Электролитическая диссоциация, 8 класс


Учитель химии МОУ гимназии № 32

Кудравец Е.А.

Дидактическая разработка урока в 8 классе

«Электролитическая диссоциация»


Цель урока: ознакомить учащихся с основными положениями теории электролитической диссоциации.

Задачи урока:

  1. Усвоить понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация».

  2. Понять механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

  3. Познакомиться с понятием «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.

Оборудование и реактивы:

  1. Прибор для определения электропроводимости растворов с лампочкой.

  2. Растворы кислот, щелочей, солей.

  3. Компьютерная презентация.

  4. Дифференцированный раздаточный материал для групповой работы.

  5. Учебник О.С. Габриеляна «Химии 8 класса», учебные тексты и схемы по теме.

  6. О.С. Габриелян «Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс»

  7. CD: «1С: Химия. Базовый курс. 8–9 класс»

Входная диагностика: (слайд №2)

  1. Какие виды химической связи вам известны?

  2. Перечислите типы кристаллических решёток.

  3. Перечислите важнейшие классы неорганических веществ.

  4. Приведите примеры веществ с ионной и молекулярной решёткой.

  5. Что такое электрический ток?

  6. Что такое ионы?

  7. Какие ионы называют катионами, анионами?

Сообщение темы и целей урока:

Ребята, обратите внимание на тему урока: «Электролитическая диссоциация», в ней оба слова новые, незнакомые вам. Наша задача сегодня на уроке расшифровать эти два новых термина.

Демонстрация опытов, показывающих электропроводимость растворов хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты и отсутствия электропроводности в твёрдых солях и щелочах, растворах сахара, спирта, дистиллированной воде. В ходе демонстрации учащиеся определяют вид химической связи и тип кристаллической решётки в исследуемых веществах.


Результаты наблюдений оформляются в таблице:

Таблица №1 (слайд №3)

Исследуемые вещества

Вид химической

связи

Тип кристаллической

решётки

Наличие электропроводности

Соляная кислота

Ковалентная сильнополярная

Молекулярная

+

Гидроксид натрия

Ионная

Ионная

+

Хлорид натрия

Ионная

Ионная

+

Гидроксид натрия (тв.)

Ионная

Ионная

Хлорид натрия (тв.)

Ионная

Ионная

Сахар

Ковалентная слабополярная

Молекулярная

Спирт

Ковалентная слабополярная

Молекулярная

Дистилл. вода

Ковалентная

Молекулярная


Задание для 1 группы (сл)

Пользуясь текстом учебника (стр.193) и данными таблицы №1, ответьте на следующие вопросы:

  1. На какие две группы можно разделить все вещества по их способности проводить электрический ток? Дайте определение электролитам и неэлектролитам.

  2. Какие классы соединений относятся к электролитам и неэлектролитам?

  3. Вещества с каким видом связи и типом кристаллической решётки относятся к электролитами и неэлектролитами?

Карточка-подсказка: (пустая схема)


Задание для 2 группы (ср.)

Пользуясь текстом учебника (стр.194) и учебным текстом, ответьте на вопросы:

  1. Что такое электролитическая диссоциация?

  2. Кто является автором теории электролитической диссоциации (ТЭД)? В чём её недостатки?

  3. Какие учёные объяснили причину диссоциации веществ в растворе?


Задание для 3 группы (сил.)

Пользуясь текстом учебника (стр.195 — 197) и схемами рис.127 и рис.128, ответьте на вопросы:

  1. Что такое диполь? Почему молекула воды является диполем?

  2. Составьте схемы, отражающие механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

  3. Что такое степень электролитической диссоциации? Как классифицируют электролиты по степени электролитической диссоциации?

Проверка работы групп (ответы групп сопровождаются демонстрацией слайдов)

1 группа – слайд №4

2 группа – слайд №5

3 группа – слайд №6,7; CD – слайд «Степень электролитической диссоциации»


Диагностика первичного усвоения материала


Задание для 1 группы (сл.):

Впишите недостающие слова:

1) Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ______________ и _____________. Процесс распада электролита на ионы называется _____________ _____________. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­В растворах электролиты диссоциируют на _____________ и _____________ионы. По степени электролитической диссоциации электролиты делятся на _________ и __________.

2) Все соли – электролиты, CuSO4 – ________________.

Все растворимые основания – сильные электролиты, NaOH – __________________.


Задание для 2 группы (ср.):

Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые:


а) проводят электрический ток


Хлорид натрия (р-р)

Раствор сахара

Сульфат натрия (р-р)

Вода, насыщенная O2

Серная кислота (р-р)

Спирт

Дистиллированная вода

Азотная кислота (р-р)

Гидроксид натрия (р-р)


б) не проводят электрический ток

Дистиллированная вода

Сахар (тв.)

Раствор сахара

Минеральная вода

Соляная кислота

Нитрат натрия (р-р)

Известковая вода

Гидроксид калия (р-р)

Карбонат кальция (тв.)


в) являются сильными электролитами

Раствор аммиака в воде

Сахар (тв.)

Серная кислота (р-р)

Гидроксид калия (р-р)

Соляная кислота

Нитрат натрия (р-р)

Угольная кислота

Карбонат кальция (тв.)

Дистиллированная вода


Задание для 3 группы (сил):

Соотнесите:

  1. Электролиты 1) Кислоты

  2. Неэлектролиты 2) Оксиды

3) Простые вещества

4) Соли

5) Основания

    1. Сильные электролиты 1) Азотная кислота

    2. Слабые электролиты 2) Вода

3) Гидроксид натрия

4) Соляная кислота

5) Гидроксид алюминия


Электролиты: Ионы в растворе электролита:

  1. NaCl 1) Cl¯

  2. KOH 2) H +

  3. HNO3 3) OH ¯

4) Na

5) NO3¯

6) K¯


Проверка результатов первичной диагностики, коррекция.

Задания проверяются на слайдах № 8-11, возможна взаимопроверка учащимися других групп.



Домашнее задание:


Задание для 1 группы (сл.): заполнить схему в №16 в рабочей тетради стр. 120

Задание для 2 группы (ср.): выполнить №11,12 в рабочей тетради стр. 122

Задание для 3 группы (сил): выполнить №15,16 в рабочей тетради;

решите задачу: вычислите степень диссоциации электролита, если из каждых 80 молекул электролита 60 молекул распадаются на ионы.





Приложение №1 (для 1 группы)

Схема классификации веществ по их способности проводить электрический ток в растворах


Вещества


Электролиты – _________________ Неэлектролиты – __________________

_______________________________ _________________________________

_______________________________ _________________________________

Тип химической связи: Тип химической связи:

_______________________________ __________________________________

К ним относятся вещества: К ним относятся вещества:

_______________________________ __________________________________

_______________________________ __________________________________



Приложение №2 (для 2 группы)

Автором теории электролитической диссоциации (ТЭД) шведский учёный Свантэ Аррениус сделал простой логический вывод: чтобы лампочка загоралась, цепь должна замкнуться через раствор электролита. А это может произойти, если в водном растворе появится упорядоченное движение заряженных частиц. Такими частицами в растворах солей и кислот могут быть положительные и отрицательные ионы. Значит, в воде молекулы кислот и кристаллы солей и щелочей распадаются на ионы, т.е. диссоциируют. Следовательно, диссоциация – это распад электролита на ионы.

Будучи приверженцем физической теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щёлочей (ведь сухи соли электрического тока не проводят) и откуда берутся ионы в растворах кислот (ведь в отличие от солей и щёлочей, состоящих из ионов, у кислот молекулярное строение)? В этом недостатки теории Аррениуса.

Ответ на этот вопрос дали русские химики И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский, которые применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева. Суть дополнений русских химиков к ТЭД С. Аррениуса состоит в том, что:

  1. причиной диссоциации электролита в растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды;

  2. ионы, которые образуются при диссоциации, связаны с молекулами воды химическими связями, т.е. являются гидратированными, и их свойства отличаются от свойств негидратированных ионов.

Свежие документы:  Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в 8 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: