Конспект урока для 8 класса «Реакции обмена»




МБОУ Ясенецкая СОШ

Павловский район

Нижегородская область





Конспект урока





Предмет : химия

Программа :

О.С. Габриелян « Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений», издательство «Дрофа», 2005г.

Учебник:

Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008, 270 с.;

Тема урока: «Реакции обмена»

8 класс





Тип урока: урок — беседа

Работа учителя химии

Ясенецкой общеобразовательной

средней школы

Рыжовой Марины Евгеньевны

Образование – высшее,

стаж работы – 15лет



2009 — 2010 год



Тип урока: изучение нового материала ( урок- беседа, сопровождаемый демонстрационными и лабораторными опытами)


По характеру познавательной деятельности:

объяснительно – иллюстрационный, частично-поисковый, проблемный.


По источнику знаний и характеру восприятия: словесный, наглядный, практический.


Цель : формирование представлений о реакции обмена.


Задачи:

Обучающие: рассмотреть сущность данного типа реакции; научить учащихся писать уравнения реакций обмена; сравнивать конкретные уравнения химических реакций и узнавать тот или иной тип реакции по химическому уравнению; формировать навык проведения лабораторного опыта и умение оформлять результаты учебного эксперимента;

Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе лабораторных опытов; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся – химические процессы это одна из форм вечного движения окружающего нас мира; воспитывать культуру общения через работу в парах

«ученик – ученик », «учитель–ученик», в группах; воспитывать такие качества личности, как инициатива, стремление к самостоятельному поиску.


Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация с этапами урока и контролирующими вопросами, лабораторное оборудование для проведения опыта, бланки инструкции для проведения опыта и алгоритм отчета, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, карточки задания для самостоятельной работы разного уровня.


Реактивы:

Спички; оксид меди (II), растворы гидрокcидов натрия и калия, растворы соляной и серной кислот, хлорид железа(III), хлорид меди (II), хлорид бария, нитрат серебра, хлорид натрия, сульфат натрия, фенолфталеин, лакмусовая бумага





Форма работы:

  • фронтальная

  • парная

  • групповая


Применяемые технологии (элементы):

  • ИКТ

  • Учебное сотрудничество

  • Критическое мышление


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Урок начинается с фронтальной беседы по изученному материалу. В ходе беседы учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ полагается фишка. В конце урока по числу набранных фишек выставляются отметки. Критерии перевода числа фишек в отметку: на «5» нужно набрать 5 фишек, на «4» – 4 фишки.

( фронтальная беседа проверки фактического материала)

Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами». Какие два вида изменений мы изучили?

Ученик: Физические и химические явления.

Учитель: В чем отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, происходит химическая реакция, а в результате физического состав остается прежним.

Учитель: По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

Ученик: О протекании химической реакции можно судить по визуальным признакам: изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение тепла.

Учитель: Что называется химическим уравнением?

Ученик: Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Учитель: Какие типы химических реакций вы знаете?

Ученик: Нам известны химические реакции трех типов: соединения, разложения, замещения.

Учитель: В чем сходство и различие реакции соединения и разложения?

( вопрос на сравнение)

Ученик: Сходство это химические явление. Отличие – это противоположные процессы.

Учитель: Демонстрирую опыт взаимодействие кальция с водой. Почему раствор приобрел малиновую окраску? ( проблемный вопрос)


Самостоятельная работа ( задание на развитие мышления)( 8 — мин)


В а р и а н т 1

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции, подчеркните одной чертой формулы простых веществ, двумя чертами формулы сложных веществ.

1

СО + О2 СО2



2

NaNO3 NaNO2 + O2



3

CuO + Al → Al2 O3 + Cu,



4

HBr → H2 + Br2



Критерии оценки

Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции, по 0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ и по 0,5 балла за все найденные формулы простых веществ).

«5» – 5- 4,5балла,

«4» – 4 — 3,5балла,

«3» – 3- 2,5балла.


В а р и а н т 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции, подчеркните одной чертой формулы простых веществ, двумя чертами формулы сложных веществ.

1

KClO3 KCl + O2,



2

Al + HCl → AlCl3 + H2



3

KNO3 KNO2 + O2.



4

Fe + О2 Fe2 О3



Критерии оценки

Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции, по 0,5 балла за все найденные формулы сложных веществ и по 0,5 балла за все найденные формулы простых веществ).

«5» – 5- 4,5балла,

«4» – 4 — 3,5балла,

«3» – 3- 2,5балла.


После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью ответов на экране и выставление отметок по вышеуказанным критериям.

Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4», на «3»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам xорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.


  1. Операционно — исполнительская часть

Стадия вызова.

Учитель. Ребята, по названию типа реакции предположите, в чем сущность реакции обмена.

Ученик. Сущность такой реакции в том, что вещества обмениваются своими составными частями.

Учитель. Какие вещества – простые или сложные – могут обмениваться своими составными частями?

Ученик. Оба вещества должны быть сложными.

Учитель: Попытайтесь сформулировать правило.

Ученик отвечает ( на экране появляется правильный ответ)

Учитель. Как выглядит общая схема реакции обмена?

Ученик записывает на доске общую схему реакции обмена:

АВ + СD = АD + СВ.

Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за три предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.


Таблица 1

Kлассификацыя реакций на основании

количества и состава реагирующих веществ.

Тип реакции

Уравнения реакций в общем виде

Пример

1

Соединения

А + В = АВ

АВ + СВ = АСВ2

2H2 + O2 = 2H2 O.

СаО + СО2 = СаСО3

2

Разложения

АВ = А + В.

АВС2 = АС + ВС

2 HBr = H2 + Br2

Cu(OH)2 = CuO + H2 O

3

Замещения

А + ВС = В+ АС

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

4

Обмена

АВ +СД = АД+ СВ

NaOH + HCl = NaCl + H2 O

СuO + H2 SO4 = СuSO4 + H2 O.



Самостоятельная работа исследовательского характера ( частичное самостоятельное изучение нового материала с использованием текста учебника, карточки задания с применением химического эксперимента)


Учитель.

Мы рассмотрели сущность реакции обмена с точки зрения теории. Для практической проверки, действительно ли происходят реакции обмена между сложными веществами, проведем лабораторную работу в группах (Учащиеся получают карточки- задания с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции обмена».) В таблице заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.

Таблица 2

Лабораторная работа по теме « Реакции ионного обмена»

опыта

Ход работы

Наблюдения

Уравнение химической реакции

Выводы.

1 (а,

б)

Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете?


Налейте в пробирку раствор гидроксида калия, добавьте каплю раствора фенолфталеина, затем прилейте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?

Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился


NaOH + HCl = NaCl + H2 O

Произошла химическая реакция:

это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями


Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился


2KOH + H2 SO4 =

= K2SO4 + 2H2 O.

Произошла химическая реакция:

это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями

2 (а, б)

K раствору хлорида железа(III) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?


Выпал бурый осадок

FeCl3 + 3NaOH =

= Fе(OН)3 + 3NaCl.

Произошла химическая реакция это реакция обмена, т.к. соль и щелочь обменялись своими составными частями

K полученному осадку добавьте раствор серной кислоты.

Что наблюдаете?


Бурый осадок растворился

2Fe(OН)3 + 3 H2 SO4

= Fе2(SO4)3 + 6H2 O.

Произошла химическая реакция: Это реакция обмена, т.к. нерастворимое основание и кислота обменялись своими составными частями

3

В пробирку насыпьте порошок оксида меди(II), добавьте серной кислоты и нагрейте в верхнем пламени спиртовки

Черный порошок растворился, образовался голубой раствор

СuO + H2 SO4 = СuSO4 + H2 O.

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. оксид и кислота обменялись своими составными частями



4 (а,б)

В пробирку налейте раствор хлорида натрия и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете?


В пробирку налейте раствор сульфата натрия и добавьте несколько капель раствора хлорида бария.

Что наблюдаете?




Выпадает белый осадок.

NaCl + Ag NO3 = Ag Cl + Na NO3

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. сложные вещества соли обменялись своими составными частями


Na2SO4 + Ba Cl2 = 2 NaCl + Ba SO4

Произошла химическая реакция:

Это реакция обмена, т.к. сложные вещества соли обменялись своими составными частями



Учитель: Напомним правило по технике безопасности.

Ученик: Работать с растворами кислот и щелочей нужно осторожно, т.к. они опасны.

С растворами работать по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь».

Пробирку с веществами нагревайте в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем ее дно.

Учитель: Кто может сказать, каковы правила пользования спиртовкой?

Ученик: Сначала нужно проверить резервуар спиртовки, поправить фитиль, затем зажечь. После нагревания потушить пламя спиртовки колпачком.

Проводятся опыты в группах, каждая группа выбирает себе блок для исследования и готовится к защите.

1 группа: взаимодействие кислот и оснований

2 группа: взаимодействие оснований и солей

3 группа взаимодействие основных оксидов и кислот

4 группа: взаимодействие солей.

(обсуждение результатов опытов)

Учитель: Кто в работе использовал фенолфталеин? Зачем при проведении опытов вы использовали фенолфталеин?

Ученик: Фенолфталеин используется для того, чтобы можно было увидеть, как изменяется среда раствора. Мы смешали вещества: щелочь – щелочная среда и кислоту кислотная среда . Поскольку исходные вещества и продукты реакции бесцветны, изменение цвета индикатора и будет признаком химической реакции.

Учитель: Данную реакцию называют реакцией нейтрализации. Почему?

Ученик: От слова нейтральная среда. Так как образовались соль и вода.

Учитель: Реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена.

Проверьте правильность написания уравнений реакций к первому и второму опытам (предлагается запись уравнений реакций на экране). Являются ли данные реакции реакциями обмена?

Ученик: Реакция между щелочью и кислотой относится к реакциям обмена, в ней два сложных вещества обмениваются составными частями.

(обсуждение результатов опытов 2 группы)

Учитель: По каким признакам можно определить, что реакции прошли?

Ученик: Образовался осадок.

Учитель: Проверьте правильность записанных уравнений реакций (предлагается запись уравнений реакций на экране). Относятся ли данные реакции к реакциям обмена?

Ученик: Эти реакции относятся к реакциям обмена, т.к. в них участвуют сложные вещества, которые обмениваются составными частями.

Учитель: Третья группа, какие вещества исследовали вы?

Ученик: Основные оксиды, нерастворимые основания также вступают в реакции обмена с кислотами.

Учитель: Какие признаки говорят о том, что реакция прошла?

Ученик: Осадок растворился, образовался раствор голубого цвета.

Учитель: Как вы записали уравнение реакции?

(Ученик у доски записывает уравнение реакции). Итак, в реакцию обмена вступают оксид металла и кислота.

Другой ученик записывает реакцию нерастворимого основания и кислоты.

Учитель: Хорошо. Давайте пронаблюдаем еще один процесс. Демонстрирую взаимодействие карбонат натрия и кислоты. Ученик работает у доски с уравнением все ученики в тетради.

Учитель: Что наблюдаете ?

Ученик: Вскипание , выделение газа.

Учитель: Почему это произошло? (Разбираем, откуда появился газ)

Ученики: Вспоминают свойства кислот и объясняют, что угольная кислота распадается на углекислый газ и воду.


  1. Рефлексивно оценочная часть.

( вопросы для проверки фактического материала урока)

Учитель: Подведем итог нашей работы. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?

Ученик: Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Учитель: Вещества каких классов могут вступать в реакции обмена?

Ученик: Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами, между солями, кислотами и солями, нерастворимыми основаниями и кислотами.

Учитель: Как мы можем судить, что прошла химическая реакция обмена?

Ученик: По признакам ( газ, осадок, вода, растворение осадка, изменение цвета индикатора)

Учитель: Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

Ученик: Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.

Учитель: Вот и подошел наш урок к своему завершению. Мы c вами замечательно потрудились, каждый в меру своих сил и возможностей. Сдаем свои фишки, и пока я буду выставлять оценки, запишите домашнее задание.


Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 32, упр. 4, с. 168., повторить записи в тетради трех предыдущих уроков.










Литература


  1. Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.;

  2. Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008, 270 с.;

  3. Габриелян О.С., Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.;

  4. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.

  5. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы.-М.: Айрис-пресс, 2004.-208с.

  6. https://him.1september.ru/

































А н к е т а д л я у ч е н и к о в


Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.


1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):


а) отличный, интересный, захватывающий;


б) хороший, содержательный, заставляющий работать;


в) нормальный, обычный;


г) скучный, работа без интереса;


д) бесполезный, совсем не интересный;


2. Вспомни тему урока. __________________________________________________________________


3. Какая цель стояла перед тобой на уроке? __________________________________________________________________


4. Чему новому ты научился на уроке? __________________________________________________________________


5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке? __________________________________________________________________


__________________________________________________________________


6. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе?______________________________________________________________


7. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? __________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Виды бумаги и её свойства. Способы сгибания бумаги. Квадрат из бумаги"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: