Химический тренажер «Основные классы неорганических соединений» 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»

Республика Татарстан, г.Нижнекамск







Программа элективного курса в рамках предпрофильной

подготовки учащихся 9 классов

Химия продуктов питания




Разработала: Валеева Елена Николаевна

учитель химии I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №32» г.Нижнекамск РТ















2011


Пояснительная записка.

Задача современного школьного образования — формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.

Курс «Химия продуктов питания» предназначен для учащихся 9 классов, основан на современных представлениях валеологии и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности. Данный курс призван формировать культуру питания на фоне формирования общей культуры личности. Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия. Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложной аппаратуры. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в быту, что повышает практическую значимость химических знаний.

Цель курса: способствовать самоопределению ученика для определения профиля обучения в старших классах.

Задачи курса:

  1. развитие познавательных интересов школьников;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;

  3. воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работе;

  4. развитие умений учащихся выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности;

Формы обучения: урок-лекция, урок — практическое занятие.

Ожидаемые результаты:

  • получение новых представлений о продуктах питания;

  • развитие познавательного интереса;

  • опыт дискуссии, проектирования, реализации учебных исследований, работы в коллективе.

  • осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Форма отчетности: круглый стол.





Тематический план

тема

Количество часов

форма

занятий

лекций

практических работ

1

Введение. Общая характе-ристика питания человека.


вводная лекция

2

Белки как важнейшие питательные вещества.


лекция

3

Определение белка в пищевых продуктах.


беседа, практическая работа № 1

4

Углеводы и их роль в питании.


лекция

5

6

Определение углеводов в пищевых продуктах.


беседа, практическая работа №2,3

7

Определение йода в овощах и фруктах.


беседа, практическая работа №4

8

Определение витамина С.


беседа, практическая работа №5

9

Определение качества меда.


беседа, практическая работа №6

10

Изучение подсолнечного масла.


беседа, практическая работа №7

11

Пищевые добавки.


лекция

12

Круглый стол «О вкусной и здоровой пище».




Итого




Содержание программы

1 занятие: Введение. Общая характеристика питания человека.

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Рациональное питание. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Соответствие рациона питания энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Состав пищи: вода, белки, липиды, углеводы, минеральные вещества, ферменты, органические кислоты. Основные этапы переваривания пищи в желудочно-кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения.

Питание и продолжительность жизни, индивидуализация собственного питания. Питание и здоровье человека. Основные принципы рационального, сбалансированного питания. Рациональное питание — это питание, достаточное в количественном отношении и полноценное в качественном, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма и обеспечивающее необходимый уровень обмена веществ. Рациональное питание строится с учетом пола, возраста, характера трудовой деятельности, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей.

Принципами рационального питания являются:

1) соответствие энергоценности пищи, поступающей в организм человека, его энерготратам;

2) поступление в организм определенного количества пищевых веществ в оптимальных соотношениях;

3) правильный режим питания;

4) разнообразие потребляемых пищевых продуктов;

5) умеренность в еде.

2 занятие: Белки как важнейшие питательные вещества.

Белки обеспечивают рост и развитие организма, являются важнейшим компонентом всех тканей и органов. Только при участии белков возможен рост, развитие и регенерация клеток и тканей организма. Белки играют огромную роль в выработке ферментов и гормонов, обеспечивают защитные функции организма (иммунитет).

Структура белка, пищевая ценность белка, значение белков для жизнедеятельности человека. Свойства белков. Денатурация белка. Простые и сложные белки. Биологическая роль. Потребность человека в белках. Основная белковосодержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Изменение белка в процессе кулинарной обработке. Превращение белка в организме человека. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Химический и биохимический синтез белков. Функции белков в организме человека: защитная, регуляторная, транспортная, запасная, рецепторная, моторная. Белки и обмен веществ в организме человека. Белковая недостаточность организма. Избыток белка в рационе человека. Методы определения белка.

3 занятие: Определение белка в пищевых продуктах.

Структура белка, пищевая ценность белка, значение белков для жизнедеятельности человека. Свойства белков. Денатурация белка. Простые и сложные белки. Биологическая роль. Потребность человека в белках; практическая работа №1.

4 занятие: Углеводы и их роль в питании.

Углеводы – основной источник энергии. Простые и сложные углеводы. Биологическая роль углеводов. Недостаточное или избыточное количество углеводов в организме человека. Их классификация и биологические функции в организме человека. Углеводосодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов в организме человека, суточная потребность в углеводах. Роль углеводов в процессе жизнедеятельности организма. Важнейшие источники углеводов. Биологическая роль и биосинтез углеводов. Методы оп­ределения углеводов.

5,6 занятие: Определение углеводов в пищевых продуктах.

Обнаружение глюкозы в апельсиновом и яблочном соках. Углеводы, их биологическая роль, пищевая ценность углеводов; практическая работа №2,3.

7 занятие: Определение йода в овощах.

Химический элемент йод, его круговорот в природе, содержание в биосфере. Йод в организме человека. Способы профилактики йододефицита. Практическая работа №4.

8 занятие: Определение витамина С.

Содержание витамина с в различных овощах и фруктах, роль витамина С в жизни человека, зависимость содержания витамина С в организме на самочувствие человека, работа с дополнительной литературой, практическая работа №5.

9 занятие: Определение качества меда.

Мёд пчелиный — продукт питания, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар. Мёд содержит 13-20 % воды, 75-80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К, С, провитамин А-каротин, фолиевая кислота. По консистенции центробеж-ный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся («севшим»).

Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов (обычно мёд текущего пчеловодного сезона). Закристаллизовавшийся («севший») мёд — образуется естественным путём из жидкого мёда при перепадах температуры. Натуральный и искусственный мед. Качественный состав меда: наличие фруктозы, глюкозы. Практическая работа №6.

10 занятие: Изучение подсолнечного масла.

Подсолнечное масло — одно из важнейших растительных масел, имеющее большое народно-хозяйственное значение. Содержание жирных кислот в подсолнечном масле (в %): стеариновая 1,6—4,6, пальмитиновая 3,5—6,4, миристиновая до 0,1, арахиновая 0,7—0,9, олеиновая 24—40, линолевая 46—62, линоленовая до 1. Средняя молекулярная масса жирных кислот 275—286. Сырое подсолнечное масло имеет приятные запах и вкус. Масло подсолнечное сырое нерафинированное бывает следующих типов: — прессовое (т.н. холодного отжима); — эктракционное. Практическая работа №7.

11 занятие: Пищевые добавки.

Пищевы́е доба́вки — вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств, например определённого аромата, цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции. Биологически-активные добавки. Генетически модифицированные источники. Методы определения ГМИ.

12 занятие: Итоговое занятие.

Круглый стол «О вкусной и здоровой пище»
























Литература для учителя

1. Витамины круглый год /К.С.Петровский и др. — М.: Россельхозиздат, 2003.

2. Гроссе Э.,Вайсмантель Х. Химия для любознательных.- Л.: Химия, 2001.

3. Малахов Г.П. Целительные силы. СПб.: АО «Комплект», 2004.

4. Уголев А.М. Новая теория питания//Наука и жизнь. 1986.№8,9; 1991.№2.

5. Гостев м.м. Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке.- М.: Учпедгиз,2006.

6. Колычева 3,И. Химия и питание //Химия в школе. 2001, №,4,

7. Николаев Л.А. Химия жизни. М.: Просвещение, 2003.

8. Эгаяер Б. Яды в нашей пище. М.: Мир, 2003.



Литература для учащегося.

1. Уокер Н.У. Сырые овощные соки. Краснодар: Соло, 2000.

2. Энциклопедический словарь юного химика.- М.:Педагогика,2006.

3. Леенсон и.А.Занимательная химия. Часть 1.- М.: Дрофа,2002.

4. Леенсон И.А.Занимательная химия, часть 2.- М.: Дрофа,2002.

5. Северюхина Т.В., Сентемов В,В. Исследование пищевых продуктов //Химия в школе. 2000. № 5.

6. Харлампович Г.Д. Многоликая химия. М.: Просвещение, 2004

7. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Химия./ Авт.-сост. Л.А.Савина.-М.;

ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – с.405-408

8.Энциклопедический словарь юного химика.- М.:Педагогика,2002.


























Приложение

Занятие 1.

Введение. Общая характеристика питания человека.

Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся о питании человека.

Лекция.

Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Оно необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей; поступления энергии, необходимой для восполнения энергетических затрат организма; поступления веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны, другие регуляторы обменных процессов и жизнедеятельности. Обмен веществ, функция и структура всех клеток, тканей и органов находятся в зависимости от характера питания. Питание — это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ.

Основные пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Питание осуществляется за счет пищевых продуктов. Только при некоторых заболеваниях в организм вводят отдельные пищевые вещества; аминокислоты, витамины, глюкозу и др. Пищевые продукты включают естественные, реже — искусственные сочетания пищевых веществ. Пища — это сложная смесь приготовленных для еды пищевых продуктов. Пищевой рацион — это состав и количество пищевых продуктов, используемых в течение дня (суток).

Усвоение пищи начинается с ее переваривания в пищеварительном тракте, продолжается при всасывании пищевых веществ в кровь и лимфу и заканчивается усвоением пищевых веществ клетками и тканями организма. В ходе переваривания пищи под действием ферментов органов пищеварения, главным образом желудка, поджелудочной железы, тонкой кишки, белки расщепляются до аминокислот, жиры — до жирных кислот и глицерина, усвояемые углеводы — до глюкозы, фруктозы, галактозы. Эти простейшие составные части пищевых веществ всасываются из тонкой кишки в кровь и лимфу, с которыми разносятся по всем органам и тканям. Непереваренная пища поступает в толстую кишку, где образуются каловые массы.

Усвояемость пищи — это степень использования содержащихся в ней пищевых (питательных) веществ организмом. Усвояемость пищевых веществ зависит от их способности всасываться из желудочно-кишечного тракта. Удобоваримость пищи характеризуется степенью напряжения секреторной и двигательной функций органов пищеварения при переваривании пищи. К мало удобоваримой пище относят бобовые, грибы, богатое соединительной тканью мясо, незрелые фрукты, пережаренные и очень жирные изделия, свежий теплый хлеб.

Рациональное питание (от латинского слова rationalis — разумный) — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Требования к рациональному питанию слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи.

К пищевому рациону предъявляются следующие требования:

1) энергетическая ценность рациона должна покрывать энерготраты организма;

2) надлежащий химический состав — оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых (питательных) веществ;

3) хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления;

4) высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура). Эти свойства пищи влияют на аппетит и ее усвояемость;

5) разнообразие пищи за счет широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки;

6) способность пищи (состав, объем, кулинарная обработка) создавать чувство насыщения;

7) санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.

Расстройства питания организма — это болезненные (патологические) состояния, возникающие от недостатка или избытка поступающей с пищей энергии или пищевых веществ. В зависимости от степени и продолжитель-

ности нарушений полноценного, сбалансированного питания расстройства питания организма могут выражаться:

1) в ухудшении обмена веществ и снижении приспособительных возможностей организма, его сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды;

2) в ухудшении функции отдельных органов и систем на фоне нарушения обмена веществ и снижении приспособительных возможностей организма, клинические симптомы при этом мало выражены;

3) в клинически выраженном проявлении расстройства питания — алиментарных заболеваниях.


Занятие 2.

Белки как важнейшие питательные вещества.

Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся о белках, как важнейших питательных веществах.

Лекция.

Животные продукты обеспечивают основную часть поступающих в организм человека белков. В них есть все необходимые для жизнедеятельности тканей аминокислоты, поэтому такие белки называются полноценными. Растительные белки, кроме сои, обычно не содержат всех требуемых аминокислот, поэтому их называют неполноценными. Содержание белка в животных продуктах: курятина 25%, говядина 21-25%, телятина 20%, свинина 15%, кефаль 21%, форель 15%. Мясо, рыба и птица усваиваются организмом в разной степени и поэтому имеют различную биологическую ценность. Максимальная биологическая ценность животных белков – 70-80 процентов. Содержание белка в растительных продуктах: соя 23-25%, фасоль 23-24%, чечевица 27,6%, гречневая крупа 12,6%. Бобовые и крупы отличаются особенно высоким содержанием белка. Чечевица, соя и фасоль превосходят мясо в этом отношении. Однако по биологической ценности растительные белки уступают животным белкам: они усваиваются только на 50-60 процентов. Дефицит белка в питании уменьшает устойчивость организма к инфекциям, так как снижается уровень образования антител. Нарушается синтез и других защитных факторов — лизоцима и интерферона, из-за чего обостряется течение воспалительных процессов. Сокращение поступления белка с пищей, либо увеличение его расхода в организме (при тяжелой физической работе или в результате болезни) вызывает белковую недостаточность. Нескомпенсированность белка в организме неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Недостаток белка ухудшает аппетит, что в свою очередь уменьшает приток белка с пищей.

Белки главные строители новых тканей и клеток, которые обеспечивают нормальное развитие как молодых (растущих) организмов, так и в более зрелом возрасте, когда процессы роста уже полностью приостановлены, но остается потребность в регенерации отживших клеток.

Потребность в белке возрастает пропорционально изнашиваемости наших тканей. Чем выше физическая нагрузка, тем больше белка необходимо для регенерации мышечной ткани. Белки очень важны в питании человека, они являются главной составной частью клеток всех органов и тканей. Следует усвоить, что наш организм практически лишен резервов белка и главной из его составляющих “незаменимых” аминокислот. Поэтому белки — незаменимый компонент ежедневного рациона.

Суточная потребность белка для человека массой в 60 кг составляет примерно 78 г в сутки при средней физической нагрузке, или 1,3 г на кг массы тела.


Занятие 3.

Определение белка в пищевых продуктах.

Цель: определение содержание белка в продуктах, совершенствование умения пользованием химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: образцы пищевых продуктов: молочные продукты (молоко, сметана, кефир, простокваша, творог и др.), крупа (любая крупа, разваренная до каше­образного состояния), бобовые (горох, фасоль, соя), раз­мельченное мясо и рыба, желатин.

Растворы: 10% раствор гидроксида натрия, 1% раствор суль­фата меди (II), концентрированная азотная кислота, концентрированный раствор гидроксида натрия, раствор аммиака, раствор ацетата свинца (II). Химическая посуда, спиртовка, пробирки.


Практическая работа 1

Опыт 1. Биуретовая реакция.

Методика

  1. В пробирку добавить 0,5 мл раствора белка

  2. Добавить 0,5 мл 10% раствора гидроксида натрия

  3. Добавить 6-10 капель 1% раствора сульфата меди (II).

  4. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


Опыт 2. Ксантопротеиновая реакция.

Методика

  1. В пробирку добавить 1 мл раствора белка.

  2. Добавить 6-10 капель концентрированной азотной кислоты

  3. Осторожно нагреть. Образуется желтый осадок. Для усиления окраски в охлажденный раствор приливают несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия или раствор аммиака. Желтая окраска перейдет в оранжевую и усилит разницу в окраске образцов.

  4. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


Опыт 3. Определение серосодержащих белков.

Методика

Для выполнения опыта рекомендуется взять яичный белок и желатин, чтобы сравнить содержание серы в них.

  1. В пробирку налить 1 мл раствора белка

  2. Добавить 1мл конц. раствора гидроксида натрия

  3. Нагреть до кипения

  4. Добавить 1-2 капли раствора ацетата свинца.

  5. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


Опыт 4. Определение белков по продуктам сгорания.

Методика

Для опыта рекомендовано использовать шерстяные, шелковые нитки или кусочки ткани. Аккуратно сжечь данные образцы, обратив внимание на запах и внешний вид продуктов сгорания.


Занятие 4.

Углеводы и их роль в питании

Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся об углеводах, как важнейших питательных веществах.

Лекция

Углеводы — один из основных источников энергии для организма. Представлены в продуктах питания, главным образом, в виде сахаров и крахмала. В организме превращаются в глюкозу, которую клетки используют для питания. Также используются для образования в мышцах и печени гликогена, который служит своеобразным хранилищем углеводов для последующего их использования по мере необходимости.

Углеводы составляют основную часть пищевого рациона и обеспечивают 50% его энергоценности. Следовательно, углеводы — основной поставщик энергии для организма. Значение углеводов не исчерпывается их энергети-ческой ценностью. Они обеспечивают нормальную деятельность печени, обладают белковосберегающей способностью, тесно связаны с обменом жиров. Углеводы содержатся главным образом в продуктах растительного происхождения.
Очень большое содержание углеводов (65 г и более): сахар (песок), карамель леденцовая, конфеты помадные, мед, варенье, мармелад, зефир, печенье сдобное, рис, макароны, крупы манная, перловая, пшено, гречневая и овсяная, финики, изюм, урюк, чернослив.
Большое содержание углеводов (40—60 г): хлеб (ржаной и пшеничный), фасоль, горох, шоколад, халва, пирожные.
Умеренное содержание углеводов(11—20 г): сырки творожные сладкие, мороженое, хлеб белково-отрубной, картофель, горошек зеленый, свекла, виноград, вишня, черешня, гранаты, яблоки, соки фруктовые.
Малое содержание углеводов(5—10 г): кабачки, капуста, морковь, тыква, арбуз, дыня, груша, персики, абрикосы, сливы, апельсины, мандарины, клубника, крыжовник, смородина, черника .
Очень малое содержание углеводов (2—4,9 г): молоко, кефир, сметана, творог, огурцы, редис, салат, лук зеленый, помидоры, шпинат, лимоны, клюква, грибы свежие.

Значительную долю углеводов в питании составляют рафинированные углеводы (сахар, кондитерские изделия, мед), которые легко и быстро усваиваются, причем их потребление вызывает значительные колебания уровня сахара в крови. Повышенное количество рафинированных углеводов в питании способствует увеличению уровня холестерина в крови, развитию атеросклероза, ожирения и сахарного диабета, желчно-каменной болезни и др. Однако длительный недостаток углеводов в питании вызывает серьезные нарушения в организме, в том числе обмена жиров, повышенный расход белков пищи и тканевых белков.

Источниками углеводов в питании служат главным образом продукты растительного происхождения — хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды. Из продуктов животного происхождения только молоко является реальным источником углеводов (молочный сахар). Пищевые продукты содержат различные углеводы; так, крупы, картофель содержат крахмал — сложное вещество, нерастворимое в воде, расщепляющееся под действием пищеварительных соков. Если углеводы поступают с пищей в достаточном количестве, они откладываются в виде особого животного крахмала — гликогена. Отложение гликогена происходит главным образом в печени и мышцах. При избыточном же питании углеводы переходят в организме в жир.


Занятие 5, 6.

Определение углеводов в пищевых продуктах

Цель: научить учащихся определять наличие углеводов в пищевых продуктах: клубнях картофеля, виноградном соке, крупе (любой, разваренной до кашеобразного состояния), яблоках, хлебобулочных изделиях, совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, фиксировать и интерпретировать наблюдения.

Оборудование: 10% раствор гидроксида натрия, 1% раствор суль­фата меди (II), раствор йода, концентрированный раствор гидроксида натрия, хлороводородная кислота, пробирки, штатив, спиртовка.


Практическая работа №2

Опыт 1. Качественная реакция на крахмал.

Методика

  1. В пробирку налить 5 капель раствора крахмала.

  2. До­бавить каплю раствора йода.

  3. Синий раствор нагреть до исчезновения окраски.

  4. Охладить до восстановле­ния синего окрашивания раствора.

  5. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы


Опыт 2. Выделение крахмала из картофеля.

Методика

  1. Мелко измельчить очищенный клубень картофеля

  2. За­лить его холодной водой, тщательно перемешать. Оставить на некоторое время

  3. Отфильтровать полученный осадок

  4. Проверить с помощью капли йода на наличие крахмала.

  5. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы

Опыт 3. Открытие крахмала в муке, яблоках, фасоли, хлебобулочных изделиях и др.

Методика

Для открытия крахмала использовать каплю йода. Сравнить результаты при исследовании растворов данных веществ и сухих проб.


Практическая работа №3

Опыт 1. Качественная реакция на глюкозу.

Методика

  1. В пробирке получить осадок гидроксида меди (II) путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II).

  2. К полученному осадку добавить 5 капель рас­твора виноградного сока

  3. Добавить каплю концентрированного раствора гидрокси­да натрия.

  4. Нагреть над пламенем спиртовки до образо­вания кирпично-красного осадка.

  5. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.


Опыт 2. Качественная реакция на фруктозу (кондитерские изделия и фрукты).

Методика

  1. В пробирку налить 5 капель раствора фруктозы

  2. Добавить реактив Селиванова.

  3. Полученный раствор на­греть на спиртовке до образования ярко-малинового (кроваво-вишневого) окрашивания.

  4. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

Реактив Селиванова: сухой резорцин (продается в аптеках) смешивают с несколькими каплями концентриро­ванной хлороводородной кислоты.



Занятие 7

Определение йода в овощах и фруктах.

Цель: научить учащихся определять йода в овощах методом вытеснения йода более активным галогеном, совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: овощи (картофель, морковь, огурец), дистиллированная вода, хлорная вода, раствор крахмала, пробирки, колба, весы, разновесы.


Практическая работа №4.

Методика

1. Измельчить на терке исследуемые продукты.

2. 30 грамм продукта дополнительно растолочь в ступке и залить 30 мл дистиллированной воды.

3. Перелить смесь в колбу соответствующего объёма. В течение 5 минут колбу взбалтывать, проводя выделение солей в раствор.

4. Дать отстояться раствору в течение 10 минут.

5. 2 мл каждого раствора поместить в пробирку, добавить 3 капли хлорной воды (водный раствор хлора) и 1 мл раствора крахмала.

6. Наблюдать за изменением окраски.

7. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.



Занятие 8.

Определение витамина С

Цель: научить учащихся определять витамина С в фруктах: яблоке (лимоне), совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: химические стаканы, весы, дистиллированная вода, пробирки, мерный цилиндр, стеклянная палочка, крахмальный клейстер, 5% спиртовый раствор йода.

Практическая работа №5

Методика

  1. Измельчить на терке исследуемые продукты.

  2. Выжать сок.

  3. Налить в пробирку 2 мл полученного сока и добавить 10 мл воды.

  4. Влить 1 мл крахмального клейстера, перемешать.

  5. Добавить оп каплям 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. (Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом, как только йод окислит всю аскорбиновую кислоты, следующая капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет)

  6. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

Занятие 9

Определение качества меда.

Цель: научить учащихся определять качество меда; совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: химические стаканы, дистиллированная вода, пробирки, мерный цилиндр, стеклянная палочка, крахмальный клейстер, 5% спиртовый раствор йода, 10% раствор соляной кислоты,

Практическая работа №6

Для проведения данной работы рекомендовано ис­пользовать несколько разных видов меда. Готовят раствор меда, добавив к нему равный объем дистиллированной во­ды, перемешивают. Зрелый мед содержит фруктозу и глю­козу. Поддельный мед содержит крахмал, муку, мел, сахар и др.

Методика

  1. В четыре пробирки налить 1-2 мл раствора меда.

  2. В 1 пробирку добавить 2-3 капли раствора соляной кислоты (определяем наличие карбонатов).

  3. Во 2 пробирку 1-2 капли йода.

  4. В 3 пробирки определяем наличие глюкозы (практическая работа №3, опыт 1)

  5. В 4 пробирке определяем наличие фруктозы (практическая работа №3 , опыт 2)

  6. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.



Занятие 10.

Изучение подсолнечного масла

Цель: научить учащихся определять качество подсолнечного масла; совершенствовать умения пользоваться химическим оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: пробирки, мерный цилиндр, стеклянная палочка, различные сорта подсолнечного масла, бромная вода или раствор перманганата калия.


Практическая работа № 7

Методика

  1. В пробирки налить по 1 мл различных сортов подсолнечного масла.

  2. В каждую пробирку добавить по каплям раствор бромной воды (перманганата калия) до тех пор, пока раствор не перестанет обесцвечиваться.

  3. Перемешать.

  4. Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

При хра­нении масла двойные связи подвергаются окислению, полиме-ризации. Число этих связей изменяется при хранении. Старое загустевшее масло практически не взаимодействует с бромной водой или раствором перманганата калия. Такое масло не рекомендуется употреблять в пищу.


Занятие 11.

Пищевые добавки.

Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся о пищевых добавках.

Лекция.

Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусствен-ные вещества, сами по себе не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи. Они преднамеренно добавляются в пищевые системы по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки готовых продуктов с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных его операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или намеренного изменения органолептических свойств.

Основные цели введения пищевых добавок предусматривают:

1. совершенствование технологии подготовки и переработки пищевого сырья, изготовления, фасовки, транспортировки и хранения продуктов питания. Применяемые при этом добавки не должны маскировать последствий использования некачественного или испорченного сырья, или проведения технологических операций в антисанитарных условиях;

2. сохранение природных качеств пищевого продукта;

3. улучшение органолептических свойств или структуры пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении.

Применение пищевых добавок допустимо только в том случае, если они даже при длительном потреблении в составе продукта не угрожают здоровью человека, и при условии, если поставленные технологические задачи не могут быть решены иным путем. Обычно пищевые добавки разделяют на несколько групп:

— вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов (красители, стабилизаторы окраски, отбеливатели);

— вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);

— вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);

— вещества, повышающие сохранность продуктов питания и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты и др.);

Число пищевых добавок, применяемых в производстве пищевых продуктов в разных странах, достигает сегодня 500 наименований (не считая комбинированных добавок, индивидуальных душистых веществ, ароматизаторов), в Европейском Сообществе классифицировано около 300. Для гармонизации их использования производителями разных стран Европейским Советом разработана рациональная система цифровой кодификации пищевых добавок с литерой «Е». Она включена в кодекс для пищевых продуктов ФАО/ВОЗ (ФАО — Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения) как международная цифровая система кодификации пищевых добавок. Каждой пищевой добавке присвоен цифровой трех- или четырехзначный номер (в Европе с предшествующей ему литерой Е). Они используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группировку пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам). Присвоение конкретному веществу статуса пищевой добавки и идентификационного номера с индексом «Е» имеет четкое толкование, подразумевающее, что:

а) данное конкретное вещество проверено на безопасность;

б) вещество может быть применено в рамках его установленной безопасности и технологической необходимости при условии, что применение этого вещества не введет потребителя в заблуждение относительно типа и состава пищевого продукта, в который оно внесено;

в) для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

Следовательно, разрешенные пищевые добавки, имеющие индекс Е и идентификационный номер, обладают определенным качеством. Качество пищевых добавок — совокупность характеристик, которые обусловливают технологические свойства и безопасность пищевых добавок.

Наличие пищевой добавки в продукте должно указываться на этикетке, при этом она может обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель конкретного функционального класса в сочетании с кодом Е. Например: бензоат натрия или консервант Е211.

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

-Е100-Е182-красители;

— Е200 и далее — консерванты;

— ЕЗОО и далее — антиокислители (антиоксиданты);

— Е400 и далее — стабилизаторы консистенции;

— Е450 и далее, Е1000 — эмульгаторы;

— ЕЗОО и далее — регуляторы кислотности, разрыхлители;

— Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;

— Е700-Е800 — запасные индексы для другой возможной информации;

— Е900 и далее — глазирующие агенты, улучшители хлеба.

Многие пищевые добавки имеют комплексные технологические функции, которые проявляются в зависимости от особенностей пищевой системы. Например, добавка Е339 (фосфаты натрия) может проявлять свойства регулятора кислотности, эмульгатора, стабилизатора, комплексообразователя и водоудерживающего агента.

Исследование этикеток пищевых продуктов на наличие пищевых добавок.


Занятие 12

О вкусной и здоровой пище.

Данное занятие рекомендуется проводить в форме круглого стола. Учащиеся готовят краткие сообщения по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований.

Правильное сочетание пищевых продуктов. Кон­цепция чистого организма. Очищение организма и здоро­вье. Голодание пост, разгрузочно-диетическая терапия. Правила приема пищи. Профилактика различных заболе­ваний и питание. Индивидуализация собственного пита­ния. Итоги исследовательской работы учащихся.

Профильной пробой служат творческие работы уча­щихся, которые выполняются ими по выбранной проблеме.



Свежие документы:  Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: