам оценить свои знания и записать вопросы, вызывающие у вас затруднения (листочки с самооценкой вывешиваются на доске в соответствующих секторах:

  • Хорошо знаю тему, могу решить задачи и объяснить одноклассникам (ЗРО)

  • Знаю тему и могу решить задачи (ЗР)

  • Знаю материал темы, но не всегда могу решить задачи (ЗР?)

  • Не до конца понял тему и не могу решить задачи (З?Р?)


  1. Домашнее задание (Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков.





ЗР?

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?


При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?


Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?



З?Р?

Задача 1. «Петух с розовидным гребнем скрещен с двумя курицами, тоже имеющими розовидный гребень. Первая дала 14 цыплят, все с розовидным гребнем, а вторая — 9 цыплят, из них 7 с розовидным и 2 с листовидным гребнем. Форма гребня — моногенный аутосомный признак. Каковы генотипы всех трех родителей?»


До определения генотипов родителей необходимо выяснить характер наследования формы гребня у кур. При скрещивании петуха со второй курицей появились 2 цыпленка с листовидным гребнем. Это возможно при гетерозиготности родителей, следовательно, можно предположить, что розовидный гребень у кур доминирует над листовидным. Таким образом, генотипы петуха и второй курицы — Аа. При скрещивании этого же петуха с первой курицей расщепления не наблюдалось, следовательно, первая курица была гомозиготной — АА.


Задача 2. «В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?»

Рождение у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о рецессивности голубой окраски глаз, соответственно рождение у праворуких родителей леворукого ребенка указывает на рецессивность лучшего владения левой рукой по сравнению с правой. Введем обозначения аллелей: А — карие глаза, а — голубые глаза, В — правша, в — левша. Определим генотипы родителей и детей:

Р

АаВв х АаВв

F

А_вв, ааВ_



АВ

Ав

аВ

Ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

АаВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

Аавв

А_вв — фенотипический радикал, который показывает, что данный ребенок левша с карими глазами. Генотип этого ребенка может быть — Аавв, ААвв. Дальнейшее решение этой задачи осуществляется традиционным способом, путем построения решетки Пеннета.

Выделены 9 вариантов потомков, которые нас интересуют. Всего возможных вариантов 16, поэтому вероятность рождения ребенка, похожим на своих родителей равна 9/16 (56%)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Тип Иглокожие"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: