Конспект урока для 8 класса «Химические реакции»


Практическое занятие №2 «Примеры проектов уроков с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»


Проект урока химии урока в 8 классе



Тема

Химические реакции

Цель

Задачи


Сформировать понятие о признаках и условиях протекания химических реакций

— сформировать представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций;

— развитие умений объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий


Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает изучение признаков и условия протекания химических реакций

Основные понятия: реакция горения, эко-и –эндотермические реакции

Планируемые результаты


Личностные


проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

— проявление творческого отношения к процессу обучения.


Метапредметные

Познавательные:

— умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

— умение вести наблюдение;

— умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

— умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— умение соотносить учебные действия с известными правилами;

— умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

— умение формулировать высказывание;

— умение согласовывать позиции и находить общее решение;

— умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

обеспечить усвоение учащимися признаков и условий протекания химических реакций; обеспечить усвоение учащимися понятий экзо- и эндотермические реакции; закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физика (физические явления)

Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

фронтальная —

индивидуальная –

в паре —


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Учитель:

Учащиеся:

Планируемый результат


— организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке



-актуализировать имеющиеся знания: Чем отличаются физические явления от химических?




















— мотивировать обучающихся к изучению темы.



-Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.



-Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений.

Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически «∩» — да, «_» — нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание.

1) соль + песок + вода;

2) нефть + соль + вода;

3) песок + вода;

4) древесные опилки + вода;

5) вода + сахар;

6) бензин + вода;

7) вода + металлические опилки;

8) соль + песок + древесные опилки + вода;

9) бензин + вода + соль;

10) песок + древесные опилки + вода.

Ответы: вариант 1 (∩_∩∩__∩∩_∩); вариант 2 (∩∩__∩__∩∩_);

вариант 3 (∩∩∩∩_∩∩∩∩∩).


Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много теплоты.


Как вы считаете, как это явление связано с темой урока?

-Дайте определение химическим явлениям. Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?


-Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок



— отвечают на вопросы, выполняют графический диктант

Взаимопроверка

Коммуникативные

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные

волевая саморегуляция.

Личностные

Мотивирует учащихся на работу.

— Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

















Коммуникативные

уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Познавательные

устанавливают причинно-следственную связи и делают выводы

Регулятивные

— прогнозировать ситуацию будущих событий.

определение, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)


Цели деятельности


Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат


Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний







Знать понятие «Химическая реакция», признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций


Уметь: определять тип реакции по тепловому эффекту

Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, которые, конечно, обладают другими свойствами, отличными от свойств исходных веществ. Давайте узнаем, какие признаки указывают, что произошла химическая реакция.

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

1. Выделение газа — признак химической реакции (взаимодействие хлората калия с гидросульфитом натрия)

2. Изменение цвета — признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса- Раушера)

3. Выделение света — признак химической реакции (свечение люминола)


Демонстрационный опыт №1

Демонстрационный опыт №2

4.Физические и химические явления — взаимодействие соды с соляной кислотой

Привожу примеры химических явлений:

— варка картофеля,

— скисание молока,

— брожение варенья,

-пожелтение листвы осенью.

5. Химические реакции

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

Химических реакций известно великое множество, но все их можно разделить на две группы: — реакции протекающие с выделением теплоты и света

— реакции протекающие с поглощением теплоты.

Демонстрационный опыт №3

Диктую определения экзо- и эндотермических реакций

6. Горение фосфора в кислороде

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f83 beda5-449dd3dc-442ca474a89eeca6/index.htm Обращаю внимание учащихся на то, что реакции горения частный случай экзотермических реакций

Прошу учащихся привести примеры экзотермических реакций

-Задаю вопрос учащимся: всегда ли протекают реакции? Например, ранее в видеофрагменте мы видели, что сода и соляная кислота бурно реагируют между собой. Почему же, когда каждое вещество находится в своей склянке, реакция не происходит?

-Предлагаю проделать опыт заменив соду на мел Демонстрационный опыт №4 -Прошу учеников объяснить почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском

-Демонстрирую лист бумаги и спрашиваю у учеников почему бумага не загорается, хотя и соприкасается с кислородом воздуха? Что необходимо сделать, чтобы бумага загорелась? Обращаю внимание учащихся на то, что эндотермические реакции требуют постоянного нагревания (варка мяса, жарка картофеля и т. д., причем при измельчение продуктов процесс происходит быстрее), большинство экзотермических реакций протекает без нагревания или при нагревании на начальном этапе реакции.

-Демонстрирую видеофрагменты и прошу уч-ся указать условия и признаки реакций

7. Качественная реакция на йод

8 Горение железа в кислород

9 Взаимодействие брома с алюминием

https://videouroki.net/



-Слушают учителя, наблюдают, описывают увиденные опыты






Записывают в тетрадь признаки химических реакций


















-Указывают признаки химических реакций.




-Просматривают анимацию и проверяют правильность записей в тетради



Указывают признаки химических реакций при просмотре опыта и видеофрагмента

Записывают в тетрадь определения экзо- и эндотермических реакций






Учащихся приводят примеры экзотермических реакций











Уч-ся указывают на то что, соду и соляную кислоту необходимо смешать



Учащиеся объясняют почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском и делают вывод, что чем сильнее измельчено твердое вещество, тем быстрее протекает реакция Уч-ся указывают на то что, для загорания бумаги необходимо еще и нагревание











Учащиеся указывают условия и признаки увиденных реакций, указывая экзо или эндотермическ ой реакцией она является.

















Познавательный:

Регулятивный — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный — умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный — умение давать определение основным понятиям темы


Коммуникативные

сотрудничество в поиске информации

использование грамотной монологической речи


Познавательные

— поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.


Регулятивные

планирование, прогнозирование

Диагностика качества освоения темы


Цель – установить степень усвоения темы «Химические реакции».

-закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания



На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения.

а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо-фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета;

б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета;

в) при горении дров образуется уголь;

г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа;

д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор постепенно окрашивается в голубой цвет;

е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.

Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.

2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.

Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты.

3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:

а) гниение листьев;

б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;

в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе.

4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:

а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус;

б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;

в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;

г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа.

5. Вопросы из черного ящика.

а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро?

б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?

в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию?

https://videouroki.net/


Планируемый результат

Предметный:

— умение определять по признакам, к физическим или к химическим явлениям относятся превращения

Личностный:

— творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.


Познавательный:

— умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания


Коммуникативные

— уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;


Регулятивные

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. .




IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Составьте синквейн на тему «Химические реакции».

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………



*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.



Итог урока. Домашнее задание




I уровень: § 26, упр. 1 – 4;

II уровень: тоже + упр. 5, 6.

Коммуникативные

-формировать умения слушать и понимать речь других людей

Познавательные

рефлексия.

Личностные

-смыслообразование

Свежие документы:  Конспект урока урока русского языка с презентациями, 9 класс


Демонстрационный опыт №1 в фарфоровой ступке смешиваем твердые хлорид аммония и гидроксид кальция, растираем их. Демонстрационный опыт №2 К раствору сульфата меди (+2) добавляем раствор гидроксида натрия, наблюдаем выпадение голубого осадка, который исчезает при добавлении соляной кислоты.

Демонстрационный опыт №3 На небольшую тонкую деревянную доску (10см Х 10см Х 1см) кладем смоченный водой бумажный фильтр. На него ставим стакан, в который кладем 4,5 грамма нитрата калия, 37 грамма нитрата аммония и 50 грамм измельченного льда – шпателем тщательно перемешиваем. Демонстрационный опыт №4 В два стакана наливаем одинаковый объем соляной кислоты, в один из них добавляем порошок мела, в другой – целый кусок мела.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: