Конспект урока на тему «Знатоки химии III»


Разработка игры «Знатоки химии III».

Цель игры:

  • Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества;

  • Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии;

  • Развитие личности учащегося, содействие его социальной адаптации.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные результаты:

  • уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности;

  1. Метапредметные результаты:

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  1. Предметные результаты:

  • понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими химическими понятиями,

  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.


Для составления игры использованы статьи из журнала «Химия в школе».

Участники – классные руководители или учителя, работающие в данных классах. Предварительно участники тщательно инструктируются. Никаких химических знаний от участников не требуется. Их задача набрать из учеников группу поддержки (5-10 человек), которые им будут помогать в течение игры. Можно предложить определиться с цветом сектора игроков заранее, и предложить обыграть свой цвет в одежде.

Группа поддержки помогает в течение игры одному из участников. Ребята только подсказывают, выбор ответа, а в практическом туре выполнение опыта, делает сам участник.

Остальные школьники могут стать болельщиками любого участника и по его просьбе предлагать свои варианты ответов.


Оборудование: три стола и три стула для участников, место для жюри (в жюри можно пригласить администрацию, родителей школьников, выпускников прошлых лет). Каждому участнику выдаются жетоны (или маркеры) определенного цвета. При наличии можно использовать интерактивную доску. Для практического этапа каждый участник получает набор реактивов (различные соли, разбавленные кислоты и щелочи), пробирки.

Участники

Разминка (максимум

50 баллов)

I этап

(максимум

100 баллов)

II этап

(максимум

200 баллов)

III этап

( максимум

300 баллов)



1

2

3

1

2

3
































Ход игры.


Сегодня мы с вами собрались на игре « ЗНАТОКИ ХИМИИ III». Для чего? Чтобы вспомнить что-то из огромной области знаний — химии, может быть, узнать что-нибудь новое, и просто хорошо провести время. У каждого из вас на игре своя роль. Вы все, ребята болельщики. Помогаете своим участникам, без вас им придется туго.


Представление жюри…. Жюри имеет право дать дополнительные очки за оригинальный ответ, даже если он не правильный


Представление игроков: красный -…, желтый -…, зеленый -….


Начинаем!!!

Чтобы как-то настроиться на игру, проведем небольшую РАЗМИНКУ.

Каждый из участников должен объяснить какое-то понятие, термин и т.п., кому как повезет. Все они начинаются на третью букву алфавита – букву «в».

(Максимум – 50 баллов. Участники произвольно выбирают лист с заданием, например, валентность, водородная связь, восстановитель. Ответ через 2 мин.).

Ответы:

  1. валентность —  число электронных пар, с помощью которых атом данного элемента связан с другими атомами.

  2. Водородная связь — один из видов межмолекулярных связей. Обусловлена в основном электростатическими силами. Для возникновения водородной связи нужно, чтобы в молекуле был один или несколько атомов водорода, связанных с более электроотрицательными атомами, например: O, N, F. Важно, чтобы у этих электроотрицательных атомов были неподеленные электронные пары.

  3. Восстановитель — вещество, способное отдавать электроны другому веществу (окислителю).

Ну, а теперь переходим к I ТУРУ. За правильный ответ на каждый вопрос 100 баллов.


Фактов активного проявления химиков за пределами химической науки много. Общее впечатление можно выразить, слегка переделав знаменитую фразу Ломоносова: широко простирают химики руки свои в дела человеческие.

Самые близкие к химии «иные сферы» — это, конечно, другие естественные науки. В системе наук химия находится между физикой и биологией, поэтому можно предполагать, что миграция должна происходить, прежде всего, в пределах этой троицы. Так оно чаще всего и бывает; известно много примеров перехода химиков в физику, биохимию или молекулярную биологию.

1 ВОПРОС.

Этот ученый — один из основателей физической химии, нобелевский лауреат, последние 20-25 лет своей жизни посвятил колористике (цветоведению). В его вилле «Энергия» под Лейпцигом, где он все это время жил, и сейчас можно увидеть результаты этой огромной работы, например атласы цветов и оттенков. Более того, он считал, что это и есть его главное достижение в науке.

Предлагается три варианта ответа. Каждый участник жетоном (или маркером) своего цвета отмечает свой ответ.

  • Вильгельм Оствальд (+)

  • Паулс Валденс

  • Mихаил Таль.

Наука и политика требуют совершенно разного подхода, различных принципов, да и разных, по моему мнению, людей. Несмотря на это, некоторые ученые и инженеры, имеющие химическое образование и опыт работы в химии, занимали государственные посты.

  1. ВОПРОС.

Знаменитый французский химик-органик (а также аналитик: метод определения азота, названный в честь него, использовался очень долго), был министром образования и министром сельского хозяйства Франции. В его послужном списке есть и другие должности: он был мэром Парижа и, как и Ньютон, начальником Монетного двора.

  • Антуан Лавуазье

  • Жан-Батист Дюма (+)

  • Луи Пастер.


Конечно, для многих химиков, в том числе известных, литературные опыты — дело обычное: как и другие люди, в молодости они пишут стихи, а на склоне лет — эссе и мемуары. Но некоторые химики стали профессиональными писателями.

3 ВОПРОС.

Этот писатель окончил химическое отделение физико-математического факультета МГУ, заведовал аналитической лабораторией в Макеевке. Самый известный его роман «Жизнь и судьба» опубликован через много лет после смерти автора.

  • Николай Семенович Тихонов

  • Василий Семенович Гроссман (+)

  • Александр Александрович Фадеев.



МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (Оптимально участие самих школьников – школьного ансамбля или индивидуальных исполнителей, можно из числа учителей).


Отдохнули, позвольте объявить начало II ТУРА. В этом туре участники дают ответ только на один «свой» вопрос. При неправильном ответе противники получают право на ответ. Максимум за вопрос 200 баллов. Вопросы вытягиваются участниками произвольно.

1 ВОПРОС.

С 1990-х годов на веб-сайтах и в почтовых рассылках нередко появляются призывы запретить использование монооксида дигидрогена. В них перечисляются многочисленные опасности, которое вызывает это вещество: оно является главным компонентом кислотных дождей, ускоряет коррозию металлов, может вызывать короткое замыкание и т.п. Несмотря на опасность, вещество активно применяется в качестве промышленного растворителя, добавки к пищевым продуктам, на атомных станциях, а предприятия сбрасывают его в огромных количествах в реки и моря. О каком веществе идет речь?

Ответ.

Это шутка — ведь монооксид дигидрогена есть не что иное, как вода — должна учить критическому восприятию информации. В 2007 году на неё купился новозеландский депутат. Ему пришло подобное письмо от избирателя, и он перенаправил его в правительство, потребовав запретить опасный химикат.

2 ВОПРОС.

Один из самых эффективных заменителей сахара — сукралоза — был открыт случайно. Профессор Лесли Хью из Королевского колледжа в Лондоне дал указание работавшему с ним студенту Шашиканту Пхаднису испытать (по-английски «test») полученное в лаборатории вещество трихлорсахароза. Студент знал английский на далёком от совершенства уровне и … Что случилось?

Ответ.

Вместо «test» услышал «taste», немедленно попробовав вещество на вкус и найдя его очень сладким.


3 ВОПРОС.

Множество феноменов из разряда «дом с привидениями» объясняется всего-навсего плохо работающей системой отопления, вызывающей у жителей отравление этим веществом в малой концентрации. Что это за вещество?

Ответ.

В число симптомов отравления угарным газом, помимо головных болей и чувства усталости, входят также зрительные и слуховые галлюцинации.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.


А сейчас переходим к заключительному, самому сложному и интересному практическому III ТУРУ. Максимум 300 баллов.

Задание следующее – получить газ. Объяснить, как можно доказать его наличие.

  • Аммиак

  • Водород

  • Углекислый газ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Подводятся итоги игры, определяется победитель.


СУПЕР – ИГРА.

Супер – приз находится в «черном ящике». Участвует победитель.

Шерстяные и шелковые вещи с жирными пятнами можно стирать в настое этой приправы. При этом ткань усаживается и линяет меньше, чем при стирке моющими средствами. Сначала сухой продукт (1 стакан) замачивают небольшим количеством воды и растирают, пока не получится жидкое тесто. Его протирают через марлю в теплую (40—45° С) воду (10 л) и дают настояться 2—3 ч. Стирают без мыла или моющих средств; настой меняют 2—3 раза. Что это за приправа?

(горчица)

Вручение супер-приза.

Спасибо всем участникам игры, жюри, болельщикам. Надеюсь, в следующем году мы с вами встретимся на очередной игре.


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Самое удивительное вещество – вода" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: