«Юный натуралист» 5-7 класс




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

МИРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ПЕТРУШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ









«Юный натуралист»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА







для детей 5-7 классов

Составитель: Евсюкова

Наталья Васильевна







2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа направлена на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— создание условий творческой самореализации личности ребенка;

Педагогическая концепция:

Экология человека и его жилища во многом связана с растениями. Необходимую положительную энергию может дать только здоровое растение. А для того, чтобы окружающие человека растения были здоровы, он должен знать ответ на тысячу «почему?»

Актуальность:

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются с способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Основной идеей построения программы кружка «Цветоводство» является: углубление знаний обучающихся о разнообразии комнатных растений.

Новизна: Содержание программы «Цветоводство» отличается, от имеющихся курсов экологической и практической направленностью, личностной ориентацией.

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции: 1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).

4.Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).

5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).


Цель программы:

Обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветовода; привить практические умения и навыки по выращиванию растений.

Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование дополнительных знаний о комнатных растениях.

2. Формирование познавательного интереса, при сборе дополнительной информации о растениях.

3. Приобретение экспериментальных, практических умений и навыков в работе с комнатными растениями.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

5. Развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и окружающем мире.

6. Развитие познавательного интереса у обучающихся.

7. Развитие умения работать с дополнительными источниками информации.


Организационно- педагогические основы деятельности:

Дополнительная программа «Цветоводство» предназначена для учащихся VVII классов, проявляющих склонность к занятиям естественно — научного цикла. В программе осуществляются межпредметные связи с биологией, экологией, географией.

Сведения о коллективе обучающихся:

Вид образовательной группы: комплексная.

Состав учебной группы: постоянный в течении года.

Особенности набора детей: свободный.

Возраст обучающихся: 11-13 лет.

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, всем коллективом.
Формы проведения итоговых занятий: выставка, защита творческих работ и проектов, защита реферата, тематический альбом, устный журнал, конкурс творческих работ, экологические акции, конференции.

Сроки реализации образовательной программы:

Программа рассчитана на год обучения, всего 34 часа , 1 час в неделю.


Содержание программы:

Раздел 1. Введение.( 1 час)

Раздел 2. Строение декоративных растений.(4 часа)

Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Кладодий. Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.

Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.


Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. (4 часа)

Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня. Применение ламп накаливания.

Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.

Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.

Физиологическая роль питательных веществ в жизни растений. Макро- и микроэлементы. Удобрения, вносимые с учетом фаз развития растений.

Практическая работа №1 Приготовление земельной смеси.

Раздел 4. Уход за комнатными растениями.(4 часа)

Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Посадка на «пень». Подвязка и купание растений. Посуда для посадки растений.

Практическая работа №2 Пересаживание растений.

Практическая работа №3 Подвязка и купание растений.

Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.(4 часа)

Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы. (1 час)

Понятие о гидропонике. Субстраты. Приготовление питательных растворов. Состав питательных растворов. Аэропоника. Вазоны для гидропонной культуры.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Живые царства. Грибы"

Раздел 7. Ассортимент комнатных растений. (6 часов)

Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.

Раздел 8. Композиции из цветов (4 часа)

Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево).

Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.

Практическая работа № 4 Изготовление композиций из природного материала.

Практическая работа № 5 Изготовление композиций из соленого теста.

Раздел 9. Паспортизация растений. (1 час)

Паспортизация растений.

Практическая работа № 6 Изготовление паспортов комнатных растений

Раздел 10. Размещение растений в комнате. (1 час)

Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат (прихожей, гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты).

Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. (2 часа)

Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки (подуры)). Классификация болезней.

Болезни (мучнистая роса (бель), ложная мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.

Раздел 12. Это интересно.

Экскурсия. (1 часа)

Сбор природного материала.

Итоговое занятие (1 час)


Достигаемые уровни подготовки:

В течении всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями, экологические акции.

Итогом является проведение конференции демонстрация тематического альбома, выставки «Изделия из природного материала» и «Изделия из соленого теста».














Результативность образовательной программы:

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате прохождения программы обучающиеся должны

Знать:

— Строение декоративных растений.

— Особенности содержания растений в комнатах.

— Способы ухода за комнатными растениями.

— Основные способы размножения комнатных растений.

— Жизненные формы растений.

— Ассортимент комнатных растений.

— Правила размещения растений в комнате.

— Способы защиты от вредителей.

Уметь:

— Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.

— Высаживать растения в приготовленную смесь.

— Подвязывать растения.

— Подбирать вазоны для комнатных растений.

— Составлять композиции из соленого теста, природного материала.

— Классифицировать растения.

— Проводить паспортизацию растений.

— Изготавливать этикетки.

— Вести календарь ухода за комнатными растениями.


Результативность и целесообразность работы по программе «Цветоводство» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводится тестирование и анкетирование учащихся, в течении года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов обучающихся. Проводятся выставки поделок из природного материала. Готовится в течении года тематический альбом по ассортименту растений. В течении года проводятся беседы в классах в виде устного журнала, экологические акции.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Итоговые занятия проводятся в виде: конкурса творческих работ, конференции. В конце года, после прохождения программы учащимся вручаются свидетельство об окончании курса.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

и тем

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

Раздел 1. Введение

1

1

Раздел 2. Строение декоративных растений.

4

4

Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений.

Тема 1. Световые условия. Тепловой режим.

Тема 2. Воздушный режим. Водный режим.

Тема 3. Почвенные условия.

Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение.

4


1

1

1

1

3


1

1

1

1


1

Раздел 4. Уход за комнатными растениями.

Тема 1. Пересадка и перевалка.

Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание.

Тема 3. Подвязка и купание растений.

Тема 4. Посуда для посадки растений.

4

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.

Тема 1-2. Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Тема 3-4. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

4


2


2

2


1


1

2


1


1

Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы.

1

1

Раздел 7. Ассортимент комнатных растений

Тема 1-2. Жизненные формы растений.

Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений.

Тема 5-6. Сказки. Загадки. Легенды.Стихи.

6

2

2

2

6

2

2

2

Раздел 8. Композиции из цветов.

4

2

2

Раздел 9. Паспортизация растений

1

1

Раздел 10. Размещение растений в комнате

1

1

Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей

2

2

Раздел 12. Это интересно.

Экскурсия

Итоговое занятие

1

1

1

1

ИТОГО:

34

26

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Перечень разделов и тем

Ко

ли

чество ча

сов


Краткое содержание

Учебно-нагляд

ные пособия,

ТСО

Формы и методы

Фор

мы подве

дения итогов

Дата проведения заня

тия

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Введение.

1

Знакомство с целью и задачами кружка. С правилами поведения при проведении практической части. Распределение заданий по группам.


Вводный нструктаж

ТБ

Беседа

Анке

тирование, тема

тичес

кий альбом


Раздел 2. Строение декоративных растений. (4 часа)

2

Строение декоративных растений. Стебель.

1

Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Кладодий. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.


Презентация «Стебель. Видоизменения стебля»,


Рассказ

Показ презентации

«Стебель. Видоизмене

ния стебля»,

Тема

тичес

кий альбом


3

Строение декоративных растений. Побег.

1

Побег. Виды почек.

Презентация «Побег.

Виды почек»

Показ презентации

«Побег.

Виды почек»,

Тема

тичес

кий альбом


4

Строение декоративных растений. Лист.

1

Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки.

Презентация

«Лист Функции листа»


Показ презентации

«Лист. Функции листа»

Тема

тичес

кий альбом


5

Строение декоративных растений. Цветок.

1

Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.

Презентация

«Цветок»

Показ презентации

«Цветок»

Тема

тичес

кий альбом


Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. (4 часа)

6

Световые условия. Тепловой режим.


1

Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня. Применение ламп накаливания.

Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения.

Презентация «Свето

вые условия и тепловой режим»

Рассказ

Показ презентации

«Световые условия и тепловой режим»

Тема

тичес

кий альбом


7

Воздушный режим. Водный режим.

1

Воздушный режим. Водный режим. Полив растений.



Беседа.

Тема

тичес

кий альбом


8

Почвенные условия.





1

Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь.

Демонстрация: Пригото

вление земель

ной смеси.

Рассказ, демонстрация.

Практическая работа №1

Приготовле

ние земельной смеси.

Тема

тичес

кий альбом


9

Питание комнатных растений и их удобрение.

1

Физиологическая роль питательных веществ в жизни растений. Макро- и микроэлементы. Удобрения, вносимые с учетом фаз развития растений.


Рассказ.

Тема

тичес

кий альбом


Раздел 4. Уход за комнатными растениями. (4 часа)

10

Пересадка и перевалка.


1

Пересадка и перевалка комнатных растений.


Демонстрация: Перевал

ка комнатного растения.

Беседа, демонстрация.

Практическая работа №2

Пересажива

ние растений.


Тема

тичес

кий альбом


11

Прищипка, обрезка и омолажива

ние.


1

Прищипка, обрезка и омолаживание.

Посадка на «пень».

Демонстрация: Прищип

ки, обрезки и омолажи

вания комнат

ных растений.


Беседа,

демонстрация


Тема

тичес

кий альбом


12

Подвязка и купание растений.


1

Подвязка и купание растений.


Демонстрация: Подвязки и купания растений.


Беседа, демонстрация.

Практическая работа №3

Подвязка и купание растений.


Тема

тичес

кий альбом


13

Посуда для посадки растений.

1

Посуда для посадки растений.

Демонстрация: Посуды для посадки растений.

Рассказ, демонстрация


Уст

ный жур

нал


Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений. (4 часа)

14-15

Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

2

Размножение листовыми и стеблевыми черенками.




Презентация «Основ

ные способы размножения комнат

ных растений»


Беседа, демонстрация

презентации

«Основ

ные способы размножения комнатных растений»

Тема

тичес

кий альбом


16-17

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

2

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

Демонстрация: Деление взрослого растения перед посадкой.

Беседа, демонстрация

презентации

«Основные способы размножения комнатных растений»

Вы

пуск стенгазеты


Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы. (1 час)

18

Выращивание комнатных растений без почвы.

1

Понятие о гидропонике. Субстраты. Приготовление питательных растворов. Состав питательных растворов. Аэропоника. Вазоны для гидропонной культуры.

Презентация«Гидропоника. Аэропоника»

Рассказ, демонстрация

презентации

«Гидропоника Аэропоника»

Тема

тичес

кий альбомрисун

ки


Раздел 7. Ассортимент комнатных растений. (6 часов)

19-20

Жизненные формы растений.

2

Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные.

Презентация «Жизненные формы растений»

Беседа, демонстрация

ассортимента комнатных растений,

сбор информации.

Демонстрация

Презентации

«Жизненные формы растений»

Работа с опреде

Лителя

ми комнат

ных расте

ний.



21-22

Ассортимент комнатных растений.

2

Ассортимент комнатных растений.

Демонстрация: Презентации «Комнат

ные растения»

Беседа, демонстрация

ассортимента комнатных растений,

сбор информации.


Защита презен

Таций учащимися: «Комнат

ные расте

ния»



23-24

Сказки. Загадки. Легенды.

2












Демонстрация: Презентации «Комнат

ные растения»


«Легенды и мифы о розе» и др.

Беседа, демонстрация

ассортимента комнатных растений, сбор информации.

Защита презен

таций: «Комнат

ные расте

ния»,

составление,сбор сказок, кроссвордов,стихотворений о цветах


Раздел 8. Композиции из цветов. (4 часа)

25

Композиции из растений.

1

Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево).










Презентация «Композиции из растений»

Текущий инструктаж. Рассказ, демонстрация презентации «Композиции из растений» .

Практическая работа № 4

«Изготовление композиций из природного материала».


Выс

тавка поде

лок из природного мате

риала


26


1

Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов.

Презентация «Аранжировки»

Демонстрация презентации

«Аранжиров

ки»


27


1

Виды букетов. Свободные композиции из цветов.

Презентация «Виды букетов»

Текущий инструктаж. Рассказ, демонстрация презентации «Виды букетов» .

Практическая работа № 4

«Изготовле

ние композиций из природного материала».


Выс

тавка поде

лок из природного мате

риала


28


1

Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.









Презентация «Пропор

ции аранжировок»

Текущий инструктаж. Рассказ, демонстрация презентации «Пропор

ции аранжировок»

Практическая работа № 5

«Изготовле

ние композиций из соленого теста».


Выс

тавка поде

лок из соленого теста


Раздел 9. Паспортизация растений. (1 час)

29

Паспортиза

ция растений.

3

Паспортизация растений.

Презентация «Паспортизация растений»

Беседа. Демонстрация презентации «Паспортиза

ция растений»

Практическая работа № 6

Изготовление паспортов комнатных растений.

Этикирова

ние комнатных расте

ний


Раздел 10. Размещение растений в комнате. (1 час)

30

Размещение растений в комнате

1

Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Комнатные теплички.

Демонстрация: Презентация «Размещение растений в комнате»

Рассказ. Демонстрацияпрезентации

«Размещение растений в комнате»

Тема

тичес

кий альбом


Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей. (1 час )

31

Защита комнатных растений от вредителей.

1

Вредители (тли, паутинный клещ, щитовки и ложнощитовки, червецы, трипсы, ногохвостки).

Презентация «Вреди

тели комнат

ных расте

ний»

Рассказ, демонстрация презентации «Вреди

тели комнат

ных расте

ний»

Тести

рова

ние


32

Болезни комнатных растений.

1

Болезни (черная ножка, ложная мучнистая роса, мучнистая роса).








Презентация «Болезни комнат

ных растений»

Рассказ, демонстрация презентации

«Болезни комнатных растений»

Тема

тичес

кий альбом


Раздел 12. Это интересно. (2 часа)

33

Экскурсия

1



Экскурсия в природу

Сбор природного материала для композиций.


34

Итоговое занятие.

1


Демонстрация тематического альбома.

Конференция

Кон

курс творческих работ

Выставка «Изделия из природного материала», «Изделия из соленого теста»


Свежие документы:  Конспект урока биологии для 7 класса «Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков»


Методическое обеспечение


Методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ.

Презентации учителя:

  1. «Побег. Виды почек»

  2. «Лист. Функции листа»

  3. «Стебель. Видоизменения стебля»

  4. «Цветок»

  5. «Основные способы размножения комнатных растений»

  6. «Жизненные формы растений»

  7. «Композиции из растений»

  8. «Аранжировки»

  9. «Виды букетов»

  10. «Пропорции аранжировок»

  11. «Паспортизация растений»

  12. «Размещение растений в комнате»

































Литература для учителя:


1. Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. — Калуга, 1996. -С. 122.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

3. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. — С. 35-42.

4. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).

7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.

8. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.

9. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.


Литература для учащихся:

1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1995.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. — М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.


Дополнительная литература:

1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.

2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М., 1991.

3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.

5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. — М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: