«Гидролиз солей» 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 имени братьев Могилевцевых»

г. Брянска







Гидролиз солей

урок химии в 9 классе















Разработала

учитель химии высшей категории

Орлова Елена Юрьевна





















Брянск

2013

Цели урока:

Образовательная – научить составлять реакции гидролиза и определять среду раствора, установить связь с прошлым опытом при составлении реакций, отработать практически навыки при работе с реактивами, выявить основные трудности при составлении реакций ионного обмена и гидролиза.

Развивающая – развитие способностей анализа и сравнения, рефлексии, коммуникативных способностей.

Воспитательная – воспитывать умение слышать других, отвечать за всех, взаимодействовать во время коллективной работы.

Оборудование: демонстрационная доска с растворами солей (NaCl, Na2CO3, CuCl2, CH3COONH4), пробирки, индикатор (лакмусовая бумага), распечатка по правилам техники безопасности, инструкция, алгоритм составления реакций гидролиза, затребованная помощь, раствор мыла.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид доски:

Таблица над доской


Li K Ca Na Mg Al Mu Zu Cr Fe Ni Su Pb H Cu Hg Ag Pt Au

Электрохимический ряд напряжения металлов


Таблица ряда активных кислот



HJ HBr HCl H2SO4 HNO3 H2SO3 H3PO4 HF CH3COOH H2CO3 H2S H2SiO3


сильные средние слабые очень слабые



Таблица


рН __________________________________________________________

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


сильно слабо слабо сильно

кислая кислая Н щелочная щелочная

нейтральная



Задания для групп


Затребованная помощь

Таблица рН растворов

I группа NaCl + HOH=

II группа Na2CO3 + HOH=

III группа CuCl2 + HOH=

IV группа CH3COONH4+HOH=

Конверт №1





Реакции гидролиза в молекулярной форме

Конверт №2

Реакции

гидролиза в ионной

форме

рН желудочного сока=1,7

рН дождевой воды=6

рН водопроводной воды=7.5

рН крови=7.4

рН слез=7

рН кожи=6



Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, необходимых для изучения темы.

    1. Самостоятельная работа.

    2. Анализ самостоятельной работы.

  3. Объяснение нового материала.

    1. Введение в тему, учебный диалог (мотивация) Работа с реактивами в группах.

    2. Знакомство с алгоритмом составление реакций гидролиза

    3. Исследовательская работа в группах по определению среды раствора с использованием алгоритма:

а) Инструктаж по выполнению задания.

б) Повторение правил техники безопасности.

4. Обсуждение результатов работы, рефлексия.

  1. Закрепление изученной темы.

1.Определение в группах среды растворов, использующихся в быту моющих средств.

2.Самостоятельная работа (проверочная) с правом выбора задания.

3.Обсуждение результатов.

  1. Домашнее задание с краткими комментариями по выполнению.

  2. Итог урока.



План

I.Организационный момент


На предыдущих уроках Вы познакомились с разного типа реакциями. Прежде, чем начнем изучать новую тему, необходимо проверить, как Вы усвоили предыдущий материал — реакции диссоциации, т.к. эти знания понадобятся нам на сегодняшнем уроке.



II. Актуализация знаний


1.Самостоятельная работа на 2 варианта.


Написать диссоциацию следующих веществ:


I вариант II вариант

HCl HBr

NaOH KOH

2.Объявление критерия выставления оценки. Самооценка.

Учитель: Кто выполнил задание без ошибок?

Какие могли быть допущены ошибки и как их исправить?



III. Объяснение нового материала.


1.Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним типом реакций, который протекает в водной среде.

Тема урока – гидролиз солей.

Слово «гидролиз» греческого происхождения и состоит из двух корней. Попробуйте дать ему перевод на русский язык, вспомнив, что означает каждый корень.

Ученик: «Гидро» — вода, «лизис» — разложение

Учитель: Так что же называется гидролизом?

Ученик: Растворение в воде вещества.

Учитель: Какого вещества? Смотрите тему урока.

Ученик: Соли.

Учитель: Итак, гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой, которое приводит к образованию слабого электролита. Встречаемся ли мы в быту с реакциями гидролиза?

Ученик: Да.

Учащиеся приводят примеры растворения соли в воде.

Учитель: С реакциями гидролиза мы действительно встречаемся в быту постоянно. Кроме того, на нас обрушивается поток рекламной информации. Конечно, хотелось бы ей верить. Но, доверяй, да проверяй. И на этом уроке мы научимся определять среду раствора с помощью специального показателя, который называется водородным показателем и обозначается рН; определим, действительно ли мыло не сушит кожу, и что значит продукция рН – нейтральна. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся Вам в жизни.

2.Учитель: На уроке Вы будете работать с реактивами по инструкции, которая лежит на столе у каждого и записывать реакции, пользуясь алгоритмом, который тоже есть у каждого. Предварительно, давайте, отработаем шаги алгоритма составления реакций гидролиза (см. приложение к уроку №3). И затем, пользуясь алгоритмом, составим уравнения реакций гидролиза, работая в группах.

Учащиеся называют шаги алгоритма, проговаривая вслух напечатанный текст и объясняя, как, пользуясь электрохимическим рядом напряжения металлов и рядом силы кислот, определить силу основания и кислоты.

Учитель: Среду раствора можно определить с помощью водородного показателя, пределы которого находятся от 0 до 14 (см. вид доски). Соответственно, различают кислую, нейтральную и щелочную среду. Ее же можно определить и с помощью индикатора (см. приложение к уроку №2).

В таблице на доске даны примеры значения рН, давайте определим среду данных растворов.

Учащиеся проговаривают вслух значение рН приведенных растворов и определяют их среду.


3 Групповая работа:

а) Учитель: Весь класс разделен на 4 группы, каждая из которых работает с различными реактивами по инструкции (см. приложение №2)

Каждой группе предложены разные виды солей и вода

I группа — NaCl

II группа – Na2CO3

III группа – CuCl2

IV группа – CH3COONH4

Учитель: После того, как Вы напишите работу по инструкции, сразу же начинайте составлять реакции, пользуясь алгоритмом (см. приложение к уроку №3). Посовещавшись в группе, выберите 2-х представителей, один из которых записывает реакцию на доске с комментариями, второй — комментирует результаты проделанного опыта с места. Если при выполнении задания у Вас возникнут затруднения, Вы можете воспользоваться «Затребованной помощью» (см. вид доски), которая находится в конвертах на доске, при этом оценка не будет снижена. В конверте № 1 находится запись уравнений реакции в молекулярной форме, в конверте № 2 – в ионной форме.

Учитель: Прежде, чем Вы начнете работать с реактивами, что необходимо повторить?

Ученик: Правила по технике безопасности (см. приложение к уроку № 1)

б) Повторение правил по технике безопасности (фронтальный опрос).

Работа с реактивами и составление реакции.

4. Защита групповых работ, обсуждение. Само- и взаимооценка. Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.


IV Закрепление изученной темы.


1.Учитель: вы устроились на работу рекламным агентом моющих средств. Вам необходимо показать преимущество использования в быту некоторых моющих средств. Мною заранее были приготовлены растворы хозяйственного мыла, детского мыла, мыла «Dove» и пенки для мытья лица. Придумайте название для своей группы и проверьте с помощью лакмуса показатель среды каждого раствора и покажите преимущество использования в быту данного средства.

Ученик: группа №:1– (каждая группа придумывает название своей группы и озвучивает его)

Ученик: группа №:2–

Ученик: группа №:3 –

Ученик: группа №:4–

Учащиеся проверяют среду растворов и объявляют результаты.


2. Проверочная самостоятельная работа по выбору:


Учитель: У каждого на парте лежат цветные клеящиеся листочки:

Желтый лист – K2S

Красный лист – HgBr2

Зеленый лист – Al2S3


Выберите один из листочков и запишите реакции гидролиза. По мере выполнения задания, наклеить листочки на доску.

3.Проверка выполнения данного задания, коррекция знаний.


V. Д/з.

§6. Воспроизвести по памяти и записать алгоритм записи реакций гидролиза.


VI. Итог урока

Фронтальный опрос

  1. Дать определение реакции гидролиза.

  2. Прокомментировать алгоритм составления реакций гидролиза.

  3. Что такое водородный показатель?

  4. Как полученные знания могут пригодиться Вам в жизни?







Приложение к уроку №1

Правила техники безопасности

при работе в химической лаборатории


  1. Работать по инструкции.

  2. Проводите опыты с теми веществами, которые указаны учебником и в нужном по инструкции количестве.

  3. Не пробуйте вещества на вкус.

  4. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу.

  5. Твердые вещества берите из банок сухой ложкой или пробиркой.

  6. Нагревая пробирку с жидкостью, берите ее так, чтобы открытый ее конец был направлен в сторону от себя и соседа.

  7. Работать только над столом.

  8. Производите опыты в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.

  9. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

  10. В случае ожога, пореза и попадания едкого вещества на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.




Приложение к уроку №2

Инструкция для выполнения групповой работы


  1. Раствори немного соли в 1мл. воды.

  2. С помощью индикатора определи среду раствора, для этого к исследуемому раствору добавь несколько капель индикатора. Обрати внимание на изменение цвета индикатора.

  3. Постарайся не пользоваться таблицей- подсказкой:


Индикатор

Цвет индикатора в среде


кислой

щелочной

нейтральной

Лакмус

Красный

Синий

Фиолетовый

Фенолфталеин

Бесцветный

Малиновый

Бесцветный

Метиловый

оранжевый

Красно-

розовый

Желтый

Оранжевый


  1. Сделай вывод.

  2. Напиши, пользуясь алгоритмом, реакцию гидролиза.

  3. Перескажите алгоритм друг другу.

  4. Оцени свою работу и работу группы.


Приложение к уроку №3

Алгоритм составления реакций гидролиза


  1. Определи по электрохимическому ряду напряжения металлов, силу основания (сильное/слабое)

  2. Определи по схеме силы кислот, остаток какой кислоты образует соль (сильный/слабый)

  3. Запиши первую строчку уравнения реакции в молекулярной форме:

а) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергается; ( )

б) Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, дает в ходе гидролиза кислую соль и щелочь;

в) Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, дает в ходе гидролиза основную соль и кислоту;

г) Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, дает в ходе гидролиза основание и кислоту;

  1. Запишите вторую строчку уравнения в ионной форме, пользуясь таблицей растворимости

  2. Сократи в левой и правой частях уравнения одинаковые ионы и запиши третью строчку уравнения

  3. Определи рН раствора, пользуясь шкалой, приведенной на доске.



Список использованной литературы:


1. Общая химия, учебник для ВУЗов; Н. Л. Глинка, 1985 ,- 731 с.

2. Общая и неорганическая химия. Угай Я.А.,М.: Высшая школа, 1997. — 527 с

3. Никольский А.Б., Суворов А.В. Химия, учебник для вузов; — СПб: Химиздат, 2001. — 512 c.

4. Химия. 11 класс.  Габриелян О.С.,М.: Дрофа, 2002. — 368с.

5. Химия. 9 класс. Ф.Г.Фельдман,  Г.Е.Рудзитис, М.:Просвещение, 1994.- 158с


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Фенолы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: