Урок «Состав и свойства крови» 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Головчинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»»

Грайворонского района Белгородской области













Конспект урока по биологии в 8 классе

« Состав и свойства крови»




подготовила

учитель биологии и химии

Мотайло Марина Валерьевна











С. Головчино

2013





Урок биологии в 8 классе « Состав и свойства крови»

Цели: используя технологию проектного обучения, создать образовательный продукт по теме « Кровь»»

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями; выяснить свойства крови, их роль в поддержании гомеостаза организма.

Развивающие: формировать умения работы с текстом учебника, обобщать, выделять главное, способствовать развитию исследовательской и коммуникативной культуры обучающихся путем использования технологии проектного обучения, проведения лабораторного эксперимента.

Воспитательные: поддерживать интерес к предмету, содействовать валеологическому воспитанию школьников, воспитывать чувство ответственности за конечный результат работы группы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: «Состав крови»; дидактический материал; микроскопы, микропрепараты, пластилин красного и черного цветов.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний ( погружение в проект)

На прошлом уроке мы изучили тему «Внутренняя среда организма». Вспомните: Чем представлена внутренняя среда организма? Какая жидкость в ней преобладает? Какие функции в нашем организме она выполняет? Что вы о ней знаете? Что хотите узнать? Определите предполагаемую тему урока.

Тема урока: Состав и свойства крови человека.

Какова цель нашего урока? Какие задачи мы должны решить для достижения поставленной цели? ( учащиеся определяют цели и задачи урока)

3. Мотивационный этап.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма. Сегодня наш урок посвящен удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости — кровь. Крови посвящена целая наука – гематология, от двух греческих слов «гемо» – кровь, «логос» – наука, учение.

Проблемный вопрос: Можно ли в лабораторных условиях создать модель клеток крови человека?

Ученики: предполагают, что можно, но сталкивают с проблемой, что им неизвестен состав крови и ее свойства, т.е. нет сведений для построения модели.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс — это большая научная лаборатория, а мы на мгновение станем учеными –исследователями. Чтобы исследовать свойства этой чудесной жидкости мы должны получить как теоретические знания, так и практические умения и навыки. Мы выделим насколько групп, которые будут изучать определенный блок информации, а затем произведем обмен полученными знаниями. Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы –наши тетради.

Итак, наша лаборатория приступает к работе.

  1. Работа над проектом

Каждая группа получает свой задание и информацию для сбора материала. Учащиеся планируют свою деятельность. Руководитель группы распределяет обязанности в группы.

  1. Группа изучает вопрос « Общий состав крови»



Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков.

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой слегка желтоватая полупрозрачная жидкость — плазма крови. Она состоит из неорганических (90% — вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой — осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами — клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками — тромбоцитами.

Состав крови:


плазма (55%) форменные элементы (45%)

90% — вода

10% — соли; белки,

углеводы, эритроциты лейкоциты

жиры,

витамины, тромбоциты

гормоны


Плазма крови – это раствор, растворителем в котором является вода, растворимыми веществами – минеральные соли, органические соединения, гормоны, витамины. Этот состав и определяет физико-химические свойства крови.

  1. Группа изучает вопрос «Свойства крови»


Группе предлагается дополнительный материал и проблемные вопросы, на которые они должны найти ответ


1. Плотность (p) = 1,06 – 1,064 г/мл. Немного больше, чем у пресной воды, почему?

(Ответ учеников: входят растворимые вещества).

2. Вязкость крови в 3 – 6 раз больше вязкости воды. От чего будет зависеть?

(Ответ учеников: от количества воды, от количества эритроцитов и белков.

Как вы думаете: летом, в жаркую погоду вязкость будет больше или меньше?

(

Н2О

Ответ учеников: больше, т.к. теряется вода с потом).

Н2О

3.Кровь имеет солоноватый вкус, морская вода тоже. Какие соли могут содержаться в крови и морской воде? (Ученики на основе таблицы растворимости составляют и записывают соли: NaCl, KCl, CaCl2, MgCl2). Какой соли больше всего в крови? (Ответ учеников: NaCl)


В плазме крови концентрация соли-0,9%, поэтому при больших кровопотерях человеку вводят физиологический раствор – это 0,9-процентный раствор NaCl

4. реакция крови: рH =7,35 – 7,45. это очень важный показатель, т.к. большинство химических реакций протекают при определенном значении рН. Какие выводы можно сделать?

3 группа изучает вопрос «Форменные элементы крови»

Проблемный вопрос: Клетки крови в сосудах пытают ответить на вопрос: Кто из них важнее и наиболее необходим организму?

Группа работает по следующему плану и представляет свой материал либо в виде таблицы или свободном виде.

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3 и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЭРИТРОЦИТЫ

Красные кровяные клетки

У муж. — 4,5-5 млн, у жен. 4-4,5млн.

Всего в крови человека 25 триллионов. их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!!

Двояковогнутый диск. Не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

Красный костный мозг

От 30 до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества — гемоглобина, который присоединяет к себе кислород. (просмотр видеоролика «Движение эритроцита»)

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

От 5 до 10 тыс.

Обладают

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/, селезенке, лимфатических узлах

От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150-400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг.

5-7 суток,

Места ранений, селезенка

Свертывание крови при ранении. При ранении, когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости .



4.Презентация работы групп над теоретическим материалом

(обучающиеся слушают результаты работы над проектом каждой группы, грамотно излагают свои мысли, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Осуществляют самоанализ своей деятельности — соответствует ли результат целям проекта)



  1. Осмысление. Самостоятельная работа учащихся (лабораторное исследование)



Учитель: Ну а сейчас ученые — исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и выяснить, чем кровь человека отличается от крови лягушки. А помогут нам в этом знания, полученные при работе над проектом.



??? Дыхательная функция крови зависит от количества и строения эритроцитов. Известно, что человек – теплокровное существо, а лягушка относится к холоднокровным животным. Оказывается, это свойство в значительной степени зависит от особенностей строения эритроцитов человека и лягушки.

Возьмите инструктивные карточки. –стр.72 учебника. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов, можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Работа в группах сменного состава. Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

По итогам работы необходимо заполнить таблицу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки».

Признаки

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

  1. Форма.

Двояковогнутый диск.

Овальной формы.

  1. Площадь поверхности.

Значительно больше, чем у эритроцитов лягушки.

Значительно меньше, чем у эритроцитов человека.

  1. Наличие ядра.

Зрелые клетки не имеют ядра.

Имеется ядро.

4. Количество в единице объема.

Количество в 1 мм3 крови составляет 5 млн.

Количество в 1 мм3 крови 400 тыс

!!! Используя пластилин красного и черного цвета, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки. Объясните полученные модели.

Вопрос: В каком направлении шла эволюция эритроцитов? Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.

Для сравнения приведу пример:

Mr (Hb) беспозвоночных = 350 000

Mr (Hb) теплокровных = 16 000

(Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы.









Эритроциты человека Эритроциты лягушки


Представители групп презентуют результаты группы по созданию моделей эритроцитов лягушки и человека и определяют общие выводы.


Общие выводы: Строение эритроцитов человека идеально соответствует выполняемой ими функции переноса газов. Для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже не могут сами размножаться. У всех позвоночных, кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро. У млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют: они теряются в процессе развития. Двояковогнутая форма эритроцита увеличивает поверхность клетки, а место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных, например лягушки.


Итак, лабораторные листы полностью заполнены, а это значит, что нами получены и теоретические и практические знания.

  1. Самооценка. Подведем итог: в начале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос: « Можно ли в лабораторных условиях создать модель клеток крови человека?». Можем ли мы ответить на него сейчас? Что вы узнали нового в ходе работы над проектом, чему научились? Что удалось, а что не удалось при работе над проектом? Оцените свою активность и свой вклад в работу над проектным заданием.



  1. Итоги урока. РЕФЛЕКСИЯ. Дневник открытий( индивидуальные записи на листе бумаги)

Сегодня на уроке я …

— Самым полезным интересным для меня было …

— Я встретился с трудностью при …

— Мне это необходимо для …

— У меня хорошо получилось …

— Строки самому себе …

— Скажи комплимент новой теме …

  1. Домашнее задание: п.14 составить кроссворд с ключевым словом «Гематология», подготовить 10 тестовых заданий, интересные факты по теме «Кровь».

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.


Список использованной литературы


  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология: Человек. 8кл. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Бухина Т. Б. Зачетный урок по теме “Кровообращение”. – Биология в школе 1995. № 6.

  3. Длигач Д. Л., Кулаев Б. С. Жизнь и сосуды – М.: Знание, 1989.

  4. Можейко Э. П. Урок по теме: “Свертывание крови.” – Биология. 1996. № 8

  5. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.


Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение задач на проценты"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: