Конспект урока для 11 класса «Световые явления в природе»


-1-


11 класс

«Световые явления в природе»

Заключительный урок по теме «Оптика» в форме устного физического журнала


1 ведущий: — Как сказал Козьма Прутков: «Глядя на мир, нельзя не удивляться». И действительно, какое многоцветье красок окружает нас, насколько богата палитра художницы – природы, сколько чудес вокруг себя мы порой не замечаем.

2 ведущий: — Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам:

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг,

Впадайте в изумленье:

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье. (Вадим Шефнер)


1 ведущий: — У многих народов существуют сказания и легенды о том, как был похищен огонь у богов, как изменилась жизнь людей с появлением огня. Красивой сказкой является миф о Прометее, который похитил уголёк с небес, принёс его на Землю и передал людям. Человеку немало пришлось потрудиться, чтобы сохранить этот дар Прометея.

Свет – необходимое условие для работы глаз, отсутствие света лишает человека этого тонкого и универсального органа чувств, делая его жизнь пассивной.

Основными источниками света на Земле являются сильно раскалённые тела. Среди них самое главное – Солнце. Под его живительными лучами растут и зреют хлеба, наливаются плоды, расцветает Земля.

2 ведущий: «Знаешь ли ты?». Этой страницей мы открываем устный физический журнал «Световые явления в природе».

1 ведущий: — Знаете ли вы, что наше Солнце является обычной, жёлтой, сравнительно холодной звездой? В мире звёзд его называют жёлтым карликом. Но для землян Солнце всегда было благодетелем, предметом поклонения и обожествления. О нашем замечательном светиле и пойдёт речь на первой странице. (презентация Мартынова Р.)

2 ведущий: — Не только учёные изучают Солнце , многие поэты посвящают свою поэзию нашей ближайшей звезде. Послушайте стихотворение Бунина «Детство».

1 ведущий: — На следующих страницах нашего журнала мы расскажем про «Оптические явления в природе».

Миниатюра «Ньютоново яблоко»- вторая страница нашего журнала. (участ. 3 человека)

2 ведущий: Третья страница поведает вам об одном необычном явлении в природе. А догадаться что это за явление, вам поможет стихотворение Тютчева « Как неожиданно и ярко…»

1 ведущий: Радуга одно из необычных явлений в природе. Дисперсия света, открытая Ньтоном даёт объяснение этому явлению.

2 ведущий: « Чудеса? Нет, физика?»- четвёртая страница журнала. Люди давно мечтали о холодном свете. Как о чуде говорится об этом в сказке Ершова «Конёк – Горбунок». Помните это диво?

Свежие документы:  Внеклассное занятие по технологии «Только для девушек» 5-11 класс


«Шапок с пять найдётся свету,

А тепла и дыма нету».

Предлагаем посмотреть презентацию о полярных сеяниях.


1 ведущий: — Эксперимент – как откровенье:

Пусть в нём теорий ни крупицы.

Зовёт нас к новым размышленьям

Природы новая страница.


2 ведущий: — На этой странице вы узнаете много нового о мыльных пузырях.

Марк Твен назвал мыльный пузырь- изысканное чудо природы.


1 ведущий: — Это почти неподвижности мука

Мчаться куда-то со скоростью звука,

Зная, прекрасно, что есть уже где-то

Некто, летящий со скоростью света!


2 ведущий: «О, как Ты далек! Не найти мне Тебя, не найти! Устали глаза от простора пустыни безлюдной. Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути, Да чахлые травы змеятся над почвою скудной. Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады. О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея. Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды. Все ближе, все ярче! — И сердце забилось, робея. Боится и шепчет: «Оазис!» — Как сладко цвести В садах, где, как праздник, пленительна жизнь молодая. Но что это? Кости верблюдов лежат на пути! Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.”

Следующая страница называется «Очевидное-невероятное».

Здесь вы узнаете о самом удивительном свойстве световых лучей. Как в природе возникает мираж.


1 ведущий: — страницей « Физики и лирики» мы заканчиваем наш журнал «Световые явления в природе»


2 ведущий:

— Мало кто сейчас знает, что в 50-е годы прошлого столетия возник спор между лириками и физиками на тему: «Что главнее, физика или поэзия». «Физики не любят стихов!», «Физик не может понять красоту лунной ночи!» — утверждали лирики. «Лирику не интересны проблемы науки и техники» — обижались физики.

Сейчас этот спор кажется наивным. Неправильна сама сущность спора.

В книгах Тургенева, Джерома, Паустовского мы находим яркие описания физических явлений, действий физических законов.

В 1922 году под впечатлением удивительных открытий физиков русский поэт Валерий Брюсов так дополнил модели электрона и атома:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!


Ещё, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь в объёме сжатом,

Но так же то, чего здесь нет.

1 ведущий: Как видите, с лириками всё в порядке. Физические явления дают богатый поэтический материал настоящему художнику слова. Ну, а о физиках уж и говорить нечего.

Свежие документы:  Урок по теме: "Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации"

Физика и искусство, физика и поэзия тесно связаны и даже взаимообусловлены.

Нильс Бор любил ходить в кино, Джеймс Максвелл писал стихи. Макс Планк замечательно играл на фортепиано, а Альберт Эйнштейн был превосходным скрипачом. Он писал, что не будь Достоевского, не было бы и теории относительности. Именно ему принадлежат слова: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».

( читается стихотворение)





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: