Конспект урока для 8 класса «Путешествие в мир атома»


Конспект урока химии в 8 классе

Учитель Сергеева Галина Борисовна

Тема урока « Путешествие в мир атома»

Цель: изучение основных сведений о строении атома.

Задачи:

1) показать примеры, подтверждающие сложность строения атома;

2) рассмотреть планетарную модель строения атома;

3)научить учащихся определять число протонов, нейтронов и электронов в атомах химических элементов;

4)раскрыть взаимосвязь понятий — протон, нейтрон и относительная атомная масса;

Оборудование: 1. Табл. «Строение атома».

2. Динамические модели «Строение атомов».

3. Эбонитовая палочка.

4. Модель «Временная прямая».

5. Дидактический материал для подготовки к ГИА.

Ход урока.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1. Введение

(5 мин.)

Используя схему «Иерархия систем» задаются блиц – вопросы:

— из чего состоят предметы? (из веществ)

— из чего состоят вещества? (из молекул)

— из чего состоят молекулы? (из атомов)

— из чего состоят атомы? (из более мелких частиц).

Будем изучать строение атома.

Рассказ: название «атом» по-гречески значит «неделим». Так считали ученые до 19 века, когда было доказано, что атом делим и состоит из более мелких частиц, которые называют элементарными частицами. Просит показать на «Временной прямой» 19 век, 21 век.


Открывают последнюю страницу тетради для конспектов по химии и рассматривают схему «Иерархия систем», записанную на первом уроке химии.


Отвечают фронтально но блиц – вопросы.



Слушают.


На «Временной прямой», которая весит у доски, один из учеников отмечает 19 век, чтобы наглядно представлять ход истории.

2.Изучение нового материала.

(15 мин.)

I. Доказательство сложности строения атома. (5 мин.)

1. Ирландский физик Стони ввел понятие «электрон» для обозначения частиц, электризующих янтарь и, вследствие этого, притягивающих кусочки бумаги. Д.О: электризация эбонитовой палочки трением и притягивание кусочков бумаги

-Что притягивает кусочки бумаги? (электроны)

— Мы их видим? (нет, но видим их действие).

-Где в окружающей нас жизни наблюдаем подобные явления электризации? (электризация расчески, появление статического электричества на одежде).

2. Катодные лучи – поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, вызывали свечение стекла (Томсон и Перрен). Был установлен отрицательный заряд электрона. Этот наименьший заряд принят за единицу = -1.

Томсон установил массу электрона, равную 1/1840 массы атома водорода.

Вывешивается таблица:

е- электрон

m(e)= A(H)/1840≈0

3. Радиоактивность (краткий рассказ с использованием материала лекции №1).

Вывод: атом делим и имеет сложное строение.

II. Планетарная модель атома .(5 мин.)

(Резерфорд).

Объяснение сопровождается записью на доске: Атом

Ядро Электронная оболочка

= из нуклонов = из электронов

1) p+(протон имеет (имеют массу=0 и заряд=-1);

массу=1 и заряд=+1 число их = № элемента.

Число их=№ элемента.

2)п(нейтрон имеет

массу=1 и заряд=0);

число их N=ArZ

————————- ——————————

Вся масса атома Атом электронейтрален

сосредоточена в ядре


Рассказ об атомном ядре (диаметр, объем, примеры для сравнения (используется материал из лекции№1)


III.Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, Ar. (5 мин.)

-рассматривается на конкретных химических элементах с применением динамических моделей строения атомов, которые являются авторскими, в методической литературе не встречаются ( уменьшенный образец прилагается).

Вопросы учителя по динамической модели атома лития:

-Сколько протонов в атоме лития?(3)

— Где в атоме находятся протоны?(в ядре)

-Сколько нейтронов в атоме лития? (4)

— Как сосчитали? ( 7-3)

— Где в атоме находятся нейтроны?(в ядре)

-Сколько электронов в атоме лития?(3)

— Где в атоме находятся электроны?

— Почему масса атома лития =7?

— Почему заряд ядра атома лития =+3?

— Почему заряд атома лития =0?


Слушают.


Наблюдают опыт.







Рассуждают, пытаются ответить на вопросы.















Рассматривают и запоминают обозначение и массу электрона.






Записывают красивую таблицу в тетрадь «Для конспектов по химии».













Слушают с интересом, задают вопросы.




Работают с динамическими моделями, устно фронтально отвечают на вопросы учителя.




Рассматривают модель атома лития, сопоставляют цифры и рисунки элементарных частиц модели с периодической системой. (Такая форма работы позволяет быстрее понять физический смысл порядкового номера и атомной массы химического элемента).

3. Закрепление (10 мин)

Письменно (7 мин)

1.Определите по ПС и запишите число протонов, нейтронов и электронов у атомов химических элементов №1-20.

Показывается образец записи:

1Н 1р+, 1-1=0n, 1 е

Пояснение:

— кто понял, можете писать вперед;

-«продам пятерку» первым трем ученикам, кто раньше всех правильно напишет до №10, еще «пятерку» до №20.


Дополнительное задание: железо, золото ( готовится на случай, если ученики быстро выполнят работу, его можно использовать и на следующем уроке; обращается внимание, что эти элементы изучают только старшеклассники!).


Контроль времени: если работают медленно, можно писать до№10-12, остальные до №20 дать в виде Д/З.

Устно.(3 мин)

— Покажи в ПС хим.элемент, у которого 9 протонов.

— Какой элемент содержит 13 электронов?

— Какой элемент содержит 5 нейтронов?

-У какого элемента сумма протонов и нейтронов 7?

— У какого элемента заряд ядра +8?


По одному выходят к доске, все остальные работают письменно в тетрадях синхронно с доской.



У сильных учащихся есть возможность работать с опережением.


Поднимают руки и получают отметки.




Самые быстрые выполняют дополнительное задание (сами ищут железо и золото в ПС).









Один у ПС с указкой, остальные слушают, помогают.

( тренировка быстроты ума- качества мышления)

4. Проверка усвоенного материала.

(5 мин)

На каждом столе до урока розданы папки с дидактическим материалом «Подготовка к ГИА» (авторская разработка, презентация на РМО, апробация 2 года).

Откройте лист А1 (мотивация на экзамен в 9 классе, мы уже сегодня можем выполнить задание на строение атома!)

Письменная проверочная работа по вариантам на отметку: (Приложение).

1 вариант: №9,17,25,29,32.

2 вариант: № 10,18,26,30,33.

Открывают папки с дидактическим материалом.



Самостоятельно письменно отвечают на вопросы теста.

Работу оформляют в тетрадях «Для работ по химии», можно на листочках.

Работы сдают на проверку. (Можно тут же провести самопроверку и поставить отметку).

5.Д/З (2 мин.)

Заранее записано на обороте доски :

§39 ( учебник Кузнецова Н.Е.)

Изготовить 1 модель хим. элемента (любого, на выбор №3-10).

(При изготовлении модели у учеников должна возникнуть проблема: как изображать электроны? Ответом будет следующий урок «Электроны в атоме»)

Записывают д/з.

Наводят порядок на столах.

Уходят.



Свежие документы:  Конспект Мастер-класса по МХК "Традиции изготовления пасхальных подарков"



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: