Ионные уравнения, 8 класс


Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа» № 2 г.Лакинска

Собинского района Владимирской области










Конспект урока по химии
в 8 классе

«Ионные уравнения»





подготовила

учитель химии

Рыжова Дарья Алексеевна











г. Лакинск
2015



Цель: сформировать представления о реакциях ионного обмена.

Задачи:

образовательные:

— сформулировать условия необратимости реакций в растворах;

— организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений;

Развивающие:

— выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

— развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов,

— анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.

Воспитательная:

способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты — неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

Усвоение понятий,

освоение алгоритма написания реакций ионного обмена

действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Управление свей деятельностью на уроке

совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся


Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес


Ход урока:


Этапы урока

Время

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный

1мин



Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

2

Проверка домашнего задания

7 мин

Ученик записывает домашнее задание на доске п.37 упр.4



Доска




Работа в тетрадях. Взаимопроверка.

(Надо написать уравнения диссоциации солей, кислот и оснований.)

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6ошибок – «3»


3







Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


2мин

Демонстрационный эксперимент:

Что будет, если смешать растворы двух электролитов?


Учитель смешивает растворы хлорида бария и сульфата натрия.

Что происходит?





Таблица растворимости.


Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;

растворы сульфата натрия, хлорида бария.

Наблюдают и записывают выводы в тетрадь.




4

Усвоение новых знаний

18мин

Составляется уравнение на доске.

NaOH+HNO3NaNO3+H2O

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов и подчеркните их

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).

Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас?

Вода осталась

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.







Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца?

3 условия:

образование осадка, газа или воды

(малодиссоциирующего вещества)

Проведем лабораторный опыт №1


















лабораторный опыт №2

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?




У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы гидроксида натрия и азотной кислоты.









































Пробирка, магний порошок и соляная кислота.

Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и соляной к-ты.










На столах пробирки с хлоридом бария,

серной кислотой.

Записывают уравнение


Подчеркивают формулы электролитов


Получают полное ионное уравнение.



Зачеркивают подобные.


Делают вывод, записывают в уравнении знак


=





























Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.

Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.

Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.

записывают уравнения.

Делают вывод.



Выполняют Лаб.опыт №2.

Запись уравнений.

Вывод.











5

Подведение итогов урока

4мин

Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения «реакции ионного обмена».

Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

Делают вывод и записывают в тетради:

Реакции ионного обмена

— реакции обмена ионами

— в растворах электролитов

— с образованием неэлектролита

в виде —  осадка ()

-газа ()

— малодиссоциирующего вещества (H2O)

6

Закрепление


5мин

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Пары электролитов:

1) Na2SO4 и BaCl2

2) Al(OH)3+HCl

3) Ba(NO3) +HCl



Учитель организует проверку выполнения задания.


Задание на доске




























Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 1)

2)

3) Н2О

4) ↔



Обсуждение в парах.

Самопроверка.

7.

Домашнее задание с комментированием

3мин

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §38 упр.5


Записывают дом.задание в дневники

Свежие документы:  Урок в 6 классе по теме «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»



Список использованной литературы:


1.Габриэлян О.С. Химия. 8 класс : — М.:Дрофа,2013.-286 с.

2. Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы.- М.: Экзамен. 2012 .- 478 с.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: