Урок по теме «Дыхание и обмен веществ у растений»




Тема урока: «Дыхание и обмен веществ у растений».

Задачи:

  • Обучающие: изучить дыхание растений, показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

  • Развивающие: продолжить развитие логического мышления, экспериментально-наблюдательских навыков, умения обобщать, сравнивать, абстрагировать, делать выводы.

  • Воспитательные: продолжить формирование экологической культуры.

Ход урока:

1. Проверка знаний учащихся через создание проблемной ситуации.

К.А.Тимирязев писал: «Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца 19 века … лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда…» Защитите лист.

Учащиеся объясняют в ходе беседы космическую роль зеленых растений на нашей планете.

2. Изучение нового материала

— Давайте обратимся к опыту, демонстрирующему условия прорастания семян. Почему во второй пробирке семена не проросли, а только набухли?

-А только ли семенам необходим кислород для дыхания?

Дышат все органы растения.

Так что же такое дыхание? Дыхание – это физический или химический процесс?

Дыхание – это протекающий с участием кислорода процесс распада органических питательных веществ до неорганических (углекислого газа и воды), сопровождающийся выделением энергии, которая используется растением для процессов жизнедеятельности.

Опираясь на данное определение, давайте рассмотрим процесс дыхания на клеточном уровне. (Работа с опорной схемой).

Во всех ли органоидах клетки происходит дыхание?

Процесс распада органических веществ до неорганических с участием кислорода происходит в митохондриях. (Работа с опорной схемой).

Ответьте на вопрос:

Если в комнате находится много растений, будет ли дышаться «легко» ночью спящему человеку?

Давайте обратимся к таблице, которая называется «Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания». Мы должны установить с вами взаимосвязь этих процессов. Рассмотрев эту таблицу, мы можем сделать вывод: эти процессы взаимосвязаны, но противоположны.

Предложите методику проведения опыта:

Для опыта вам предложено следующее оборудование: стеклянный колпак, небольшое комнатное растение, свеча.

Как доказать экспериментальным путём, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород, а в процессе дыхания — углекислый газ? (Работа в группах по 2 — 4 человека).

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Одна из них: кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ образуется при горении. Ребята вспоминают, что растения – это живые существа, обладающие свойствами живого, одним из которых является процесс дыхания, в ходе которого они потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. Ребята приходят к выводу, что необходимо создать условия для двух растений, одно из которых на свету будет осуществлять процессы фотосинтеза и дыхания, а другое в темноте будет только дышать.

3. Проверка знаний.

Каждый учащийся получает опорную схему, объясняющую целостность и открытость растительного организма как живой биологической системы.

Учащиеся заполняют пропуски на схеме. Затем проверяется правильность заполнения схемы с использованием интерактивной доски.









Все превращения веществ в организме называют обменом веществ.

Выводы:

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Учащиеся сдают схемы на проверку.

Домашнее задание: Зарисовать и объяснить результат теоретически рассмотренного на уроке опыта по фотосинтезу и дыханию.







Свежие документы:  Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: