Химия 8 Класс


Химия. 8 класс


Пояснительная записка



  1. Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008).


  1. Учебник. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2011.


  1. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:


  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»;

  • приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004 г. №02-678; «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования»

  • приказ МоиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009 г. №01-269;

  • методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» № 03-02/5639 от 24 июля 2013 года.


  1. Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия» в 8 классе


Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.


Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

— продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.



Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

— слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.


Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


  1. В базисном учебном плане на изучение курса «Химия» в 8 классе

предусмотрено 2 часа в неделю (70 часов в год).




Распределение учебного времени:


Тема

Теорет.

часть

по

прогр.

Теорет.

часть

по

темат.

планир

Практ.

часть

по

прогр.

Практ. часть

по темат.

планир

Примечание

1. Первоначальные химические понятия

16

17

2

2

1 час добавлен из резервного времени для проведения дополнительного урока по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ», так как знания классификации реакций и умения расставлять коэффициенты в уравнениях реакций являются основными в курсе неорганической химии

2. Кислород

4

4

1

1


3. Водород

3

3


4.Растворы. Вода

5

6

1

1

1 час добавлен из резервного времени для обобщения, систематизации, коррекции знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

5. Основные классы неорганических веществ

8

9

1

1

1 час добавлен из резервного времени для обобщения, систематизации, коррекции знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

6.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

8

8


7. Строение веществ. Химическая связь

9

9


8. Закон Авогадро. Молярный объём газов

3

3


9. Галогены

5

5

1

Исключена практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение её свойств», т.к. отсутствует в Примерной программе и предполагает получение газа, опасного для здоровья (заменена демонстрацией)

Итого:

61

64

6

5


Резервное время – 1 час.

Региональный компонент:


  1. Превращения веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека.

  2. Оксиды в природе. Применение оксидов в быту и на промышленных предприятиях области.

  3. Применение оснований в быту и на промышленных предприятиях области.

  4. Кислотные дожди, их происхождение.

  5. Соли в составе минеральной воды.

  6. Способы очистки природной воды и получение чистой питьевой воды в регионе.

  7. Кислотность почв, известкование. Химическая мелиорация почв.


Учебно-методический комплект

для учителя:
1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.:

Просвещение, 2008
2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,

2008
3. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы. – М.:

Дрофа, 2004
для учащихся:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник

для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном

носителе. – М.: Просвещение, 2011.

2. Н.И.Габрусева. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.

3. Н.Н.Гара, Н.И.Габрусева. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 класс. – М.:

Просвещение, 2011.





















Календарно — тематическое планирование


ур п/п

№ ур.в теме

Тема урока


Экспериментальная

часть

Региональный

компонент


Примене-ние ИКТ

Приме-чание

Тема 1. Первоначальные химические понятия

1


1


Химия как часть естествознания Понятие о веществе

Л.о. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

Презента-ция «Предмет химии»


2

2

Ознакомление с лабораторным оборудованием

Практическая работа № 1




3





3

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Д. Способы очистки веществ.

Л.о. Разделение смеси


Презента-ция «Химия в жизни общества»


4

4

Очистка загрязнённой поваренной соли

Практическая работа № 2




5



5

Физические и химические явления

Л.о. Примеры физических и химических явлений

Превращения веществ,

происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека



6

6

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение





7



7

Простые и сложные вещества. Химический элемент

Д. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов




8

8

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса





9

9

Закон постоянства состава веществ





10

10

Относительная молекулярная масса. Химические формулы





11

11

Массовая доля химического элемента в соединении





12

12

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности





13

13

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Д. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ




14-15


14-15


Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

Л.о. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом


Презента-ция «Хи-мические реакции


16




16

Моль – единица количества вещества. Молярная масса



Презента-ция «Коли-чество вещества»


17

17

Вычисления по химическим уравнениям реакций

Д. Химические соединения количеством вещества

1 моль




18

18

Обобщение и систематизация знаний по теме





19

19

Контрольная работа № 1





Тема 2. Кислород

20


1

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода

Д. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды




21



2

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

Л.о. Ознакомление с образцами оксидов




22


3

Получение и свойства кислорода

Практическая работа № 3




23

4

Воздух и его состав

Д. Определение состава воздуха




24

5

Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания

Д. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки




Тема 3. Водород

25




1

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода

Д. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка его на чистоту, горение водорода, собирание его методом вытеснения воздуха и воды




26



2

Свойства и применение водорода

Л.о. Получение и свойства водорода. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)




27


3

Повторение и обобщение знаний по темам «Кислород» и «Водород»





Тема 4. Растворы. Вода

28

1

Вода – растворитель. Растворы





29

2

Массовая доля растворенного вещества



Презента-ция «Растворы. Решение задач»


30

3

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества

Практическая работа № 4




31




4

Вода. Вода в природе и способы её очистки

Д. Анализ и синтез воды

Способы очистки природной воды и получение чистой питьевой воды в регионе



32

5

Физические и химические свойства воды





33

6

Обобщение и систематизация знаний по темам 2 – 4





34



7

Контрольная работа № 2 по темам 2 – 4





Тема 5. Основные классы неорганических соединений

35

1

Оксиды

Д. Знакомство с образцами оксидов

Оксиды в природе. Применение оксидов в быту и на промыш-ленных предприятиях области

Презента-ция «Оксиды»


36

2

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение

Д. Знакомство с образцами оснований

Применение оснований в быту и на про-мышленных предприятиях области



37


3

Физические и химические свойства оснований

Л.о. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании




38




4

Кислоты

Д. Знакомство с образцами кислот.

Л.о. Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам. Взаимодействие кислот с оксидами металлов

Кислотные дожди, их происхождение

Презента-ция «Кислоты»


39



5

Соли. Классификация. Номенклатура. Получение

Д. Знакомство с образцами солей

Соли в составе минеральной воды



40

6

Физические и химические свойства солей





41

7

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений


Кислотность почв, известко-вание. Хими-ческая мелиора-ция почв



42

8

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Практическая работа № 5




43

9

Обобщение и систематизация знаний по теме






44

10

Контрольная работа № 3





Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

45

1

Классификация химических элементов

Л.о. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей




46



2

Периодический закон

Д.И.Менделеева





47

3

Периодическая таблица химических элементов





48



4

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы





49

5

Распределение электронов по энергетическим уровням




50



6

Состояние электронов в атомах





51

7

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева





52

8

Обобщение и систематизация знаний по теме





Тема 7. Строение веществ. Химическая связь

53



1

Электроотрица-тельность химических элементов





54

2

Ковалентная связь





55

3

Полярная и неполярная ковалентная связи





56

4

Ионная связь



Презента-ция «Виды химичес-кой связи»


57


5

Кристаллические решётки

Д. Ознакомление с моделями кристаллических решёток ковалентных и ионных соединений.

Л.о. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей




58

6

Степень окисления





59



7

Окислительно-восстановитель-ные реакции





60

8

Обобщение и систематизация знаний по темам 6 – 7





61

9

Контрольная работа № 4 по темам 6 – 7





Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объём газов

62


1

Закон Авогадро. Молярный объём газов



Презента-ция «Моляр-ный объем газов»


63

2

Относительная плотность газов





64



3

Объёмные отношения газов при химических реакциях





Тема 9. Галогены

65

1

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор

Д. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Знакомство с образцами природных хлоридов




66



2

Хлороводород. Соляная кислота и её соли

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Получение соляной кислоты и изучение её свойств




67

3

Сравнительная характеристика галогенов

Л.о. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений




68

4

Обобщение и систематизация знаний по темам 7 – 8





69

5

Контрольная работа № 5 по темам 8 – 9





















Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Химия», 8 класс:


  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,

8 класс:

Учащиеся должны знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.



Должны уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер

группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


































Список литературы


Литература для учителя


  1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

  2. Брейгер Л.М., Химия. 8-9класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. –Волгоград: Учитель, 2004г.

  3. Химия в школе: науч. метод. журн. – М.: Российская академия образования, изд-во «Центрхимпресс». – 2005-2006г.

  4. Горковенко М.Ю. Химия.9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с

  5. CDROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение, 2005г

  6. CDROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.

  7. CDROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.

  8. CDROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 8 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.

  9. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  10. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения.

М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  1. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  2. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  3. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Водные растворы.

М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

  1. CDROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула.

М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.

15. Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.

16. Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.

17. Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г

Литература для учащихся


  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2008.-176с.

  2. Габрусева Н. И. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2008г;

  3. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. Химия — задачник с «помощником». 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008г.

  4. Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии 8-9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.

  5. И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.

  6. Шмаков Ю. А. Химия. 8 класс. Лабораторные работы. – Саратов: Лицей, 2006г

  7. CDROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.

  8. CDROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.

  9. CDROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.

  10. CDROM Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г

































ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

(текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам «Первоначальные химические понятия»; «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»; «Основные классы неорганических соединений»; «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»; «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены».

  2. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

— ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

— ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

— ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З» :

— ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

— при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

— Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

— работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

— эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

— проявлены организационно — трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

— работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

— работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

— допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

— работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

— в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

— в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

— в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

— имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

— отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

— ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

— ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

— работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

— работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

— работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка — оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.



Контрольная работа №1

по теме «Первоначальные химические понятия»


Задания

  1. Определить валентность химических соединений по формулам.

  2. Написать формулы соединений, используя таблицу элементов.

  3. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, определить тип реакции.

  4. Написать уравнения реакций между веществами.

  5. Решить задачи (оц.3 – 1; оц.4 – 2; оц. 5 – 3)


вариант

задания

Данные к словарному заданию

1

1

NH3, FeCl3, Cr2O3, HCl, Al2O3, PCl5, K2S


2

а)азота(5) с кислородом; б) кальция с хлором; в) калия с серой (2)

г) фосфора (3) с водородом



3

a) Cu+O2=CuO b) Mg+HCl=MgCl2+H2 в) Al(OH)3=Al2O3+H2O

г) Na+S=Na2S д) CH4+O2=CO2+H2O


4

Серой (2) и алюминием


5

1.Какое количество вещества оксида серы (4) соответствует его массе 6,4 г.

2.Какое число молекул оксида серы (4) соответствует его массе 12,8 г.

3.Какая масса Na2S получится при реакции 23 г натрия с серой?

2

1

SO3, CH4, P2O5, As2O5, CrO3, Mn2O7, H3P


2

а) алюминия с кислородом; б) азота (3) с водородом; в) магния с

кислородом; г) натрия с серой


3

a) Fe(OH)3=Fe2O3+H2O b)Na+Cl2=NaCl в) H2+Cl2=HCl

г)Zn+HCl=ZnCl2+H2 д) NO+O2=NO2


4

Калием и серой


5

1.Найти массу оксида углерода (4), соответствующую 2 моль.

2.Какой объем занимают 30 г сероводорода?

3. Какой объем кислорода необходим для получения 40 г оксида магния MgO?


Дополнительное задание

По формуле оксида кальция СаО произведите следующие расчеты:

  • найдите относительную молекулярную массу;

  • вычислите массовую долю кислорода в этом веществе;

  • определите количество вещества и число атомов кальция в 7г оксида кальция.

Контрольная работа № 2 по темам

«Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»


Вариант 1

  1. Напишите уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:

а) литием; б) углеродом; в) водородом; г) ацетиленом, формула которого С2Н2.

Отметьте экзо- и эндотермические реакции и где применяются соответствующие процессы. Под формулами веществ укажите названия продуктов реакций.

  1. Напишите формулы следующих веществ: серной кислоты, нитрата кальция, оксида азота (4), оксида углерода (2), азотной кислоты, сульфата калия, фосфата кальция, оксида алюминия, хлорида меди (2). Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.

  2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+Mg=?+H2 б) CuO+H2=?+? в) Ca+O2=? г) H2O=?+?

Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.

  1. Решите одну из задач: а) какой объем (н.у.) занимают 2 моль водорода?б) сколько молекул (н.у.) содержатся в 44,8 л водорода?в) какова масса 11,2 л кислорода? г) определите массу сахара, который нужно растворить в 1 л воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.


Вариант 2

1. Напишите уравнения реакций между водородом и следующими веществами:

а) кислородом; б) оксидом железа (3); в) натрием; г) азотом, если в образовавшемся веществе азот трехвалентен; д) оксидом никеля(2).

Определите тип реакции, укажите названия продуктов реакций. Где применяются эти процессы?

  1. Напишите формулы следующих веществ: азотной кислоты, сульфата алюминия, оксида серы (4), сернистой кислоты, оксида железа (2), нитрата меди, оксида фосфора (5), фосфата натрия, карбоната калия. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.

3. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+K=?+? б) Na+O2=? в) ZnO+H2=?+? г) Na+H2O=?+?

Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.

4. Решите одну из задач:

а) какой объем (н.у.) занимает 0,5 моль кислорода?

б) сколько молекул (н.у.) содержится в 11,2 л кислорода?

в) какова масса 44,8 л водорода?

г) В 200 мл воды растворили 40 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.













Контрольная работа № 3 по теме

«Основные классы неорганических соединений»

Текстовые задания:

  1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать указанное соединение? Запишите уравнения возможных реакций. Укажите тип реакции и названия сложных веществ.

  2. Закончить уравнения реакций, указав их тип. Подпишите названия оксидов, кислот, солей и оснований.

  3. Решите схему превращений. Укажите тип реакции, названия веществ и условия протекания процесса.

  4. Решите одну из задач (дифференцированное задание).

Задача «а» — оценка 4; Задача «б»- оценка 5.


вариант

задания

Задание

1

1

Гидроксид натрия: оксид кремния, оксид бария, соляная кислота, серная кислота, оксид фосфора(5).


2

a) Mg+H3PO4; б) HNO3+Fe2O3; в) NaOH+H2SO4; д) CaO+SO2


3

MgMgOMg(OH)2Mg(NO3)2


4

а) Определите массу соли, которая получится при взаимодействии 8 г оксида меди с соляной кислотой.

б) К 80 г раствора с массовой долей соли 10 % добавили 40 мл воды. Определите массовую долю соли в разбавленном растворе.

2

1

Соляная кислота: оксид железа (3), оксид серы (6), золото, цинк, гидроксид калия.


2

a) Zn+HCl; б) CaO+HNO2; в) KOH+H3PO4; г) CO2+NaOH


3

SSO2SO3H2SO4Na2SO4


4

а) определите массу натрия, который должен прореагировать с водой для получения 11,2 л водорода.

б) определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.




















Контрольная работа № 4 по темам

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Строение вещества. Химическая связь»

Текстовые задания:

  1. Охарактеризуйте элемент, исходя из его положения в периодической системе и строения атома (согласно плана в справочных тетрадях).

  2. Обозначьте степени окисления элементов в следующих соединениях.

  3. Определите вид химической связи в соединениях, напишите схему ее образования. Назовите тип кристаллической решетки.

  4. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

  5. Решите задачу.


вариант

задания

Задание

1

1

Алюминий


2

Оксид железа (3), серная кислота, гидроксид бария, сульфат меди.


3

Кислород, сероводород, хлорид цинка.


4

a) Al+SAl2S3 b) NH3+O2NO+H2O



Три элемента А, Б и В находятся в одном периоде. В атоме элемента А количество электронных оболочек в два раза меньше, чем число электронов на внешнем уровне его атома. Элемент Б – самый распространенный в природе, образует с элементом А газообразное соединение АБ2. Элемент В образует щелочь, а в соединении с А и Б – соль состава В2АБ. Назовите все элементы и формулы оксида и соли.

2

1

Хлор


2

Оксид меди, азотная кислота. гидроксид натрия, фосфат цинка



3

Азот, фосфин, бромид железа (3)


4

a) Fe+Cl2FeCl3 b) NH3+O2N2+H2O


5

Металлы А и Б принадлежат одному и тому же периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Элемент А образует только один оксид, а элемент Б – два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы, и содержит 20% кислорода. Назовите эти элементы. Напишите формулы оксидов.















Контрольная работа № 5 по темам

«Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»

Задания

  1. Какой объем займет при нормальных условиях:

вариант 1 – а) 0,1 моль кислорода; б) 11 г углекислого газа?

вариант 2 – а) 2,5 моль метана СН4; б) 16 г сернистого газа SO2?

  1. Какую массу будут иметь следующие объемы газов, измеренные при н.у.:

вариант 1 – 5,6 л кислорода?

вариант 2 – 1 м3 метана СН4?

  1. Вычислите относительную плотность:

вариант 1 – сернистого газа SO2 по водороду;

вариант 2 – углекислого газа по воздуху.

  1. Определите относительную молекулярную массу газа, если:

вариант 1 – его плотность равна 1,94 г/л;

вариант 2 – его плотность равна 1,25 г/л.

  1. Закончите уравнения реакций между:

вариант 1 — а) H2+Cl2; b) CuO+HCl; в) KBr+Cl2.

вариант 2 — a) H2+Br2; b) MgO+HCl; в) NaOH+Cl2NaClO+NaCl+?

№6, вариант 1:

«Какой объем хлора вступил в реакцию с водородом, если в результате образовалось

4 м3 хлороводорода?»

№ 6, вариант 2:

«Сколько литров хлора вступит в реакцию с 5 л водорода и сколько литров хлороводорода при этом образуется?»

























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

Составление химических формул по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция0 хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди. Реакция замещения меди железом.

Практические работы.

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием

  • Очистка загрязненной поваренной соли

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.


Тема 2. Кислород (5 часов)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.


Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Водород – восстановитель.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2).


Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.


Тема 5. Основные классы неорганических соединений (10 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений.


Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.


Тема 7. Строение вещества. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентной и ионной связью.


Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.



Свежие документы:  Контрольная работа для 9 класса по теме «Неметаллы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: