Конспект урока для 8 класса «Способы разделения смесей»


Конспект урока в 8 классе.


Учитель: Косуха М.В.

Название: Урок «Способы разделения смесей»

Краткая аннотация: Сценарий урока начинается с моделирования критической ситуации: полярная экспедиция попала в беду, спасти ее можно, только применив полученные на уроке знания, поскольку спасатели – это учащиеся класса. Урок демонстрирует межпредметные связи: химия – литература (сюжет из повести А. Маклина «Ночь без конца», география (действия происходят на северном полюсе), физика (физические свойства разделяемых веществ). Для демонстрации различных способов разделения смеси веществ используется мультимедийное оборудование. В ходе урока школьники вооружаются всеми необходимыми знаниями для решения поставленной проблемы. В результате – полярная экспедиция спасена! Для закрепления материала учащимся предлагается в качестве домашнего задания творческая работа, приближенная к реальной жизни, по разделению бытового мусора.

Учебный предмет: химия

Уровень образования школьников: 8 классы

Форма учебной работы: урок – лабораторная работа

Цель занятия: Познакомить со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве

Задачи:

Предметные:

1. Выяснить, на чем основаны способы разделения смеси;

2. Закрепить понятия «смесь», «свойства вещества», отличия веществ от смесей;

3. Познакомить с оборудованием и посудой, используемой для разделения смесей

4. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

5. Совершенствование учебно – исследовательских умений

Метапредметные:

1. Сформировать понятие смеси, типы смесей, выяснить на конкретном материале способы разделения смесей;

2. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические и химические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

3. Совершенствование учебно – исследовательских умений

Личностные:

1. Совершенствовать умения учебного сотрудничества;

2. Расширение мировоззрения.

Тип: комбинированный урок;

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

  2. На партах: шаблон конспекта по числу учащихся, справочные таблицы «Физические свойства некоторых веществ», фрагмент повести «Ночь без конца», закрытая пробирка со смесью бензина и сахара, пробирка с водой (1 на парту).

  3. На столе: смеси соли и песка, делительная воронка со смесью бензина и раствора сахара (водный раствор подкрашен), химические стаканы (2), воронка, фильтр.

  4. Карточки с нарисованными эмоциями для рефлексии.

План урока:

  1. Мотивация и актуализация (5 мин.)

  2. Изучение нового материала (10 мин)

  3. Первичное закрепление (20 мин.)

  4. Этап проверки нового учебного материала (5 мин.)

  5. Рефлексивно – оценочный (3 мин)

  6. Домашнее задание (2 мин)

Слова учителя отмечены курсивом, ученика – подчеркнуты.

Ход урока


Эпиграф: (слайд 1)

«Знания без применения – тучи без дождя»

Восточная мудрость

  1. Мотивация и актуализация (5 мин.):

Здравствуйте дети. Садитесь. Кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих в журнале).

Как вы думаете, зачем человеку знания? Восточная мудрость гласит по этому поводу: «Знания без применения – тучи без дождя» Как вы это понимаете? Знания сами по себе не столь ценны, как умение их применять, зачастую от этого умения зависит исход какого-либо дела, а в критических ситуациях – иногда даже помогает остаться в живых. (варианты ответов детей).

Сегодня на уроке мы попробуем смоделировать такую критическую ситуацию. И в качестве примера возьмем сюжет приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». Познакомимся вкратце с его содержанием.

(Приложение 1):

«В поисках спасения герои повести покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Экипаж машины попытался профильтровать смесь, но способ оказался малопроизводительным. Помощь явно запаздывала…»(слайд 2)

Что можно посоветовать экипажу снегохода, чтобы они смогли продолжить движение? Удастся ли полярникам выжить? (варианты ответов детей).

Итак, представим, что эта ситуацию происходит в данный момент, а мы с вами – люди с материка, поддерживающие радиосвязь с экипажем снегохода. И именно от нас зависит, спасут полярную экспедицию или нет.

И нашим девизом будет та самая восточная мудрость «Знания без применения – тучи без дождя».

Кратко обрисуем проблему :

Наводящие вопросы:

  • Что такое бензин с сахаром (смесь или чистые вещества)?

  • Чем смеси отличаются от чистых (индивидуальных) веществ?

  1. Не имеют постоянного состава

  2. Их состав нельзя выразить одной формулой

  3. Свойства веществ в составе смеси не изменяются

  4. Какие бывают смеси?

  5. Дайте определения и приведите примеры однородных и неоднородных смесей (по 2 чел.)

  6. Что необходимо сделать, чтобы топливо вновь можно было использовать? (очистить бензин от сахара)

Т.е. наша задача сводится к нахождению способа разделения смеси сахара и бензина.

Существует множество способов разделения смесей, но в основе их лежат, как правило, отличительные свойства веществ, входящих в состав смеси.

Наша цель: Познакомиться с некоторыми наиболее распространенными способами разделения смесей и выяснить, в каких случаях они применимы. (слайд 3,4) Запись в тетрадь «Способы разделения смесей».

Инструкция: Сейчас вы только смотрите, а после нам предстоит обсудить увиденное и услышанное и составить краткий конспект, используя заготовленный шаблон (Приложение 2). Поэтому будьте предельно внимательны.

2. Изучение нового материала (10 мин):

Cлайд 5: Способы разделения очень часто зависят от вида смеси. Рассмотрим вначале, как разделяют однородные смеси. Напомните, в чем их главное отличие от неоднородных смесей?

Одним из таких способов разделяют природную нефть.(рассказывают по слайду строение ректификационной колонны)

Слайд 6: Нефть – это смесь углеводородов. Помня о том, что свойства веществ в составе смеси не изменяются, ученые нашли эффективный способ разделения нефти на отдельные нефтепродукты. (Клик)

При нагревании пары нефти попадают в ректификационную колонну. Чем выше температура кипения УВ, тем быстрее их пары конденсируются, не успевая долететь до верха колонны. И наоборот, чем температура кипения ниже, тем дольше УВ будут находится в газообразном состоянии, и следовательно, сконденсируются лишь только на самом верху колонны.

Так, используя температуры кипения УВ, получают бензин, керосин и другие нефтепродукты. Этот способ получил название дистилляция или перегонка.

Слайд 7: Используя прибор для дистилляции, можно провести перегонку в лаборатории, таким способом, например, получают особо чистую воду (как она называется?)дистиллированная вода.

Слайд 8: Когда исходные вещества, входящие в состав смеси имеют разные агрегатные состояния и образуют однородную смесь при растворении одного в другом, используют другие способы разделения: «Выпаривание и кристаллизацию» Так, например, в промышленности получают соль из соляного раствора (соль и вода – в разных агрегатных состояниях, причем соль хорошо растворяется в воде). При нагревании вода постепенно выпаривается, а соль выделяется в виде кристаллов — кристаллизуется.

Слайд 9: А теперь познакомимся со способами разделения неоднородных смесей. Напомните, в чем главное отличие неоднородных смесей?

Слайд 10: Способ фильтрования очень хорошо знаком вам. Многие приборы, например пылесос, используют фильтр для удерживания крупных частиц. Этот способ основан (? вопрос классу) на различной пропускной способности фильтра и разном размере частиц, входящих в состав смеси.

Слайд 11: Способ отстаивания. Так, в промышленности очищают природную нефть от воды перед перегонкой. Такой способ основан (? вопрос классу) на различной плотности веществ, входящих в состав неоднородной смеси.

Особая конструкция делительной воронки легко позволяет отделить один слой жидкости от другого.

Слайд 12: Действие магнитом. С этим способом мы познакомились с вами на прошлом уроке, когда доказывали, что свойства веществ в составе смеси не изменяются.

В каком случае можно применить этот способ? Если одно из веществ в смеси обладает магнитными свойствами.

В промышленности очищают руду, содержащую железо от пустой породы. Так производят обогащение руды.

3. Первичное закрепление (20 мин.):

  1. Работа в парах: А теперь возьмите в руки шаблоны конспекта (Приложение 2), улыбнитесь друг другу и используя материал учебника § 25 (стр.89), память и шаблон с рисунками- подсказками, обсудите увиденное и услышанное с соседом по парте. Прямоугольники в шаблоне подразумевают название способа разделения смеси, а многоточие – свойства, на которых этот способ основан. (время на работу 2 мин).

  2. Затем заполнение рабочих листков, проверка (слайд 13)

  3. Зачастую для разделения смесей используют не один способ, а последовательную комбинацию различных методов. И если для одной и той же цели можно использовать разные способы, выбирают более простой и эффективный. Возьмем для примера смесь соли и песка. Это однородная или неоднородная смесь? Подойдет ли какой-либо один способ разделения неоднородных смесей? Вспомним, что остается неизменным при переходе одного вещества в смесь с другим? (Свойства!) Поэтому способы разделения подбирают, используя отличительные свойства веществ, входящих в состав смеси.

Напоминание ТБ при проведении ЛО.

Сценка «Жертвы безответственности».

Трое детей читают стихи:

Жертва щелочи (слайд 14)

Вы не думайте, друзья, что пришла так в школу я.

Злая щелочь платье съела, вот такое, братцы, дело.

Жертва кислоты(слайд 15)

Попробовать на вкус решил я кислоту.Глядь, языка уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед, и до сих пор во рту все жжет.

Жертва любопытства

Сунул палец я в пробирку, вместо пальца – просто дырка.

Чтобы ваши глаза не устали, проведем физкультминутку, каждое упражнение нужно повторять 3 раза. Учитель зачитывает слайд по физкультминутке.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6.

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6.

(Приложение 5 к Сан. Пин. 2.4.2.2821-10)

Учитель: А теперь поработаем в группе, улыбнитесь друг другу и внимательно изучите свойства веществ, представленных в смесях (Приложение 3). Найдите различия, которые можно использовать для разделения этих смесей. И попробуйте найти способ их разделения. Ровно через 10 минут группа выскажет свое решение.

Проводим ЛО Разделение смеси соли и песка» (слайд 16)

Сравним свойства соли и песка. (Приложение 2) Какое отличительное свойство можно использовать для разделения? Разбираем алгоритм разделения этой смеси.

Проводим ЛО Разделение смеси бензина и сахара» (слайд 17)

Сравним свойства бензина и сахара. (Приложение 2) Какое отличительное свойство можно использовать для разделения? Разбираем алгоритм разделения этой смеси.

Ну все я вижу, что все уже выполнили работу. А сейчас каждый проанализирует свою деятельность.

Ответите на вопросы:

— Какую цель ставили перед собой и достигли ли вы её?

— Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?

— Самым трудным было…

-Это занятие помогло мне…

-Если бы человечество не знало об этом, то…

Учащиеся отвечают фронтально.

Итак, знаниями мы вооружились, теперь вернемся к нашим полярникам и попытаемся решить их проблему. Пробегите еще раз глазами текст. Как же разделить смесь бензина и сахара? (слайд 17)

Смесь сахара и бензина – это однородная или неоднородная смесь? (Неоднородная, причем сахар частично растворяется в бензине.)

Можно ли использовать один способ? (Фильтрование – малоэффективно. См. схему в тетради)

Что остается неизменным у веществ при переходе в смесь?

Общее обсуждение: слушаем мнения групп .

Молодцы! Теперь экспедиция будет спасена!

4. Этап проверки нового учебного материала (5 мин.)

Все прекрасно…. Кроме одного. Вряд ли экипаж снегохода, собираясь в спасательную экспедицию, захватил с собой делительную воронку…

  • Что в современных походных условиях можно использовать для разделения подобной смеси?

Итог: Что же мы сегодня узнали? (Фронтально) Посмотрите на слайд — тест, игра в «Крестики – нолики». (слайд 18.19)

5. Рефлексвно-оценочный (3 мин).

И последнее, я предлагаю вам выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Посмотрите на слайд. (слайд 20)

Выберите нужную букву:

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.

Б) Усвоил материал частично.

В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.

У вас на столах находятся смайлики :

Выберите смайлик настроения:

Выбирают – понравилось (розовый, улыбка), безразлично (серый, без эмоций), скучно (зеленый, грусть).

Учитель выставляет оценки за работу на уроке ( не менее 10 оценок), объясняет ребятам, что за лабораторную работу в тетради все получат оценки.

6. Домашнее задание (2 мин):

Домашняя работа: (слайд 21) Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена. Воспользуйтесь составленной таблицей и, если это будет необходимо, дополнительной информацией из Интернета. Ваши предположения мы проверим на следующем уроке.

Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, ответили на много вопросов, познакомились со способами разделения смесей, применили их на практике, достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.

Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».

Спасибо за урок! (слайд 22)

Литература для учителя:

  1. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.

  2. П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М. АРКТИ , 1999. – 152 с.

  3. П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека) – М. АРКТИ , 1999. – 48 с.



8


Свежие документы:  Игра по химии «Кто хочет стать отличником»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: