Конспект урока для 11 класса «Атом – сложная частица»


Урок 1.

Атом – сложная частица


Цель: обобщить знания из курсов физики и химии о явлениях, доказывающих сложность строения атома, познакомить учащихся с эволюцией научных взглядов на строение атома.

Знать: особенности строения атома.

Уметь: описывать строение атома, характеризовать частицы, входящие в его состав.


Ход урока

Беседа:

вы помните, что «атом» в переводе с греческого обозначает «неделимый», до конца ХIХ века это считалось верным. Но открытия конца ХIХ — начала ХХ вв. показали, что атом устроен сложно.

Лекция:

С тех пор, как стало ясно, что атом состоит из более мелких частиц, ученые пытались

объяснить строение атома, предлагали модели:

  1. Дж. Томсон (1903 г.) – атом состоит из положительного заряда, равномерно распространенному по всему объему атома, и электронов, колеблющихся внутри этого заряда. Эта модель не нашла экспериментального подтверждения.

  2. Э.Резерфорд (1911 г.) – планетарная или ядерная модель атома:

— внутри атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть объема атома;

— весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточена в ядре;

— Электроны вращаются вокруг ядра, они нейтрализуют заряд ядра.

Модель Резерфорда подтверждалась опытами с тонкими металлическими пластинами, облучаемыми α-частицами.

Но классическая механика не могла объяснить, почему электроны не теряют энергию по мере вращения и не падают на ядро.

  1. В 1913 г. Н.Бор дополнил планетарную модель постулатами:

— электроны в атоме вращаются по строго определенным замкнутым орбитам, не испуская и не поглощая энергии;

— при переходе электронов с одной орбиты на другую происходит поглощение или выделение энергии.

4. Современная квантовая модель строения атома:

— электрон имеет двойственную природу. Подобно частице электрон имеет массу 9,1х10-28г и заряд 1,6х10-19Кл.

— электрон в атоме не движется по определенной траектории, а может находиться в любой части околоядерного пространства. Вероятность нахождения электрона в разных частях околоядерного пространства неодинакова.

Пространство вокруг ядра, где вероятность нахождения электрона наибольшая называется орбиталью.

Ядро состоит из нуклонов – протонов и нейтронов. Число протонов в ядре равно порядковому номеру элеме6нта, а сумма чисел протонов и нейтронов равна массовому числу атома.


Это положение было сформулировано после открытия Э. Резерфордом в 1920 г. протона, Дж.Чедвиком в 1932 г.- нейтрона.

Различные виды атомов называются нуклидами. Нуклиды характеризуется массовым числом А и зарядом ядра Z.

Нуклиды с одинаковым Z, но разными А называют изотопами.( 35 17Cl и 37 17Cl).

Нуклиды с разными Z, но одинаковыми А называют изобарами.( 40 18Аr и 40 19К).


Задание1:

— расписать строение атома для элементов : железа, алюминия, бария, калия, кремния.

Задание 2

1.Определите химический элемент по составу его атома — 18 p+, 20 n, 18 e:

а) F б) Ca в) Ar г) Sr

2. Общее число электронов у иона хрома 24Cr3+:

а) 21 б) 24 в) 27 г) 52

3.Максимальное число электронов, занимающих 3s — орбиталь, равно:

а) 14 б) 2 в) 10 г) 6

4.Число орбиталей на f — подуровне:

а) 1 б) 3 в) 5 г) 7

5 .Наименьший радиус атома среди приведённых элементов имеет:

а) Mg б) Ca в) Si г) Cl



Домашнее задание: § 1. учить по тетради, зад 1-4.


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Химические реакции. Электролиз" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: