Экзаменационный материал по химии 8 класс

















Экзаменационный материал

по химии 8 класс

(учебник В.В. Еремин, Н.Е.Кузменко)



























Пояснительная записка

Данный экзаменационный материал составлены с учетом программы Еремина В.В. «Химия 8 класс». Экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии за 8 класс. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания; методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ.

Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии по 2 часа в неделю.

Комплект состоит из – 23 билетов. Каждый из билетов включает два вопроса: первый — теоретический, а второй – практико-ориентированный.

Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:

  • основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, степень окисления, валентность;

  • умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений.

Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи или лабораторные опыты. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем изученные газы, растворы щелочей и солей, вычислять массовую долю вещества в растворе и т.д.

При выполнении учащимися практического задания следует обращать внимание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, объяснения полученного результата на основании теоретических знаний.

На подготовку к ответу учащимся отводится специальное время – 30 минут. За это время учащийся должен успеть подготовить необходимые выкладки, схемы и воспроизвести их на доске. Эти записи помогут построить связный, логичный и полный ответ. Для выполнения практического задания в некоторых случаях может быть выделено дополнительное время.

Критерии оценки устного ответа:

«5»- ответ полный, правильный на основании изученных теорий и фактов; материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком; ответ самостоятельный

«4» — ответ полный, правильный на основании изученных теорий и фактов; материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком; при этом допущено 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» — ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ не полный, не связный.





Критерии оценки практических умений учащихся:


«5» — правильно определена цель опыта;

-самостоятельно проведена работа;

-научно, грамотно, логично описаны наблюдения, сформулированы выводы.

«4» — правильно определена цель опыта;

— в целом грамотно, логично описаны наблюдения, выводы;

— в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

«3» — правильно определена цель опыта;

-подбор оборудования проведен с помощью учителя;

-допущены неточности, ошибки при закладки опыта, выводов.


Билет № 1
1. Предмет химии. Вещества простые и сложные. Химические элементы. Формы существования химических элементов.

2. Найдите массовые доли элементов в соединениях.

Билет № 2 
1. Вода: ее состав, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы (IV). Основные загрязнители природной воды.

2. Задача на растворы

Билет № 3

  1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.

  2. Осуществить цепочку превращения

Билет № 4
1. Химическая символика: химические символы, формулы и уравнения реакций, информация, которая заключена в них.

  1. Практика: Очистка загрязненной поваренной соли

    Билет № 5 
    1. Основные сведения о строении атомов. Строение атомного ядра. Изотопы.

2. Задача на растворы

Билет № 6
1. Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов. Завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химических элементов.

2. Распределите формулы веществ по классам: оксиды, кислоты, соли, основания. Дайте названия каждому веществу.

Билет № 7
1. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах, их объяснение на основе строения атомов.

2.Закончить уравнения и расставить коэффициенты:

Билет №8
1.Виды химических связей: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая.
2. Опытным путем докажите, что выданное вам вещество кислота.


Билет № 9
1. Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Соотношение вида химической связи и строения кристаллической решетки. Физические свойства веществ с различными типами кристаллических решеток. •
2. Определить степени окисления для каждого элемента в соединениях.


Билет № 10
1. Классификация простых веществ. Сравнение свойств простых веществ: металлов и неметаллов. Аллотропия как способность химических элементов существовать в виде нескольких простых веществ, ее причины. Примеры аллотропных модификаций для 1—2 элементов.

2.Найдите молекулярную массу следующих веществ.


Билет № 11
1.Классификация сложных веществ. Деление каждого класса сложных веществ на группы. Представители классов и групп сложных веществ, их применение.
2.Определите вид химической связи для следующих веществ, составьте схему образования любого из представленных веществ.

Билет № 12
1.Физические явления. Способы разделения смесей и их значение в народном хозяйстве и жизни человека.
2.Задачи на растворы

Билет № 13
1.Классификация химических реакций по различным признакам (агрегатному состоянию веществ, тепловому эффекту, использованию катализатора, направление протекания). Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
2.Опытным путем докажите, что выданное вам вещество щелочь.

Билет № 14
1.Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов в соединениях.

2. Осуществить цепочку превращения.


Билет № 15
1. Кислоты, их классификация, химические свойства, способы получения.
2. Определите массовую долю всех элементов в формуле.


Билет №16
1. Основания, их классификация, химические свойства, способы получения.

2. Осуществить цепочку превращения.



Билет № 17

  1. Оксиды: их состав и классификация. Химические свойства основных и кислотных оксидов.

  2. Задачи на растворы


Билет № 18
1.Соли, их классификации, химические свойства средних солей, способы получения.

2. Практика: Получение кислорода в лаборатории


Билет №19
1. Генетическая связь между классами веществ. Генетические ряды металла и неметалла.

2. Практика: Получение водорода


Билет №20

  1. Кислород: физические свойства, химические свойства, способы получения, области применения.

  2. Осуществить цепочку превращения.


Билет №21

  1. Водород: физические свойства, химические свойства, способы получения, области применения.

  2. Задача на нахождение массы вещества по массе атома



Билет №22

  1. Амфотерные оксиды и гидроксиды: свойства, способы получения

  2. Задачи на растворы


Билет №23

  1. Относительная атомная и молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества.

  2. Задача на нахождение массы вещества по массе атома


















Практическая часть экзамена по химии.



Билет № 1

Вычислите массовые доли всех элементов (в процентах) в медном купоросе.

Дано: Решение:

CuSO4 * 5 H2O M (CuSO4 * 5 H2O) = 250 г/моль

Найти: w (Cu)- ?

w (S) — ? w (Cu)= 64: 250= 0,256 или 25,6 %

w (O) – ? w (S) = 32 : 250 =0,128 или 12, 8 %

w (H) — ? w (O) = 16*9 : 250=0,576 или 57,6 %

w (H) = 1*10 : 250=0,04 или 4%

Ответ:


Билет № 2

Задача: В 475 г воды растворили 25 г поваренной соли. Вычислить массовую долю поваренной соли в полученном растворе.

Дано:

m(H2O) = 475 г

m (NaCl) = 25 г

Найти: w(NaCl)-?

Решение:

m (в-ва)

ω = ———— · 100%

m (р-ра)


m (рра) = m (H2O) + m (NaCl)


m (рра) = 475 +25= 500 г


25

ω (NaCl) = —— ·100% = 5%

500


Ответ: массовая доля поваренной соли в растворе составляет 5 %.





Билет № 3

Осуществить цепочку превращения:

BaBaOBa(OH)2BaCl2BaSO4

2Ba+O2→ 2BaO

BaO + H2O→ Ba(OH)2

Ba(OH)2 + 2HCl→ BaCl2 + 2H2O

BaCl2 + H2 SO4→ BaSO4↓+ 2 HCl









Билет № 4

Растворить загрязненную соль в небольшом объеме воды. Дать раствору отстояться. Очистить раствор фильтрованием (рис.4): осторожно слить жидкость с отстоявшегося осадка в стакан по стеклянной палочке. Примесь песка остается на фильтре, а в стакан проходит прозрачный фильтрат (раствор соли в воде). Полученный фильтрат вылить в фарфоровую чашечку и нагреть ее в пламени спиртовки до полного испарения воды (рис.5). На стенках чашечки образуются кристаллики очищенной поваренной соли.

рис. 4 рис. 5



Билет № 5

Задача: Вычислить массу соли, содержащейся в 150 г раствора с массовой долей соли 15%.

Дано:

m (р-ра)= 150г

ω (соли) = 15%

m (соли)- ?

Решение:

m (в-ва)

ω = ———— · 100%

m (р-ра)


ω · m (р-ра)

m (в-ва) = —————

100%

15 · 150

m (в-ва) = ———- = 22,5 г

100%

Ответ: масса соли в растворе 22,5 г.



Билет № 6

Оксиды: оксид серы (VI); оксид азота (II); оксид магния; оксид железа (III)

Кислоты: серная, азотистая, угольная, ортофосфорная

Основания: гидроксид натрия; гидроксид железа (II); гидроксид алюминия

Соли: гидросульфат натрия; гидрокарбонат калия, нитрит магния, сульфид алюминия, гидроксохлорид бария.


Билет № 7

а) 4Al + 3O2→ 2Al2O3

б) Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

в) 2NaNO3 → 2 NaNO2 + O2

г) K2CO3 + CaCl 2 → 2KCl + CaCO3

д) 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3



Билет № 8

Соляная кислота. Необходимо провести реакции, подтвер­ждающие свойства кислоты.

  1. Взаимодействие с индикаторами: лакмус краснеет, а метиловый оранжевый розовеет.

  2. Взаимодействие с металлами: HCl + Zn = ZnCl2 + H2

  3. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:

HCl + CuO = CuCl2 + H2O

  1. Взаимодействие с основаниями:

  • с щелочами: к 2—3 мл раствора гидроксида натрия добавить 1—2 капли фенол­фталеина — окраска станет малиновой, затем прилить 2—3 мл раствора соляной кислоты:

HCl + NaOH= NaCl + H2O

  • с нерастворимыми основаниями: к 2—3 мл раствора гидроксида натрия добавить 2—3 капли раствора хлорида меди (II):

2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2 NaCl

К образовавшемуся осадку гидроксида ме­ди (И) добавляем несколько капель соляной кислоты: Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2 H2O

5. Взаимодействие с солями:

  • к 2 — 3 мл раствора карбоната калия добав­ляем 1 — 2 капли соляной кислоты:

K2CO3 + 2HCl = 2 KCl + CO2 + H2O

  • качественная реакция на хлорид-ион

HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3

Вывод: соляная кислота проявля­ет все свойства, характерные для кислот. Взаи­модействует: 1) с металлами, стоящими в элек­трохимическом ряду напряжений металлов до водорода; 2) с оксидами металлов; 3) с гидроксидами металлов; 4) с солями. Качественной реакцией на хлорид-ион является взаимодейст­вие с ионом серебра.







Билет № 9

Al2O3 ; H2 ; NaNO3 ; O2 ; KHCO3 ; FeCl 3 ; KMnO4 ;


Билет № 10

Mr (K2MnO2)=

Mr (BaCl2) =

Mr (Cl2O) =

Билет № 11

СО2; NH3 –к.п.св.

H2; N2 – к.неп.св.

Al — металлическая

Аl2О3 — ионная

Билет № 12

Задача: Какой объем воды и какая масса гидроксида калия потребуется для приготовления 500 мл 28%-ного его раствора (плотность 1,263 г/мл).


Дано:

V (KOH) = 500 мл

ω (KOH) = 28%

ρ (KOH) = 1,263 г/мл

____________________

m (KOH)- ?

V (H2O) -?

Решение:

m (р-ра)

ρ = ————

V (р-ра)


m (р-ра) = ρ · V (р-ра)



m (р-ра) = 1,263 · 500= 631,5 г


m (в-ва)

ω = ———— · 100%

m (р-ра)


ω · m (р-ра)

m (KOH) = —————

100%


28 · 631,5

m (KOH) = ———- = 176,82 г

100%




m (H2O) = m (рра) — m (KOH)


m (H2O) = 631,5 – 176,82= 454,68 г


454,68 г

V (H2O)= ———— = 454,68 мл

1 г/мл



Ответ: для приготовления 500 мл 28%-ного гидроксида калия потребуется 176,82 г KOH и 454,68 мл воды




Билет № 13

Распознать кислоту и щелочь можно с по­мощью растворов индикаторов.

  1. Взять пробы из трех пробирок (каждую отдельно).

  2. Добавить по 2—3 капли раствора фиолетового лакмуса: в пробирке с кислотой он становится красным; в пробирке со щелочью он меня­ет окраску на синюю.

  3. Другой вариант исследования может быть осуществлен с помощью метилового оранжевого. Добавить по 2—3 капли раствора метилового оранжевого. В кислотной среде окраска инди­катора изменяется на розовую, а в щелочной — на желтую.

  4. Реактивом на кислоту может служить соль угольной кислоты — карбонат: 2H+ + CO32-= H2O + CO2



Билет № 14

Осуществить цепочку превращения:


фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота→ ортофосфат кальция



Билет № 15

Вычислить массовые доли элементов в бертолетовой соли, магнитном железняке



Билет № 16

Осуществить цепочку превращения:

AlAl2O3AlCl 3 Al(OH)3 Al2O3

_____________↑


Билет № 17

Задача: Какую массу 40%-ного раствора соли следует добавить к 200 г 15%-ного раствора той же соли, чтобы получить 20%-ный раствор этой соли?



Дано:

ω1 (соли) = 40 %

m2 (р-ра) =200 г

ω2 (соли) = 15%

ω3 (соли) = 20%

m1 (р-ра) -?


Решение:

m (в-ва)

ω = ———— · 100%

m (р-ра)


ω · m (р-ра)

m (соли) = —————

100%


200 ·15%

m2 (соли) = ———- = 30 г

100%




х · 40%

m1 (соли) = ———- = 0,4 х

100%



m3 (р-ра) = m1 (р-ра) + m2 (р-ра)


m3 (р-ра) = х + 200



m3 (соли) = m1 (соли) + m2 (соли)


m3 (соли)= 0,4 х + 30


0,4 х + 30

0,2 = —————

х + 200


40+0,2х=0,4х+30

х =50


Ответ: для получения 20%-ного раствора соли, необходимо взять 50г 40%-ного и 200 г 15%-ного растворов.



Билет № 18

Для получения кислорода можно использо­вать реакцию разложения перманганата калия при нагревании:

t

2 KMnO4 = K2MnO2 + MnO2 + 2 O2



Собрать кислород можно вытеснением воды (рис.1) и вытеснением воздуха (рис.2). Несколько удобнее собирать кислород спосо­бом вытеснения воздуха. При этом кислород,имеющий большую молярную массу* чем воз­дух (M (O2) = 32 г/моль; Ж(возд.) = 29 г/моль), будет собираться на дне, тем самым вытесняя воздух из емкости (стакана, колбы). Доказать наличие кислорода можно, посте­пенно опуская в пробирку (стакан, колбу) тлею­щую лучинку, которая при контакте с кислоро­дом вспыхнет (кислород поддерживает горение).



Билет № 19

В лаборатории водород можно получить дей­ствием раствора кислоты (кроме азотной) на ме­таллы (в ряду напряжений металл должен на­ходиться левее водорода). Например, хлорово­дородной кислоты НС1 на цинк:

HCl + Zn = ZnCl2 + H2

Собрать водород можно вытеснением воды (рис.6) или вытеснением воздуха (рис. 7).





рис. 7









рис. 6



Билет № 20

Прежде чем провести опыт, следует опреде­лить соответствующие реактивы и составить схему превращений. Например:

Сульфат меди (2)— Гидроксид меди (2) — Оксид меди (2)

А затем провести реакции:

а) CuSO4 + 2NaOH= Cu(OH)2 + Na2SO4

б) если нагреть полученный голубой осадок, то он изменит свой цвет на черный вследствие образования оксида меди (II):

t

Cu(OH)2 = CuO + H2O



















Билет № 21

Задача: Рассчитать массу магнитного железняка, содержащего 50 г атомов железа.

Дано:

m (Fe)=50 г

———————

m (Fe3 O4) -?

Решение:

Mr (Fe3 O4) = 56· 3 + 16·4=232

Ar · n

ω (элта) = ——— · 100%

Mr

56 ·3

ω (Fe) = ——— · 100% = 72% или 0,72

232


m (Fe)

m (Fe3 O4) = ———

ω (Fe)

50

m (Fe3 O4) = ——— = 69,4 г

0,72


Ответ: масса магнитного железняка 69,4 г












Пудова Ю.В. МБОУ гимназия № 79

13

Прямоугольник 58

Свежие документы:  Рабочий план урока истории 9 класс «Великий перелом». Становление экономической модели сталинизма

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: