Урок в 11 классе по теме «Экосистема водоёма»


Урок в 11 классе по теме «Экосистема водоёма»

Данный урок является обобщающим в разделе «Основы экологии».

Цель урока: Создать условия для обобщения и закрепления знаний о экосистемах и экологических факторах среды влияющих на них.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания учащихся о гидробиологии, как науке, жизненных формах и условиями обитания гидробионтов, значении зоопланктона в экосистеме озера, трофической структуре водоёма, искусственных и естественных экосистемах, о влиянии антропогенных, биотических, абиотических факторов на водоёмы, необходимости предотвращения загрязнения водоемов, о мерах сохранения водоёмов.

Развивающая:продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, умение работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Развивать познавательный интерес и кругозор учащихся.

Воспитательная: Формирование материалистического мировоззрения. Воспитание культуры труда, активности на занятии. Экологическое воспитание.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Типы уроков: обобщающий.

Вид урока: урок-игра

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: презентация, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оборудование: раздаточный материал, жетоны.

I. Вступительное слово учителя: сегодня наш урок будет проходить в виде игры.

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе раздаётся кроссворд. За каждое отгаданное слова группа получает лист с заданиями.

Кроссворд для первой группы

1

к

у

б

ы

ш

к

а


2

з

о

о

п

л

а

н

к

т

о

н


3

в

о

д

о

ё

м


4

а

б

и

о

т

и

ч

е

с

к

и

е

5

б

и

о

ц

е

н

о

з




1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

2. Часть планктона, представленная животными, которые не могут противостоять течениям и переносятся вместе с водными массами.

3. Хранилища воды на Земле, которая так необходима всему живому.

4. Прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы — свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).

5. Исторически сложившаяся совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство.

Кроссворд для второй группы

1

с

т

р

е

л

о

л

и

с

т

2

г

и

д

р

о

б

и

о

н

т

ы



3

р

е

к

а















4

а

н

т

р

о

п

о

г

е

н

н

ы

е


5

з

о

о

б

е

н

т

о

Свежие документы:  Статья "Формирование навыков сравнительного анализа на уроках биологии"

1. Растение, имеющее листья – стелы с большими широкими наконечниками.

2. Организмы, постоянно обитающие или проводящие часть жизненного цикла в водной среде.

3. Естественный водоём.

4. Совокупность факторов окружающей среды, обусловленных случайной или преднамеренной деятельностью человека за период его существования.

5. Животные, обитающие на дне водоёма и не способные продолжительное время плавать в воде.

Перечень заданий к кроссворду №1

Карточка №1

  1. Прочитайте в красной книге Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа о растении кубышка.

  2. Дайте морфологическое описание данного вида

  3. Укажите среду обитания

  4. Какие лимитирующие факторы действуют на данное растение

  5. Какой статус имеет растение

  6. Каковы причины занесения растения в красную книгу.

Карточка №2

  1. Рассмотрите в микроскоп выданное животное (Diaptomus)

  2. Зарисуйте внешнее строение данного животного

  3. Пользуясь текстом, познакомьтесь с особенностями строения данного животного.

Диаптомусы (Diaptomus) имеют размеры до 5 мм. Тело эллипсовидное, окрашено в синий или красноватый цвет, расчленено на сегменты, по краям вильчатые, покрытые волосками отростки. На теле имеется достаточно твёрдый панцирь. Имеют длинные антенны, которые обеспечивают плавание в воде. На голове находится один глаз, ротовой аппарат, пара ножек – челюстей, две пары антенн. Являются кормом для рыб.

Карточка №3

  1. Подумайте и ответьте на вопросы:

— Что такое водоём?

— Какие бывают водоёмы?

2. Напишите основные правила поведения у водоёма.

Карточка №4

  1. Творческое задание. Придумать небольшое сообщение о приспособленности водных животных и растений, применяя следующие термины (температура, сет, влажность).

Карточка №5

  1. Из предложенных организмов составьте цепи питания: спирогира, дафния, гальян, ленок, диаптомус, минога, человек, выдра.

  2. Что произойдёт если из цепи, выбыл какой либо вид? Возможно, ли в природе замена данного вида другим?

Перечень заданий к кроссворду №2

Карточка №1

  1. Пользуясь книгой О.В. Корсуна «Экологические экскурсии в природу Забайкалья»

— дайте описание данного растения стрелолист

— укажите среду обитания

— какие виды данного растения произрастают в Забайкалье

Карточка №2

  1. Дайте определения понятию гидробионты

  2. Какие выделяют жизненные формы гидробионтов

  3. Пользуясь учебником «Региональная экология» опишите представленные в нём жизненные формы.

Карточка №3

  1. Ответьте на вопросы:

— дайте характеристику реки Кыра

2. Зарисуйте схему реки. Пользуясь книгой «Экологические экскурсии в природу Забайкалья» распределите растения в реке (приведите примеры растений произрастающих в данной реке).

Карточка №4

  1. Творческое задание. Напишите небольшое сообщение об антропогенном влияние на водоём используя следующие термины: индикаторы, эвтрофирование, токсичность.

Карточка №5

Проанализировать предложенную статью «Использование водных беспозвоночных для определения токсичного загрязнения вод»

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса на тему: "Дикорастущие и культурные растения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: