Конспект урока для 8 класса «Строение атома. Химическая связь»


Учитель: Язрикова Л.М.

Предмет Химия Класс 8 класс

Тема урока Обобщение по теме: «Строение атома. Химическая связь».

Место темы в учебном плане: 1 полугодие, тема 2 урок № 13

Цель: обобщение и систематизация знаний по вышеуказанной теме, повторение основных понятий, дальнейшее развитие умения работать с Периодической системой Д.И.Менделеева; развитие памяти, логического мышления; воспитание чувства ответственности, коллективизма, формирование соревновательного духа.

Задачи:
1. Образовательные:
— продолжить развитие представлений о строении вещества и строении атома
— продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь;
— обобщить знания о химической связи и ее видах;
— повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи;
— способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи.
2. воспитательные:
— способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
— продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
— прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
— продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
— способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
— развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.
Оборудование и материалы: Дидактический и наглядный материал, компьютер с проектором — Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, презентация


Структурные этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Прогнозируемая деятельность учащихся

Слайды презентации

1.Организационный этап

Цель: Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Строение атома. Химическая связь». на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.

Девиз урока: Дорога к знанию?

Ну, что же, ее легко понять.

Ответить можно сразу:

Вы ошибаетесь и ошибаетесь,

И ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом.




2. Актуализация опорных знаний

Цель: 1) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

3) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия

Вы можете получить разрешение въезда в страну “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, ответив на следующие вопросы.

  • Атом состоит из

  • Протоны заряжены

  • Электроны заряжены

  • Нейтроны

  • Заряд ядра равен

  • Число энергетических уровней равно

  • Число протонов равно

  • Число электронов равно

  • Число нейтронов равно

  • Изотопы – это

  • Ионы – это

  • Ионная связь – это

  • Ковалентная связь – это

  • Разновидности ковалентной связи

  • Электроотрицательность – это

  • Металлическая связь – это

1балл – за правильный ответ

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

-Анализируют задание для работы. Демонстрируют свои предметные знания.

Деятельность учащихся по овладению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний



Как хорошо мы знаем жителей Страны Химических элементов. Конкурс «Узнай меня»

Запишите названия, символы, порядковый номер, номера периода и группы, название подгруппы: главная или побочная

6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов

13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов

56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов

22 протона, 26 нейтронов и 22 электрона


1балл – за каждый химический элемент

Все участники команды выполняют задание на выданной карточке, затем сдают учителю.

Устанавливают причинно-следственные связи между количеством протонов, электронов и зарядом ядра и видом химического элемента.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Деятельность учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания».

3. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

Цель: организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации

А что мы знаем о жителях этой удивительной страны. Задание «Расскажи обо мне»

План характеристики № 17, 20, 18

1. Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер;

б) Аr;

в) номер группы;

г) номер периода.

2. Строение атома.

а) заряд ядра;

б) число протонов;

в) число нейтронов;

г) число электронов.

3. Строение электронной оболочки:

а) количество энергетических уровней

б) количество электронов на каждом уровне

в) электронная конфигурация атома

Каждый пункт – 0,5 б; 3в- 1 балл

Самоорганизация для выполнения ситуативного задания.

Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения.

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Аргументация своей позиции.

Физкультминутка

Физкультминутка:
«Химическая эстафета»

Назовите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням, определите принадлежность к металлам или неметаллам


2,8,7

2,8,8

2,6

2,4

2,8,3

2,8,8,1

2,8,8,2

2,1

2,8,6

2,2

2,8,2

2,3

2,8,1

2, 8,4

2,8, 5


Для каждого участника команды заранее на доске записывается задание. Физминутка проводится в виде эстафеты. Эстафетной палочкой служит кусочек мела. Первый участник по очереди напротив записи энергетических уровней записывают символ химического элемента, второй принадлежность к металлам или неметаллам. Учитывается правильность ответов и, кто быстрее выполнит задание.

1 балл – каждый элемент + принадлежность к группе












«Конкурс Капитанов»

Назовите частицы, схемы электронного строения которых даны

+13 2,8

+9 2,8

+19 2,8,8

+16 2,8,8


Анализируют состав атома, устанавливают причинно-следственную связь между количеством протонов, электронов и зарядом частиц и вида атома. Самоорганизация для выполнения ситуативного задания:

планирование, выполнение и предъявление варианта решения

1 балл – каждая частица


«Мои соседи»

1. Расположите в порядке усиления металлических свойств следующие химические элементы:

а) калий

б) натрий

в) рубидий

г) литий

д) цезий

Б.

1. Расположите в порядке уменьшения неметаллических свойств, следующие химические элементы:

а) кислород

б) азот

в) фтор

г) углерод

д) бор

В.

1. Расположите в порядке уменьшения металлических свойств, следующие химические элементы:

а) алюминий

б) натрий

в) магний

г) рубидий

д) калий

Высказывают свою точку зрения и аргументируют её.

Демонстрируют умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Анализируют и действуют с позиции содержания предмета

2 балла – выстроенная цепочка.


А чтобы попасть в дом, где проживают эти жители, необходимо разгадать дверной код.

«Составь код»

Выпишите номера, под которыми формулы веществ:

с КПС с КНС с ИС

Для одного из веществ напишите схему образования связи


Выделяют существенные характеристики для каждого вида химической связи.

Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Моделирование процесса образования той или иной связи на бумаге.

4балла – код + схема

4. Рефлексивная деятельность

Цель: фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки

Заключительный этап.

Вот мы с вами и разгадали все тайны страны «Периодическая система ХЭ», узнали о жителях данной страны и об их взаимоотношениях. Осталось подвести итог. «Мой личный вклад»

Внимательно прочитайте текст, а затем вставьте в него пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1) __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)______________. Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3) _________.

По числу общих электронных пар она бывает 4) ________________________.

Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это 5)___________.

Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется 6) _____________, а с разной электроотрицательностью – 7)_________. Связь в металлах между атом – ионами посредством 8) _____________________ называется металлической.

Выполняют задание на вставление пропущенных слов по смыслу.

Оценивают себя.

Выставляют количество баллов и оценку согласно критериям















30 баллов – команда

8 баллов – личный вклад

Макс. балл – 38 баллов

33-38 баллов – «5»

25-32 балла- «4»

16 – 24 балла- «3»



Все устали, можно и отдохнуть.

Сонный опрос. Все ложатся головой на парты, я зачитываю определение, правило или рассуждение. Кто согласен с ними – поднимайте руку.

Металлическая связь образуется в металлах (да).

Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).

Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).

Атом – самая крупная частица вещества (нет).

Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»!

Я хорошо поработал, но мне необходимо некоторые вопросы повторить.

Д/З: повторить п. 6-12

Раб. тетрадь: подготовка к контрольной работе по теме 1

Анализирую свою деятельность,

Планируют свою деятельность для самоподготовки к контрольной работе




Использованная литература:

1)Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. — 416с.

2)Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. — М. — :Просвещение, 2011.-44с. — (Стандарты второго поколения)

3) О.С. Габриелян. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», 11 – издание, перераб. – М., Дрофа, 2009 г.



Свежие документы:  Конспект урока по химии для 9 класса "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: