Интеллект — мой выбор! Игра по химии, 10 класс



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Щелково Московской области














Сценарий игры по химии
в 10 классе

«Интеллект – мой выбор!»









подготовила

учитель химии

Политова Светлана Викторовна



г. Щелково

2011

Интеллект – мой выбор!

Интеллектуальная игра с мультимедийным сопровождением

Важная особенность интеллектуальных игр состоит в том, что они побуждают к работе мысли, будят любознательность, оказывают важное воздействие на оптимистическое мироощущение.

Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по предмету;

2) продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);

3) способствовать повышению творческой активности учащихся;

4) продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Примечание. В игре участвуют команды учащихся 10 классов. Численность команды не должна превышать 7-9 человек.

Основные правила: в игре десять туров. Каждый тур не связан с другими и поэтому учитель заранее может продумать ход игры, даже исключая какие-либо туры из игры за неимением времени (игра большая по объему).

Управление презентацией. Второй слайд презентации (главная страница) содержит необходимую информацию о турах. При наведении курсора мыши на нужный тур, необходимо перейти по гиперссылке непосредственно к заданию. После ответа игроков на вопрос или ряд вопросов, необходимо вернуться на главную страницу для того, чтобы приступить к игре в следующем туре.

Ход игры.

Вступлением служат слова Ломоносова, расположенные на первом слайде презентации «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет». Далее ведущий 1 приглашает команды занять свои игровые места.

1 тур. Разминка. Слайды № 3-7. Каждой команде задаются вопросы.

«Блеф – игра». Верите ли вы, что …С главного слайда по гиперссылке перейти на слайд № 3 и начать со слова разминка.

  1. Азотную кислоту называют «царской водкой»? Ответ. Да.

  2. Синтетические полимеры называют бессмертными жителями Земли? Ответ. Да. Для них не находится подходящих редуцентов, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.

  3. В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.

  4. Жир, которым заполнен герб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды? Ответ. Да.


Игроки записывают свои ответы в специальный лист, который им раздают помощники ведущего перед каждым туром. Лист с ответами передают в жюри, именно оно решает, следовать ли далее. Вернуться по ссылке «правильные ответы» и навести мышку на указку-палец, чтобы узнать правильные ответы.


2 тур. Крестики — нолики.

Слайды № 8-25. В игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только «Да» или «Нет». Лист-отчет получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри ( смотри Приложение1).

1 вопрос. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.

2 вопрос. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.

3 вопрос. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.

4 вопрос. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.

5 вопрос. Английский король Генрих VIII получил у своих подданных прозвище «старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленоватый оттенок? Ответ. Нет. Генрих VIII подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Нос – самая выступающая часть монеты – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.

6 вопрос. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? Ответ. Нет, рубли.

7 вопрос. 7. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? Ответ. Да.

8 вопрос. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? Ответ. Да, такой завод есть в Польше.

9 вопрос. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? Ответ. Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того, как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.

10 вопрос. Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением свинцом. Ответ. Да.

11 вопрос. Некогда в моде было писать приглашения или признания в любви на лепестках цветов. Писали раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или палочкой? Ответ. Да.

12 вопрос. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.

13 вопрос. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.

14 вопрос. Способность некоторых веществ («сухого льда», йода, нафталина) переходить при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называется… сублимация? Ответ. Да.

15 вопрос. Химическое строение вещества отражают архитектурные, а не структурные формулы? Ответ. Нет.

16 вопрос. Толщина человеческого волоса приблизительно составляет 80 микрон (или микрометров). Создаваемая металлургами золотая фольга более чем в 300 раз тоньше человеческого волоса? Ответ. Да.

2 тур. Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Во время подведения итогов звучит музыкальная пауза.

Приложение 1.

2 тур. Крестики — нолики.

Команда «_____________________________»

1 вопрос

Да

Нет

2 вопрос

Да

Нет

3 вопрос

Да

Нет

4 вопрос

Да

Нет

5 вопрос

Да

Нет

6 вопрос

Да

Нет

7 вопрос

Да

Нет

8 вопрос

Да

Нет

9 вопрос

Да

Нет

10 вопрос

Да

Нет

11 вопрос

Да

Нет

12 вопрос

Да

Нет

13 вопрос

Да

Нет

14 вопрос

Да

Нет

15 вопрос

Да

Нет

16 вопрос

Да

Нет



3 тур. Черный ящик.

Слайды № 26-31. На данном слайде расположены пять «черных ящиков». Этот этап игры учитель может организовать следующим образом: каждый ящик достается только одной команде, и тогда другие участники будут ожидать своей очереди в игре, либо все команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность. Ответы вписать в приложение № 2 .



1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.

Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер; дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.

2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные не состоялись бы.

Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера ( можно заготовить карточку).

3 ящик.

Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике №3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

4 ящик.

Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 мыло.

5 ящик.

Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно. Какая формула была открыта в ту ночь?

Ответ: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Я мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите, одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Так была открыта циклическая структура молекулы бензола. В черном ящике № 5 молекула бензола.

Приложение № 2.

3 тур. Черный ящик.

Команда «_____________________________»


Вписать правильный ответ.

1 ящик


2 ящик



3 ящик



4 ящик



5 ящик



4 тур. Слайды № 60-67.

«Ребусы». Команда, которая быстрее найдет ответ, получает дополнительно 1 балл. Всего 8 ребусов. В этом туре представлены слова, зашифрованные в виде буквенных ребусов. Буквы здесь необычные, а знаки химических элементов. Поэтому для разгадывания понадобится периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Ответы оформляются в приложении № 3.

  1. Сфера социальной и государственной деятельности в обществе.

Ответ. Политика.

  1. Животное из отряда грызунов.

Ответ. Мышь.

  1. Корм для домашних животных в виде высушенной травы.

Ответ. Сено.

  1. Жители страны, местности, города.

Ответ. Население.

  1. Группа певцов, совместно исполняющих песню или иное вокальное произведение.

Ответ. Хор.

  1. Ветер разрушительной силы.

Ответ. Ураган.

  1. Структурная единица языка, служащая для обозначения понятий, предметов, действий.

Ответ. Слово.

  1. Аппарат с программным управлением, выполняющий сложные операции, связанные с перемещением в пространстве.

Ответ. Робот.

Приложение № 3.

4 тур.

«Ребусы».

Всего 8 ребусов.

Ответы:

Команда «_____________________________»



1.

Сфера социальной и государственной деятельности в обществе.


2.

Животное из отряда грызунов.



3.

Корм для домашних животных в виде высушенной травы.


4.

Жители страны, местности, города.



5.

Группа певцов, совместно исполняющих песню или иное вокальное произведение.


6.

Ветер разрушительной силы.



7.

Структурная единица языка, служащая для обозначения понятий, предметов, действий.


8.

Аппарат с программным управлением, выполняющий сложные операции, связанные с перемещением в пространстве.


5 тур. Анаграммы.

Слайды № 38-43. Перестановка букв. Обозначает слово, образованное перестановкой букв. Все команды получают одинаковое задание. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Приложение № 4.

Команда «____________________________________».

Вписать правильные ответы.

1 анаграмма.

льсо


лкюазго


днсеиниеое


2 анаграмма.

ониасноев


хазарсао


щзеаением


3 анаграмма.

клисоат


кхамлар


жазнориеел


4 анаграмма.

ксиод


укртоафз


оменб


5 анаграмма.

ицреаяк


илциернг


нрелатайизияц



Правильные ответы:

1

2

3

4

5

соль

основание

кислота

оксид

реакция

глюкоза

сахароза

крахмал

фруктоза

глицерин

соединение

замещение

разложение

обмен

нейтрализация



6 тур. Учись читать.

Слайды № 44-45. Прочитайте здесь тему магистерской диссертации выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова, защита которой состоялась в 1851 году.

Примечание. Имеется подсказка под цифрами 1,2,3. При наведении курсора мыши появляется подсказка: 1 – начало предложения с большой буквы; 2 – три линии покажут порядок соединения слогов; 3 – остальные линии, меняя цвет, покажут соединение слогов в предложение до конца.

Ответ. Начиная с нижнего кружочка и следуя затем вдоль линий, соединяющих кружочки, можно прочитать: «Об окислении органических соединений» — тему магистерской диссертации А.М.Бутлерова.

Слайды № 46-47.

Перед Вами не гигантская формула неизвестного вещества. Здесь зашифрованы слова М.В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.

Приложение № 5.

Ti2

S

Hg2

O2

Na

Ne

As2

K5

Cr

Li2

Cu

I

K

Cu3

H2

Cl2

Fe

Ne2

Na

Br

As2

F2

Cu4

N4

Be2

Sn

Ag3

Fe2

Tc

Zn2

Cd

I2

Mg

O2

Pt

Rb

Ar

K

Ti3

K4

Si

Os

Mo


Ответ. Чтобы расшифровать запись, нужно в названии элемента выбрать по одной букве, соответствующей индексу химического знака. В итоге получим слова великого ученого: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.

И

с

т

и

н

н

ы

й

х

и

м

и

к

д

о

л

ж

е

н

б

ы

т

ь

т

е

о

р

е

т

и

к

о

м

и

п

р

а

к

т

и

к

о

м




7 тур. Остроумное решение.

Слайды № 48-49. Задание 1. В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг?

Варианты ответа:

  1. покрыл их алюминиевой краской;

  2. растворил в царской водке;

  3. покрыл слоем шоколада.

Ответ: Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор, прежде всего, нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

Слайды № 50-51. Задание 2. На Руси мастера литейных дел умели настоять на том, чтобы заказчики на литье колоколов поставляли им в достаточном количестве медь, олово и серебро. Как их использовали?

Ответ: медь и олово шли на колокола, а серебро ухудшало звон колоколов, поэтому литейщики делили его между собой.

Слайд № 52-53. Задание 3.

Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанный почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили. А гвозди…

Варианты ответа:

  1. отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;

  2. использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;

  3. Запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.

Ответ: предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Слайд № 54-55. Задание 4.

Перед сапожником-индийцем упал на землю предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но обжегся. Чем оказался кирпич?

Варианты ответа:

  1. Обломком самолета;

  2. Обломком метеорита;

  3. Куском золота.

Ответ: Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход, на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубах и в трюмах. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый.

8 тур. «Химические эпитеты».

Cлайд № 56-59. На уроках русского языка и литературы вы неоднократно слышали, да и сами применяли, эпитеты – средства выразительности речи, которые помогают выражению приобрести яркость и красочность восприятия.
Часто в качестве эпитетов в речи используют названия химических веществ, свойства которых вызывают определенные ассоциации. Например, эпитет «свинцовые тучи» обозначает низкие, тяжелые облака серо-синего цвета, похожие на простое вещество свинец.
Вспомните подобные «химические» эпитеты и попробуйте объяснить их значение.

Приложение № 6.

8 тур. «Химические эпитеты». Команда «____________________________».

серебристый





стальной





каменный





чугунный





сахарный




сладкий





фарфоровый





серебряный







9тур. Числовые величины.

Всего 5 вопросов. Выбрать один ответ из трех предложенных. Каждая команда по 1 вопросу.

Слайды № 32-37.

  1. Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем….?

    130 метров


    1300 метров

    13 метров.

  2. Говорят: « Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается это не так уж и много. Человек в год съедает с пищей примерно ……..?»

    1,5 кг

    800 г

    8 кг

  3. Атом каждого элемента состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Масса атома сосредоточена в ядре. Во сколько раз диаметр ядра меньше диаметра атома?

    В 10 — 100

    тысяч раз

    В 100 раз

    В 100 тысяч – 1 млн. раз

  4. Если собрать все молекулы, содержащиеся в 1см.куб водорода и расположить все эти молекулы в одну линию, скажем нанизать на нитку, как бусы, то длина этой нитки была бы близка к …..?

    11 тыс. км

    11 млн. км

    1,1 млн. км

  5. Снежинки образуют шубу планеты – снежный покров. Вес самой снежинки около миллиграмма, редко – 2-3. Представьте, количество снежинок, образующихся на планете за год, уже подсчитано. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле -…..?

42

10


24

10


240

10


Ответы оформляются участниками каждой команды в приложении №.

Приложение № 7.

9тур.

Числовые величины. Команда «_________________________».

Всего 5 вопросов.

1.

130 метров


1300 метров

13 метров.







2.


1,5 кг

800 г

8 кг





3.

В 10 — 100

тысяч раз

В 100 раз

В 100 тысяч – 1 млн. раз







4.

11 тыс. км

11 млн. км

1,1 млн. км






5.

42

10

24

10


240

10





10 тур. Метаграммы. Относятся к вербальным или словесным играм.

Слайды № 68-71.

Метаграмма 1.

Менделеев впервые меня предсказал,

Французский ученый – название дал,

Если в нем первую букву заменишь,

Место в системе мне сразу изменишь.

Ответ. Галлий — Таллий.

Метаграмма 2.

К предлогу и ноте

Время года добавьте.

Из всех этих букв

Лантаноид составьте.

Ответ. Под, Ре, Зима – Празеодим.

Метаграмма 3.

Найдите две ноты в начале октавы;

Участок, где выросли сочные травы.

Из букв этих слов элемента название

Подумав, попробуйте быстро составить.

Чудесными свойствам он обладает:

То ярко сверкает, то черным бывает.

Ответ. До, Ре, Луг – Углерод.

Метаграмма 4.

Живут два брата в микромире,

Свойства их полезно знать.

У А – восьмерки на квартире.

У О – квартира сорок пять.

Ответ. Радий – Родий.

Приложение № 8.

10 тур. Метаграммы. Команда «_________________________________».


1.



2.



3.



4.





Литература.

  1. Внеклассная работа по химии. 11 кл. Под редакцией Злотникова.-2 изд., перераб. И доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2004.-133с.- (Библиотека учителя химии).

  2. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль: Академия развития, 2008.-288с.- (В помощь учителю).



Свежие документы:  Анализ работы историко-краеведческого музея «История села и школы» МКОУ Верхурюмской СОШ за 2012-2013 учебный год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: