Конспект урока для 8 класса «Вода — универсальный растворитель»


Дереглазова О.П. — учитель химии,

высшая квал. кат.


Интегрированный урок по физике и химии.

8 класс.


Тема: «Вода — универсальный растворитель»

Цель урока: актуализировать знания о физических свойствах воды;

на основе имеющихся знаний рассмотреть свойства воды как растворителя;

показать роль воды в природе как растворителя, значение растворов;

воспитывать бережное отношение к водным источникам своей местности;

развивать навыки работы с химическими реактивами.


Задачи: Образовательные: — Сформировать представление о физических и химических свойствах воды. – Научить обнаруживать эти свойства в окружающем мире.

Развивающие: — Совершенствовать интеллектуальные умения. – Выдвигать гипотезы, обосновывать и проверять их достоверность.

Воспитательные: — Учить видеть практическую пользу знаний. — Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. — Продолжать формирование познавательного интереса к предметам «Физика» и «Химия»

— Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; развитие кругозора школьников.


Оборудование: компьютер и мультимедиа — проектор, презентация Power Point, штатив с муфтой, стакан с водой, образцы веществ (Р; М; Н), таблица растворимости, спички, раствор бриллиантовой зелени, тесты, листы бумаги с изображением капли воды.

Ход урока.

  1. Орг. момент. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).



  1. Актуализация опорных знаний. (Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; форма организации познавательной деятельности – фронтальная; метод обучения — репродуктивный)





(Эту часть урока ведет учитель физики)

Учитель: Ребята, сегодня мы проведём интегрированный урок, тему которого вы определите самостоятельно, разгадав загадку. Послушайте загадку: (СЛАЙД) Я и туча, и туман, И ручей, и океан. И летаю, и бегу И стеклянной быть могу…( вода)

Учитель: Правильно, речь идет о воде.

Поэтому тема нашего урока: « Вода — универсальный растворитель».(СЛАЙД) Цель урока: на основе имеющихся знаний о физических свойствах воды, откроем для себя новые свойства этого вещества. Пронаблюдаем явление (смешивание воды с бриллиантовой зелени).

Фронтальная беседа.

Вопросы: 1)Что это за явление? 2) Дайте определение диффузии.

А вы помните, как рисовали красками? Опускали измазанную красками кисточку в чистую воду и в ней растекалось красивое облачко причудливой формы… Помните?) Посмотрите, как красиво это может выглядеть!

3)Назовите виды диффузии. 4)От чего зависит скорость протекания диффузии? 5)Сравните диффузию в твёрдых телах, жидкостях и газах.

Задание 1. Из данных физических величин составьте формулы, характеризующие процессы, связанные с водой и назовите их. (На столах лежат карточки с заданиями и бланк для ответа) (СЛАЙД)

Задание 2. Рассмотрите график зависимости температуры вещества от времени наблюдения. (СЛАЙД)

— Для какого вещества он составлен? Почему?

— Назовите начальную температуру? Какое это состояние воды?

— Назовите конечную температуру. Какое это состояние воды? Задание: Назовите процессы к указанным участкам графика и запишите формулу количества теплоты им соответствующую .(1 вариант-1 и 2; 2 вариант-3 и4).


Задание 3.(экспериментальная задача) На ваших столах имеется оборудование: штатив, пробирка с 10 г воды, спички. Предложите способ практического подсчёта количества теплоты. (выслушиваются ответы учащихся) Рассчитайте количество теплоты, получаемое водой при сжигании 2-ух спичек.(2 ученика выполняют у доски) Техника безопасности при работе. Обсуждение результатов эксперимента, выяснение причин расхождения.

ВЫВОД. Мы рассмотрели физические свойства воды, давайте познакомимся с её свойствами с точки зрения процессов растворения.

  1. Изучение нового материала. (Эту часть урока ведет учитель химии.)

Учитель: Что общего в словах (СЛАЙД)

  • АКВАланг

  • АКВАриум

  • АКВАрель

  • АКВАтория

Ответы учащихся.


Учитель: Подобно тому, как алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды. Именно вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Наша планета – единственная хранительница огромных водных запасов. А потому, ученым до сих пор так и не удалось обнаружить следов жизни на других планетах Солнечной системы. Жизнь зародилась в первичном океане, который представлял собой смесь веществ, растворенных в воде. Все процессы, которые мы наблюдаем в живой природе, осуществляются с ее участием. Вода содержится в клетках всех живых организмов и уходит из них только вместе с жизнью. Значение воды невозможно переоценить. (СЛАЙД)

Восточная легенда гласит: в пустыне шел караван, медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно палило солнце. На пути они встретили лежавшего на раскаленном песке человека, умирающего от жажды. Равнодушно проследовал караван мимо. И только старик остановил своего верблюда, спешился и наклонился над юношей. «По повязке на твоей руке вижу я, что мы кровные враги, но в пустыне все равны. Пей! Пей и живи!» Старик усадил путника на верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» — забеспокоился юноша. «Ты молод, а я стар.» — ответил старик, завернулся в белое покрывало и лег на песок. Через некоторое время караван возвращался домой. О, чудо! Перед глазами изумленных путников появился оазис; журчащий ручей наполнял его живительной влагой, а по берегам его, словно покрывало, росли белые цветы. Мудрость легенды заключается в следующем:

(СЛАЙД) Где добро – там вода, а где вода – там жизнь…»


Просачиваясь сквозь горные породы, вода растворяет в себе различные минералы.

Вопрос: Как вы думаете, процесс растворения физическое явление или химическое?

Учащиеся отстаивают свою точку зрения.

(СЛАЙД)

ВЫВОД: Растворение – это физико — химический процесс. Растворы – это однородные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.


Учитель: Как вы думаете, все ли вещества одинаково растворяются в воде?

Лабораторный опыт по изучению способности веществ растворятся в воде. Даны образцы веществ, например: поваренная соль, негашеная известь, оксид меди.

(СЛАЙД)

ВЫВОД: Вещества в воде могут хорошо растворяться (Р), мало растворяться (М) и не растворяться (Н). Работа по таблице растворимости, графику растворимости в зависимости от температуры. Определение растворимости веществ при определенной температуре.


Работа по учебнику (самостоятельно):

Вопрос:

— Какие растворы называются насыщенные? Ненасыщенные? Перенасыщенные?

— В какое время года следует добывать соль из озер?

— Как изменяется растворимость газов в зависимости от температуры?

— Почему у теплое Черного моря беднее органический мир, чем у морей Северного ледовитого океана?


  1. Закрепление изученного на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы теста(ПРИЛОЖЕНИЕ)


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учащиеся высказывают свои мнения о том, что нового узнали на уроке. Выставляются оценки .

  1. Домашнее задание.

П. 34, упр.5, 7.


































ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценки: «5»-10

«4»-9-7

«3»- 5-6

«2»- меньше 5

ТЕСТ

1.В каких веществах происходит диффузия:

А) только в газах Б) только в жидкостях

В)только в твёрдых телах Г) во всех телах.

2.Растворение– это процесс, относящийся:

А) к химическим явлениям Б) к физическим явлениям

В) к физико-химическим явлениям Г) верного ответа нет

3.Какие из перечисленных свойств принадлежат жидкостям:

А) имеют определённый объём Б) занимают весь предоставленный объём

В) принимают форму сосуда Г)мало сжимаются

Д) легко сжимаются

4. С повышением температуры растворимость веществ: А) увеличивается Б) уменьшается

В) температура не влияет на растворимость.

5.Что можно сказать о внутренней энергии 1кг водяного пара, взятого при температуре 100oС и 1кг воды, взятой при температуре 100 oС: А) одинаковые Б) пар имеет большую внутреннюю энергию

В) вода имеет большую внутреннюю энергию. 6. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется, называется:

А) перенасыщенным Б) ненасыщенным В) насыщенным. 7. Чем можно объяснить тот факт, что вблизи водоёмов лето не бывает очень жарким, а зима очень холодной? А) теплоёмкость воды очень высокая, зимой вода остывает и отдаёт большое количество теплоты

Б) теплопроводность воды очень хорошая и она быстро нагревается и быстро охлаждается

В) теплоёмкость воды низкая, она медленно нагревается и медленно остывает. 8. Вещество хлорид натрия относится А) к хорошо растворимым Б) нерастворимым В) малорастворимым. 9. В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость и количество теплоты? А) Дж, Дж/кг oС Б) Дж/кг, Дж

В) Дж/кг oС , Дж Г) Дж/кг oС, кал. 10.Если к насыщенному раствору прилить дистиллированную воду, то раствор станет А) более концентрированным Б) менее концентрированным

В) концентрация не изменится



КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-Г, 2-В, 3-А,В.Г, 4-А, 5-Б, 6-В, 7-А . 8-А. 9-В. 10-Б.





































Свежие документы:  Итоговый урок по теме "Подгруппа Азота" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: