Инновационный проект «Химические элементы и здоровье человека» 8 класс

Отдел образования администрации

Тальменского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тальменская средняя общеобразовательная школа №3







Инновационный проект



Тема: Химические элементы и здоровье человека



Интегрированный урок в 8 классе

(химия+биология+экология+валеология)

с элементами ИКТ и ЛОО












Автор: Тычина Тамара Васильевна

учитель химии, высшей категории

МКОУ «Тальменская СОШ №3»









Тальменка 2014


Изучая неорганическую химию, учащиеся знакомятся с применением разных соединений химических элементов, но практически отсутствует информация о роли химических элементов в жизнедеятельности человека, об их положительном и отрицательном воздействии на организм.

Содержание урока включает информацию о химических элементах, играющих важную роль в живом организме, а также заставляет учащихся задуматься о путях и источниках поступления соединений химических элементов в окружающую среду, о последствиях увеличения их содержания и путях устранения, о влиянии химических элементов на здоровье человека. Тревожит то, что здоровье школьников с каждым годом становится все более ослабленным. Данный урок ориентирует и формирует у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

Работоспособность учащихся поддерживается за счёт активного поиска, создания ситуаций решения познавательных задач, мыслительного напряжения, противоречивости суждений.

Интерес и хорошая психологическая обстановка поддерживается за счёт эффектов разнообразия, поиска, стремления к творчеству, проведения оздоровительных минут, которые способствуют сохранению физического здоровья учащихся.

Предупреждение перегрузки учащихся обеспечивается за счёт чередования различных видов работ.

Изучение данной темы имеет большое значение для формирования у учащихся не только специальных химических знаний, но и для приобретения навыков сохранения своего здоровья, для формирования сознательного бережного отношения к окружающему миру.





















Тип урока: Интегрированный урок химии, биологии, экологии и валеологии.

Урок получения знаний, умений, навыков.

Структура урока:

1) Организационное начало урока

2) Целеполагание

3) Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний

4) Выполнение практических заданий

5) Итог урока

6) Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


Личностно-ориентированный подход осуществляется через:

-Деятельность учащихся (самостоятельная работа, частично-поисковая деятельность)

-Дифференцированный подход

-Ситуацию успеха

Методы обучения:

  1. по источнику знаний: словесные (беседа, пояснение), практическая работа

  2. по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

  3. по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий

Формы обучения:

-Групповая

-Индивидуальная

-Коллективная

Контроль за усвоением знаний осуществляется через организацию

— самоконтроля

— взаимоконтроля

— устного и письменного опроса

Формы контроля: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля: словесный, наглядный, практический

Средства обучения:

— Использование кабинета химии с лабораторным оборудованием и

реактивами

— Работа со схемами и приложениями

— Рабочий лист

— Рефлексивный лист

Оборудование и реактивы: хромат калия, вода из крана, дождевая (или талая) вода, мыльный раствор, пробирки, химические стаканы.

Этапы

урока

Действия педагога

Действия ученика

Ожидаемый

результат

Организа-ционный

этап

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть!

Проверка готовности учащихся к уроку.

Класс разбивается на группы.



Учащиеся отвечают на организационные вопросы, проверяют необходимые принадлежности.



Готовность учащихся к уроку.

Мотива-

ционно-

ориенти-

ровочный

этап


На фоне музыки звучит фрагмент стихотворения о круговороте химических элементов в природе, об их роли для человека


Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых…

(М.В. Ломоносов)


С целью мотивации деятельности учащихся на восприятие цели и усвоения нового на уроке учитель задаёт вопрос:

— Что хотел сказать автор в своём стихотворении?

Краткий рассказ учителя для развития внимания учащихся к причинно-следственным связям окружающей среды и роли химических элементов для здоровья человека.




Беседа с учащимися на тему «На нас ответственность за своё здоровье, за настоящее и будущее на Земле»

Учащиеся слушают музыку и стихотворение.



















Отвечают на вопрос учителя.



Учащиеся формулируют проблемный вопрос здоровьесбережения и охраны окружающей среды.



В ходе беседы учащиеся делают вывод, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами, и его здоровье — в опасности!

Положительный деловой психо-эмоциональный настрой













Восприятие целей урока с пониманием значимости знаний о химических элементах, единства живого и неживого в природе.








Восприятие взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой.



Операцион-

но- испол-

нительный

этап



Учитель предлагает поработать в группах по схемам №1, №2, №3 и ответить на вопросы:

— Пути и источники поступления газов в атмосферу

— Последствия увеличения их содержания и пути устранения

— Влияние газов на организм человека




Выполняют задания по схемам



Учащиеся отчитываются в группах по предложенным вопросам



Связь химии с экологией

Валеологи-

ческая минутка

Встаньте ровно. Расслабьтесь. Медленный плавный вдох, правая рука вверх. При выдохе – рука вдоль туловища. Проделаем всё это левой рукой и двумя руками вместе. И так 3 раза.


Для снятия мышечного напряжения, «закрепощённой позы» и растяжения позвоночника


Работа в группах по вопросам:

(см. приложение №1)

— Химический состав организма человека

— Основные источники химических элементов(продукты питания)

— Влияние химических элементов на здоровье человека

Работа с интерактивной доской

Экспериментальная часть (работа в парах)

См. приложение №2

Учащиеся отчитываются в группах по вопросам








Учащиеся выполняют экспериментальные опыты и делают выводы

Связь химии с биологией и валеологией








Развитие познавательного интереса

Оценочно-

рефлексив-

ный этап

Тестовая проверка (работа по карточкам)

См. приложение №3

Учитель обращает внимание на эпиграф урока:

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать эти знания на деле»

(Аристотель)

Подумайте, что хотел сказать автор?

Выполняют тестовую проверку и оценивают себя





Учащиеся размышляют, анализируют и делают вывод, что мало знать, надо уметь применять то, что знаешь.

Самооценка



Валеологическая минутка



Сядьте удобно на стул. Плечи расправьте. Послушайте полезную информацию.

Здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 10% от здравоохранения и на 50% от образа жизни, который вы ведёте, а также на 20% от экологии. Берегите себя и всё, что вас окружает. Ученые установили, что в организме человека находится более 100 трлн клеток, и содержание химических элементов в клетках следующее: 70%-О, 16%-С, 9%-Н, 2,5%-N,

1%-Ca, 0,5%-Р, 0,3%-К.

В клетках идёт множество химических реакции, ход которых зависит от наших эмоции, от общего самочувствия, от образа жизни, который мы вольны выбирать сами.

Н.М.Амосов утверждал, что в большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности.

А теперь закройте глаза

и послушайте тишину в своём организме.

По рабочим листам учитель вместе с учащимися подводит итог урока, оценивает работу класса по группам, показывает успешные моменты урока, вскрывает недостатки, указывает на пути их устранения.

Учитель предлагает выполнить рефлексивный текст.

Учитель сообщает информацию о домашнем задании и даёт инструкцию его выполнения.




Спасибо за урок!

Здоровья вам!




Учащиеся сидят с максимально выпрямленной спиной и слушают.

































Учащиеся выполняют просьбу учителя.











Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.


Учащиеся записывают в дневник домашнее задание по выбору:

1)Доклады

«Химические элементы, их роль в организме»

2)Загадки, кроссворды о химических элементах.



Для снятия утомления, напряжения с плечевого пояса и рук.
































Для снятия усталости глаз и общего расслабления.








Обработка результатов и подведение итогов.



Дифференциация

домашнего задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Приложение №1

Элементный состав пищи

(Макроэлементы и микроэлементы)


элемент


источник


функция

Внешние признаки недостаточности



кальций

Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями

Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови. Образование коллагена

Рахит у детей, остеопороз(размягчение и хрупкость костей) у взрослых




фосфор

Животные белки

Входит в состав костной ткани, ДНК,РНК, белков, АТФ, участвует в передаче энергии и функционировании клеточных мембран, помогает поддерживать требуемый рН внутренних жидкостей

Практически неизвестны и не описаны




калий

Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель

Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток, необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков

Внезапная смерть при увеличении нагрузок, плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений


натрий

Соленая пища. Пищевая соль

Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала

Головная боль, слабая память, потеря аппетита



хром

Молоко, соленая пища. Пищевая соль

Переваривание пищи (HCI),поддерживает электронейтральность жидкостей организма путем диффузии

Сухость кожи




Магний.

Орехи, морская пища, шоколад

Катализирует синтез молекул- переносчиков энергии, участвует в синтезе белков и энергетических процессах, расслаблении мышц

Потеря жидкости организмом, сердечные спазмы


сера

Все белки

Входит в состав биологических молекул и ионов





фтор

Морская пища

Участвует в построении костей и зубов

Разрушение зубов



хром

Печень, животные и растительные ткани

Необходим для переработки глюкозы

Потеря с возрастом эффективности инсулина


марганец

Печень, почки, орехи, чай

кофермент

Потеря веса, дерматоз




железо

Печень,мясо, зеленые листья овощей, зерно

Составная часть белков – переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина)

Железодефицитная анемия, усталость и апатия


кобальт

Печень, животные белки

Составная часть витамина В

анемия




медь

Печень, почки,яичный желток, цельное зерно

Образование гемоглабина, составная часть 11 ферментов

Встречается редко



цинк

Печень, мясо, морские продукты

Входит в состав 154 ферментов

Анемия, замедление роста



Суточная потребность (мг)

В некоторых элементах


Пол и возраст (лет)

Ca


P


Mg

Fe


Zn

I(мкг)

Мужчины


11 — 14

1200

1200

350

18

15

150

15 — 18

1200


1200

400

18

15

150

19 и старше

Женщины

800

800


350

10

15

150



11 — 18

1200

1200

300

18

15

150

19 -50

800

800

300

18

15

150

51 и старше

800

800

300

10

15

150















Приложение №2


Инструкция к практической работе

«Исследование воды на наличие катионов свинца, кальция, магния»




Опыт №1 Обнаружение ионов

свинца в дождевой (или талой) воде и в воде из крана.

Проведение опыта: 10г реагента хромата калия К2СrO4 растворите в 10 мл воды ( дождевой и из крана). Прилейте 1 мл реагента к исследуемой воде.

Рекомендации для выводов:


Если выпадет желтый осадок PbCrO4 , то содержание катионов свинца не более 10мг/л.

Если наблюдается помутнение раствора, то концентрация катионов свинца 20мг/л.





Опыт №2 Обнаружение ионов кальция и магния в воде из крана и в дождевой (или талой) воде.


Проведение опыта: прибавьте мыльный раствор к дождевой воде и к воде из крана.


Рекомендации для выводов:


Если в воде нет растворимых солей магния и кальция (нет извести),

вода не помутнеет, а если есть растворимые соли магния и кальция, то вода помутнеет. Чем больше извести в воде, тем больше она

мутнеет. Соли кальция и магния образуют с мылом нерастворимые соединения, которые всплывают на поверхность воды.










Приложение № 3


Тестовая проверка


  1. Мальчик разбил термометр в отсутствии родителей. Как ему следует поступить?



А) выбросить остатки термометра в ведро, чтобы их не увидели родители;

Б) вызвать представителей СЭС;

В) оставить все до прихода родителей.



2) Вы – водитель машины и обнаружили, что при работе двигателя содержание угарного газа и углекислого газа в выхлопных газах превышает установленную норму.

Что вы предпримите?



А) не буду ездить на машине, пока не отремонтирую карбюратор,

Б) буду ездить, если уж очень нужно,

В) буду ездить на машине до следующего техосмотра или штрафа;



3) Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек.

Вам предложили новую краску, более дешевую и яркую, но. содержащую кадмий. Краска токсична, опасна для здоровья.

Но фабрика получит прибыль, используя ее. Как вы поступите?



А) согласитесь на покупку новой краски;

Б) не согласитесь, будете против;

В) согласитесь выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% с использованием старой.


4) Человек не может жить без этого химического элемента. Его недостаток в воде и пище резко снижает выработку гормона тироксина, под регулирующим действием которого находятся мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работа мозга и даже темперамент человека. Хронический недостаток его вызывает серьезные нарушения обмена веществ.

Содержится в морепродуктах, в хурме, он есть в хлебе, овсе, рисе.

Какой это химический элемент?


А) фтор;

Б) йод;

В) фосфор


5) Этот химический элемент обеспечивает водный баланс, сердечную деятельность, метаболизм углеводов, белков. Он концентрируется в мышечной и костной тканях, в крови. Недостаток его (менее 100г в организме взрослого человека) приводит к нарушению сократительных свойств сердечной мышцы, и при увеличении нагрузки на организм может наступить внезапная смерть из-за аритмии сердечных сокращений.

Содержится в таких продуктах, как ананасы, сухофрукты, апельсиновый сок, картофель.


А) кальций;

Б) натрий;

В) калий.


6) В организме человека этот химический элемент удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови и достигает почек, печени и других органов. В костях он накапливается постепенно и надолго остается в них. Время от времени происходит выделение его из костей, и это может стать причиной неожиданного развития симптомов острого отравления: поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка.

Методом масс-спектроскопии было выявлено, что у агрессивных людей, как у взрослых так и у подростков, в волосах обнаруживается повышенное содержание этого химического элемента.


  1. медь;

  2. свинец;

  3. цинк.















Литература:


  1. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда

М: Просвещение, 1997

  1. Величковская В.Т. Здоровье человека и окружающая среда.

М: Новая школа, 1997

  1. Полинг А. Общая химия. М: Издательство «Мир», 1974

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992

  3. Терлецкий Е.Д. Микроэлементы в жизнеобеспечении организма.

М: Знание 1986

  1. Таубе П.Ф. Руденко Е.И. От водорода до… М: Высшая школа, 1961

  2. Ширшина Н.В. – Сборник элективных курсов. — Волгоград

М: Учитель, 2005


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Щедрая осень"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: