Конспект урока для 9 класса «Алюминий»


Вывод: 

У его соединений

И металла – молодца,

Как давно уже открыто,

В самом деле – два лица.

Гидроксид и кислота

Растворяет без труда.

Потому любой уверен:

Алюминий амфотерен!

IV группа:

Исследуйте кислотно – основные свойства алюминия.


Методическая разработка по химии (9 класс) по теме: 

Урок по химии «Алюминий»

Кривова Лилия Алексеевна

Опубликовано 07.08.2012 — 19:44 — Кривова Лилия Алексеевна

 

Пояснительная записка

        Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении  методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

        В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система  разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль  и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную  образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями.   Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

        Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

       Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний  может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная– выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить  обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая– развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная– воспитание  положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока– применение знаний по теме.

Оборудование:алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.

На каждом столе у учащихся– набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

1.    Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;

2.    Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение  соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;

3.    Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление  об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.







Разработка урока по химии в 9 классе

«Алюминий и его соединения»

Пояснительная записка

        Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении  методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

        В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система  разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль  и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную  образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями.   Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

        Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

       Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний  может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить  обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная – воспитание  положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока – применение знаний по теме.

Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.

На каждом столе у учащихся – набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

  1. Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;

  2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение  соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;

  3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление  об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

Ход урока

1 стадия.

1 задание – «Что объединяет изображения?»



Правильный ответ – алюминий.

2 задание – решите анаграммы  и исключите лишнее.

ЛЕРУОГД                                     — углерод

НМИЙЕКР                                    — кремний

ИКСОЛОДР                                  — кислород

ДДРОООВ                                    — водород

ЛЙМИНИАЮ                               — алюминий

Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с лат. – квасцы, которые  в древности использовали для крашения тканей).

3 задание – Игра «Верите ли Вы, что..»                                                                            

  1. Алюминий – один из 7 металлов древности?

Рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель  преподнес своему  повелителю чашу из металла – лёгкого, не похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

  1. Есть  то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

  1. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.

  1. Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так ка этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.

  1. После окончания школы за отличную учебу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?

Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру,  Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли еще более дорогой подарок, чем все предыдущие, — чашу из алюминия.

2 стадия.

Учитель: какова же тема нашего урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения»). А я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?».

Почему же я дала такое название? (Учащиеся говорят, что порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия.)

Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их. (Плотность, электропроводность, пластичность, распространенность в земной коре).

Какими же химическими свойствами он обладает?

Простые вещества (неМе)

 Al

+ сложные вещества

Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щелочью).

В подтверждении химических свойств алюминия выполните лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью, обнаружение выделяющегося водорода.

Задание 1. Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

  1. Al+O2                                 А       AlCl3+H2

  2. Al+H2O                              Б       AlCl3

  3. Al+Cl2                                       В       AlCl3+H2О

  4. Al+HCl                                Г       AlCl3+Hg

  5. Al+NaOH                            Д      AlCl3+HgCl3

  6. Al+HgCl2                                         E        NaAlO2+H2

  7. Al+Fe2O4                                        Ж     Al(OH)3+H2

                                                         З      Al(OH)3+Na

                                             И      Al2O3+Fe

                                             К       Al2O3

Для самопроверки:

1

2

3

4

5

6

7

к

ж

б

а

е

д

и

Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует с кислотами и щелочами).

«Амфос» — в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и на воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).

Химические элементы  образуют генетические ряды.

Задание 2. Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металлов, неметаллов амфотерного элемента:

  • Ме…Ме(ОН)nМеКо

  • неМенеМе2ОnМеКо

  • АЭАЭ2О3АЭ(ОН)n

Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:

                                                    +HCl

                                          AlAl2O3Al(OH)3                 

                                                                          + NaOH

После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод, что перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.

Проблемный опыт: математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых  сумма не меняется. А вот в химии это не всегда справедливо. Убедимся в этом, меняя порядок приливания растворов. В первом случае к раствору сульфата алюминия прилейте по каплям раствор щелочи, а во втором – наоборот. Видим в первом случае выпадение осадка, а во втором осадка нет. Чем это можно объяснить?

Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединения?

(Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находится в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).

Учитель: Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, сапфир, аквамарин, бирюза.

Задание 3. На концентрацию внимания. Напишите название любого из этих минералов, произнося в слух буквы в обратном порядке.

Учитель: Предлагаю вам оценить потребительские качества алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка алюминиевая. Почему? Оцените достоинства и недостатки, а так же предложите способы ее стандартного и нестандартного применения (Задание развивает нестандартное мышление).

Учитель: А чем хорош алюминий в строительстве? В результате «мозгового штурма» приходим к выводу, что применение алюминия в строительстве обусловлено  основными физико-механическими  и технологическими свойствами этого металла.

  • Высокая технологичность;

  • Высокая коррозионная стойкость;

  • Долговечность;

  • Архитектурная выразительность;

  • Малая плотность при удовлетворительной  прочности;

  • Надёжность работы при низких температурах;

  • Отсутствие искрообразования;

  • Рециклинг (наиболее эффективный вид сырья для вторичной переработки).

3 стадия.

Графический диктант (+-)


Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде


2

Легкий металл


3

Реагирует и с кислотами и со щелочами


4

Подвергается коррозии


5

Восстанавливает металлы из оксидов


Самопроверка


Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует и с кислотами и со щелочами

+

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+

Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия. (Вопросы задаются одноклассникам).

Домашнее задание: обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверки составьте перечень вопросов для работы дома.

Анализ проведённого занятия.

            Урок проводился в 9 классе. В классе 16 человек. Данная группа учащихся занимается по традиционной программе. Непроизвольное внимание у учащихся становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у  школьников эмоциональное восприятие. Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания по предмету. Проведение занятия построено на применении технологии развития критического мышления.

         В ходе занятия достигались поставленные цели. Главной на уроке была обучающая цель. Следовательно, содержание учебного материала отобрано в связи с этой целью. На уроке материал был усвоен на довольно высоком уровне,  весь материал урока основан на использовании жизненного опыта учащихся, актуализации уже имеющихся знаний. Это способствовало развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, повышению мотивации к изучению химии. Данный урок включает разно уровневые и разнохарактерные задания, что позволяет реализовать так же и личностно-ориентированный подход.

       Все компоненты триединой дидактической цели на каждом этапе работали в равной степени и были выполнены полностью.

       Наиболее оптимальной формой организации урока я считаю фронтальную работу с учащимися.

        В ходе урока было применено несколько форм организации учебного материала и методов обучения. Весь материал данного урока подобран с учетом психологических особенностей детей данного возраста.

        Я думаю, что урок прошел интересно. Ребята работали активно, был задействован каждый ребенок. Темп урока был оптимален для учащихся 9 класса.       Один вид деятельности переходил в другой. На протяжении всего урока контролировала работу учащихся.
        Домашнее задание непосредственно связано с содержанием урока, состоял из обязательной и индивидуальной частей. Весь урок ребята заинтересованно работали, царила атмосфера доброжелательности. На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, дети чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя.



Урок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме «Алюминий»

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация. Приложение 4)

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.

  • Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.

  • Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

ЗАДАЧИ УРОКА:Обучающие:

  • Рассмотреть строение атома алюминия.

  • Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.

  • Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие: Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

  • Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

  • Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие: Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.

  • Воспитать культуру общения через работу в парах «ученик — ученик», «учитель — ученик».

  • Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, таблица растворимости,

  • электрохимический ряд напряжения металлов,

  • периодическая система Д. И. Менделеева,

  • коллекция «Алюминий»,

  • химическое оборудование и химические реактивы;

  • рабочие листы.

ХОД УРОКА

Сами, трудясь, вы сделаете всеи для близких людей и для себя,
а если при труде успеха не будет, неудача — не беда, попробуйте ещё.
Д. И. Менделеев.

Организационный моментI. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

«Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из «глинистой земли». Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить».Презентация.

О каком металле идёт речь? (Ответ: об алюминии) Слайд 1,2

Учитель: Давайте составим с вами план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока?

Ученики: Нахождение в природе, получение и открытие металла, строение атома алюминия, физические и химические свойства, применение. (Слайд 3.)

План изучения нового материала. 

  1. Открытие алюминия.

  2. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома.

  3. Строение простого вещества. Физические свойства алюминия

  4. Химические свойства алюминия.

  5. Нахождение в природе. Способы получения.

  6. Применение алюминия.

Ребята, обратите внимание, у вас на партах рабочие листы (Приложение 1). В течение всего урока вы будете с ним работать, в нем также есть домашнее задание, которое вы выполните дома и на следующий урок сдадите мне на проверку.

II. Изучение нового материала

1. История открытия алюминия. (Сообщение учащегося. Приложение 2). (Слайд 5)

Для создания мотива изучения нового материала важно познакомить учащихся с историей открытия алюминия. Можно дать задание приготовить сообщение по этому вопросу ученику устно или в виде презентации.

2. Характеристика элемента алюминия по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. 

Итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах. (Слайд 7) 

  • Порядковый номер алюминия — _______.

  • Алюминий — элемент __________группы, __________ подгруппы

  • Заряд ядра атома алюминия равен ______

  • В ядре атома алюминия __________протонов.

  • В ядре атома алюминия _________нейтронов.

  • В атоме алюминия ________ электронов.

  • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.

  • Электронная оболочка имеет строение __________.

  • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.

  • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.

  • Простое вещество алюминий является ____________.

  • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.

Учитель: Правильно ли составлена схема строения атома алюминия на следующем слайде? Свой ответ обоснуйте, опираясь на схему.(Слайд 8.)

Ученик: Схема составлена правильно. На внешнем уровне у атома алюминия 3 электрона (2s и 1p), следовательно, алюминий проявляет валентность III и степень окисления +3, 0.

3. Строение простого вещества .Физические свойства алюминия

Учитель: Какой тип химической связи имеет металл алюминий? Тип кристаллической решетки? (Слайд № 9)

Пользуясь коллекцией «Алюминий» и планом в рабочих листах, составьте характеристику физических свойств этого металла.

План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

2. Какого цвета? Блеск?

3. Имеет ли алюминий запах?

4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность?

5. Растворяется ли в воде при данных условиях?

6. Какова температура плавления?

7. Какова плотность вещества?

8. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?

Проверьте свои результаты, посмотрев на слайд. (Слайд 10).

Физические свойства алюминия: 

  • белый металл с серебристым блеском;

  • мягкий;

  • легкий (плотность = 2,7 г/см3);

  • хороший проводник тепла и тока;

  • пластичный;

  • характерна относительно высокая упругость (не становится хрупким при низких температурах); устойчив к коррозии на воздухе, а также в химических средах;

  • плавится при температуре 660С.

Физ. минутка.

В работах профессора М. М. Кольцевой доказано, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху — снизу.

Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке.

4. Химические свойства алюминия.

Учитель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода?

Свойства атома (слайд № 11,12)

Ответы: в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными.

Задание 1: определите место алюминия в электрохимическом ряду напряжений и сделайте вывод об его активности. (Учащиеся смотрят на электрохимический ряд напряжений).

Ответ: алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.

Учитель: алюминий применяется в быту, из него изготавливают бытовые изделия. Известно, что ни кислород, ни вода на него не действуют (учитель опускает алюминиевую пластину в стакан с водой). В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями создается такая ситуация:

  • Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность?

  • Почему в алюминиевой кастрюле можно сварить суп?

  • Потому что поверхность алюминия покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды.

Ребята, в начале урока мы сказали, что алюминий — это переходный металл. Следовательно, с какими веществами будет взаимодействовать алюминий?

Ученик: С неметаллами (галогенами, серой, углеродом и т.д.). (Слайд 13.) (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с иодом, серой, кислородом»)

Задание 2. Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с кислородом. Ученики пишут уравнение реакции: 4Al + 3O2 ->2Al2O3

По аналогии ученики пишут уравнения реакций взаимодействия алюминия с другими простыми веществами: серой, галогенами (хлором), азотом:

2Al +3Cl2 -> 2AlCl3

2Al + 3S -> Al2S3

2Al + N2 -> 2AlN

В уравнениях реакций ученики отмечают степени окисления алюминия до и после реакции и делают вывод, что алюминий в реакциях является восстановителем как и другие металлы.

Задание 3. Взаимодействие алюминия со сложными веществами.

1). Учительесли с алюминия удалить оксидную пленку, то алюминий должен проявлять свойства аналогичные щелочно-земельным металлам. Ученики пишут уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой по аналогии со щелочными и щелочно-земельными металлами и отмечают условия реакции (удалить с поверхности металла оксидную пленку( слайд 13, видеофрагмент)

2Al + 6H2O -> 2Al(OH)3 + 3H2

Учитель: Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает алюминий от разрушения (коррозии).

Вспомните, с какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе?

Ученик: С растворами кислот. Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.

Учитель: Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

Запишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой в рабочих листах. Один ученик пишет уравнение реакции у доски.

Проверьте себя. (Слайд 13.)

Основываясь на то, что алюминий — переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий?

Ученик: С растворами щелочей.

Учитель: Давайте вместе запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия. Что образуется в результате реакции? (Слайд 13.)

Ученик: Данная реакция протекает с образованием алюмината натрия и выделением газообразного водорода.

А сейчас осуществите эти две реакции на практике. При выполнении опыта соблюдайте правила по технике безопасности. (Инструкция в рабочих листах)

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу — промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Учитель: Что такое алюминотермия?

Ученик: Алюминотермия — это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

Al + Fe3O4 = ?

Ученик: Данная реакция будет протекать, так как алюминий в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, то есть он будет вытеснять железо из его оксида.

Учитель: Составьте уравнение данной реакции в рабочих листах. (Слайд 13.)

Обобщение по химическим свойствам. (Делают учащиеся):

Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами- неметаллами, восстанавливает металлы до свободного состояния, стоящие в электрохимическом ряду напряжения справа от него. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой.

5. Нахождение в природе. Получение.

Задание I. Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе«. (Слайд 14)

Вопрос: определите, какое место занимает алюминий среди других элементов.

Задание II. Рассмотрите образцы природных соединений. (Слайд 15). Сравните их по твердости . прочности, цвету.

Ответы: алюминий — самый распространенный металл в природе. Его содержание в земной коре составляет 8,8 %. Он занимает 3 место по распространенности среди других элементов (после кислорода и кремния).

Получение(слайд 16)

Учитель: Алюминий очень прочно связан в природных соединениях с кислородом и другими элементами, и выделить его из этих соединений химическими методами очень трудно. Алюминий можно получить электролизом — разложением расплава его оксида Al2O3 с помощью электрического тока. Но температура плавления оксида алюминия около 2050оС.

Технически доступным алюминий стал после того, как был найден способ понизить температуру плавления Al2Oхотя бы до 1000оС. Этот способ открыли в 1886 году американец Ч.Холл и француз П.Эру, которые установили, что Al2Oхорошо растворяется в расплавленном криолите, формула которого Na3AlF6.

Мировое производство алюминия постоянно растет и занимает по объему второе место среди металлов.

6. Применение

Учитель: В течение всего урока звучали отрасли применения алюминия. Как вы уже поняли, масштабы применения этого металла широки. И с каждым годом отрасли применения данного металла расширяются. Как вы думаете, с чем связано столь широкое применение алюминия?

Ученик:

1. Алюминий — самый распространенный металл в земной коре.

2. Обладает высокой коррозионной стойкостью.

3. Малая плотность.

4. Сплавы на основе алюминия обладают прочностью.

5. Высокая электропроводность и теплопроводность.

6. Высокая химическая активность используется в алюминотермии.

Учитель: Давайте рассмотрим основные области применения алюминия и его сплавов.

(Слайд 17).

Ответы: основные области применения алюминия связаны с легкостью, прочностью и устойчивостью. В таком сочетании полезных свойств нуждается в первую очередь транспорт. Главные потребители алюминиевых сплавов — самолетостроение и автомобилестроение.

Учащиеся смотрят учебник, стр.60 рисунок 15, и продолжают отвечать с добавлением учителя: указанные свойства алюминиевых сплавов, а также их красивый внешний вид обусловили широкое применение их в строительстве. Алюминий и его сплавы используют при отделке станций метрополитена, фасадов зданий. Гофрированными листами сплавов покрывают крыши.

Высокая электрическая проводимость чистого алюминия используется в электротехнике. Из алюминия изготавливают электропровода. При одинаковом электрическом сопротивлении масса алюминиевого провода значительно меньше массы медного. Это облегчает сооружение опорных мачт, на которые подвешиваются провода.

Широко применяется «серебряная краска» на основе алюминиевого порошка. Она не только придает красивый внешний вид изделиям, но и защищает их от химического разрушения. Для защиты от солнечных лучей покрывают цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов.

В быту алюминий используют в виде кухонной посуды. Здесь используются такие свойства как высокая теплопроводность, способность противостоять действию не только холодной, но и кипящей воды и неядовитость его соединений, которые в небольшом количестве могут образоваться при действии на алюминий слабых органических кислот, содержащихся в пище.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Ученый, впервые получивший алюминий. (Эрстед).

  2. Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).

  3. Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).

  4. Латинское слово, от которого образовано название химического элемента Al. (Алюмен).

  5. Процесс разложения веществ с участием электрического тока. (Электролиз).

  6. Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).

Тест по теме «Алюминий» (Приложение 3)

Проверка теста (слайд 15)

_V. Подведение итогов урока. Объявляются оценки за устные ответы и работу у доски.

  1. Над какой темой мы сегодня работали?

  2. Что нового вы узнали об алюминии?

  3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?

  4. Какими путями решали эту проблему?

  5. К каким выводам пришли?

  6. Оцените свою работу на уроке:

  • материал усвоен (на всех этапах урока «4», «5»)

  • материал усвоен недостаточно (оценки «3», «4»)

V. Домашнее задание.

Заключение.

Я металл, серебристый и лёгкий,
И зовусь самолётный металл,
И покрыт я оксидною плёнкой
Чтоб меня кислород не достал













Технологическая карта урока «Алюминий, его физические и химические свойства, применение»

(первый урок темы)

9 класс

Дидактическая цель:

помочь формированию у учеников социальной, практической и личностной значимости по теме: «Алюминий, его физические и химические

свойства, применение»;

создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учеников образного представления по указанной

теме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Задачи урока:

1. Изучить простое вещество алюминий и научиться творчески применять полученные знания на практике. Продолжить знакомство с особенностями

научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.

(предметный результат).

2. Продолжить развивать умение определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы, генерировать идеи, выявлять

причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный

результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

(личностный результат).

Методы обучения: исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль,

эвристическая беседа, тестирование

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку,

Интернет-ресурсы, электронные пособия; учебник, рабочие тетради, видеосюжеты, задания на карточках, раздаточные материалы, карточки

рефлексии; лабораторное оборудование для учителя (штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой;

бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, концентрированные растворы серной и азотной кислот, гранулы алюминия);

лабораторное оборудование для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский

огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия).



Урок по химии Алюминий

Разработка урока по химии в 9 классе

«Алюминий и его соединения»

Пояснительная записка

Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения можно проводить и с учащимися 11 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок имеет много дидактического материала, содержащего иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока – применение знаний по теме.

Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевая банка, алюминиевая кружка и ложка.

На каждом столе у учащихся – набор для проведения лабораторного опыта: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спиртовка, держатель, пробирки, спички.

Схема урока:

Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная загадка», составление рассказа, решение анаграмм, игра «Верите ли вы?»;

Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия, выполнение лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции, этимологии понятия амфотерности с привлечением межпредметных связей; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;

Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание – рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

Ход урока

1 стадия.

1 задание – «Что объединяет изображения?»

  

  

Правильный ответ – алюминий.

2 задание – решите анаграммы и исключите лишнее.

ЛЕРУОГД — углерод

НМИЙЕКР — кремний

ИКСОЛОДР — кислород

ДДРОООВ — водород

ЛЙМИНИАЮ — алюминий

Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с лат. – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).

3 задание – Игра «Верите ли Вы, что..» 

Алюминий – один из 7 металлов древности?

Рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю чашу из металла – лёгкого, не похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.

Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так ка этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.

После окончания школы за отличную учебу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?

Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли еще более дорогой подарок, чем все предыдущие, — чашу из алюминия.

2 стадия.

Учитель: какова же тема нашего урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения»). А я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?».

Почему же я дала такое название? (Учащиеся говорят, что порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия.)

Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их. (Плотность, электропроводность, пластичность, распространенность в земной коре).

Какими же химическими свойствами он обладает?

Простые вещества (неМе)

Al

+ сложные вещества

Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щелочью).

В подтверждении химических свойств алюминия выполните лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью, обнаружение выделяющегося водорода.

Задание 1. Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

Al+O2 А AlCl3+H2

Al+H2O Б AlCl3

Al+ClВ AlCl3+H2О

Al+HCl Г AlCl3+Hg

Al+NaOH Д AlCl3+HgCl3

Al+HgClE NaAlO2+H2

Al+Fe2OЖ Al(OH)3+H2

З Al(OH)3+Na

И Al2O3+Fe

К Al2O3

Для самопроверки:

1

2

3

4

5

6

7

к

ж

б

а

е

д

и

Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства (реагирует с кислотами и щелочами).

«Амфос» — в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями. Вспомните их. (Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и на воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).

Химические элементы образуют генетические ряды.

Задание 2. Восстановите деформированный текст, представляющий собой генетические ряды металлов, неметаллов амфотерного элемента:

Ме…Ме(ОН)nМеКо

неМенеМе2Оn…МеКо

АЭАЭ2О3АЭ(ОН)n…

Генетический ряд алюминия выглядит следующим образом:

+HCl

AlAl2O3Al(OH)3

+ NaOH

После обсуждения возможных превращений алюминия делаем вывод, что перевести его в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, в состав аниона – раствором щелочи.

Проблемный опыт: математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот в химии это не всегда справедливо. Убедимся в этом, меняя порядок приливания растворов. В первом случае к раствору сульфата алюминия прилейте по каплям раствор щелочи, а во втором – наоборот. Видим в первом случае выпадение осадка, а во втором осадка нет. Чем это можно объяснить?

Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединения?

(Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находится в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).

Учитель: Предлагаю посетить минералогический музей, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир. Их производные – лунный камень, лазурит, сапфир, аквамарин, бирюза.

Задание 3. На концентрацию внимания. Напишите название любого из этих минералов, произнося в слух буквы в обратном порядке.

Учитель: Предлагаю вам оценить потребительские качества алюминия. Современная телевизионная реклама утверждает, что самая цивилизованная упаковка алюминиевая. Почему? Оцените достоинства и недостатки, а так же предложите способы ее стандартного и нестандартного применения (Задание развивает нестандартное мышление).

Учитель: А чем хорош алюминий в строительстве? В результате «мозгового штурма» приходим к выводу, что применение алюминия в строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими свойствами этого металла.

Высокая технологичность;

Высокая коррозионная стойкость;

Долговечность;

Архитектурная выразительность;

Малая плотность при удовлетворительной прочности;

Надёжность работы при низких температурах;

Отсутствие искрообразования;

Рециклинг (наиболее эффективный вид сырья для вторичной переработки).

3 стадия.

Графический диктант (+-)


Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде


2

Легкий металл


3

Реагирует и с кислотами и со щелочами


4

Подвергается коррозии


5

Восстанавливает металлы из оксидов


Самопроверка


Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует и с кислотами и со щелочами

+

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+

Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия. (Вопросы задаются одноклассникам).

Домашнее задание: обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверки составьте перечень вопросов для работы дома.

Анализ проведённого занятия.

Урок проводился в 9 классе. В классе 16 человек. Данная группа учащихся занимается по традиционной программе. Непроизвольное внимание у учащихся становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное восприятие. Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания по предмету. Проведение занятия построено на применении технологии развития критического мышления.

В ходе занятия достигались поставленные цели. Главной на уроке была обучающая цель. Следовательно, содержание учебного материала отобрано в связи с этой целью. На уроке материал был усвоен на довольно высоком уровне, весь материал урока основан на использовании жизненного опыта учащихся, актуализации уже имеющихся знаний. Это способствовало развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, повышению мотивации к изучению химии. Данный урок включает разно уровневые и разнохарактерные задания, что позволяет реализовать так же и личностно-ориентированный подход.

Все компоненты триединой дидактической цели на каждом этапе работали в равной степени и были выполнены полностью.

Наиболее оптимальной формой организации урока я считаю фронтальную работу с учащимися.

В ходе урока было применено несколько форм организации учебного материала и методов обучения. Весь материал данного урока подобран с учетом психологических особенностей детей данного возраста.

Я думаю, что урок прошел интересно. Ребята работали активно, был задействован каждый ребенок. Темп урока был оптимален для учащихся 9 класса. Один вид деятельности переходил в другой. На протяжении всего урока контролировала работу учащихся. Домашнее задание непосредственно связано с содержанием урока, состоял из обязательной и индивидуальной частей. Весь урок ребята заинтересованно работали, царила атмосфера доброжелательности. На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, дети чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя.

Мастер-класс «Использование кейс-метода на уроках химии»

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Слайд 2 Как этот прием использую я?

Как заставить внутренние источники активности ребенка включиться, как побудить его к учебному труду? Опыт показывает, что для этого необходимо обеспечить:

познавательную потребность;

интерес к способу действия;

потребность в самовыражении и самореализации;

потребность в самопознании и самовоспитании;

потребность в социальном признании.

Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Слайд 3 Моё убеждение

«От заинтересованности и любознательности школьников – к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении биологии

Слайд 4 УРОК «Алюминий»

Данное занятие разработано для учащихся 9 класса, по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов кейс-технологий.

В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается текст с неоднозначным вариантом решения задачи, заключенной в тексте. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и способствует повышению мотивации в изучению предмета. Важными в данном занятии являются самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального домашнего задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики (или группы) могут прийти разными путями.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изучения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

Цели и задачи:

Образовательная– выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

Развивающая– развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитательная– воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока– применение знаний по теме.

Основная часть урока.

Во многих популярных книгах по химии приводится легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию чашу из металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

На этом уроке мы с вами выясним, что это был за металл из всех уже изученных вами. Как могут проявиться его физические и химические свойства в реальной ситуации.

Постановка целей

Удобнее всего формулировать цели через результаты обучения, выраженные в действиях обучающих:

Сегодня мы учимся:

выделять СГИ – самую главную информацию;

читать между строк;

писать «умные» шпаргалки;

красиво оформлять свои мысли;

убедительно доказывать;

ловить подсказки учителя;

слушать друг друга;

критически оценивать себя и т. д.

На первых порах этот перечень большого интереса у обучающих не вызовет, но если вы обратите внимание на него еще раз перед итоговой работой, интерес возрастет многократно. Потом вы заметите, что некоторые ученики будут перед каждым уроком внимательно анализировать этот список, как бы проверяя себя: знаю – не знаю.

Слайд 5

Слайд 6 Мои размышления

Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».

Слайд 7 Мыслительный лист

Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

Слайд 8 Кейс метод

Кейс – метод предполагает решить проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

«Алюминий»

В одной из газет появилась статья, в которой утверждалось, что возможной причиной старческого слабоумия является повышенное содержание алюминия в организме. Как показали опыты, поставленные в ряде стран, растворенный алюминий проявляет значительную биохимическую активность, вытесняя из молекул некоторых ферментов такие важные для жизни элементы, как магний, кальций, железо. В результате нарушается ход многих биохимических процессов в организме.

Каким образом алюминий может попасть в организм человека и других животных?

Вопросы.

1. Охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе химических элементов, в электрохимическом ряде напряжения металлов.

2. Алюминий относится к достаточно активным металлам, но на воздухе он легко хранится. Как вы это объясните?

3. Почему в алюминиевой посуде нельзя варить борщ, варенье из кислых ягод и фруктов, хранить молоко?

4. Как связано увеличение содержания алюминия в организмах растений и животных с кислотными дождями ?

Слайд 9 Алгоритм работы с кейсом

Слайд 10 Работа в группах

Слайд 11 Релаксация

Слайд 12 Анализ содержания кейса

Слайд 13 Подведение итогов. Формулировка выводов.

Домашняя работа (каждый учащийся получает лист с утверждениями, которые нужно или подтвердить или опровергнуть, привести аргументы).

Верю, не верю….

Алюминий – один из 7 металлов древности?

(Рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренную соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огне). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю чашу из металла – лёгкого, не похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми.

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.

Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так ка этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм где и накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.

После окончания школы за отличную учебу и поведение вас могут премировать алюминиевой кружкой?

Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины.

Категория: Шевакова Н.Л.

Copyright © 2014 МБОУ Исаевская ООШ  Rights Reserved.







































Алюминий


07.03.2011, 11:46:27

Цель: Рассмотреть природные соединения алюминия, важнейшие свойства и изучить практическое значение

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о природных источниках, свойствах и применении алюминия.

  • Развивающая: умение работать с различными источниками информации, объективной оценки событий и самооценки .

  • Воспитывающая: формирование коммуникативных качеств и чувства ответственности, аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: проблемный

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Обеспечение занятия: раздаточный материал, Al металлический, неметалл – окислитель: сера, бром, кислород, растворы H2SO4, HCl, NaOH колбы, пробирки, электрическая лампочка, ключ, медная и алюминиевая пластинки.

Структура урока:

1-й этап – организационный.
2-й этап – вызов.
3-й этап – осмысление.
4-й этап – рефлексия.

Ход урока

1-й этап. Организационный Создание комфортной обстановки и положительной мотивации. Деление участников на 6 групп.

Здравствуйте ребята, я рада встречи с вами. Видя ваши доброжелательные лица и хорошее настроение, смею надеяться на успешное и плодотворное сотрудничество. Проверяем готовность к уроку .Достаю черный ящик с алюминиевой вилкой внутри.

«Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед, 
Вещь незаменимая. 
Вещь необходимая. 
Если мы садимся кушать, 
Тот предмет нам очень нужен
Из чего же сей предмет
Серебристо-белый цвет
Вам позволит дать ответ.”

Записываем тему урока.

2-й этап – Вызов. Используя «Пометки на полях” прочитать текст и материал учебника по работе каждой группы с материалом (природные ресурсы, строение атома, тип химической связи, тип кристаллической решетки; физические свойства алюминия, химические свойства алюминия, получение, применение) и сделать пометки на полях (работа в группах 10 мин)

Ребята ,запишите в тетради все, что вы знаете об алюминии. (1–2 мин.)

А сейчас обсудите то, что вы записали по данной теме, что хотели бы узнать. Выделите моменты совпадения и несогласия. (1-2 мин). После истечения времени составляем список идей, записываем на доске не повторяя вышеизложенные факты..

На доске записываются все верные и неверные гипотезы. Составляем кластер. Неверные гипотезы исключаем.

3-й этап – Осмысление. Заполняем сплетенную «Паутинку” полученными фактами на доске. Фронтальная беседа.

https://festival.1september.ru/articles/590195/img1.gif


Задание: Назовите соединения алюминия о которых вы узнали из информационного источника

Составление кластера.

Строение Al. Порядковый номер – 13. Значит заряд ядра +13. Количество отрицательно заряженных электронов находится на трех энергетических уровнях: соответственно на первом – 2; на втором – 8; на третьем – 3. Электронная формула:1s2 2s22p63s23p1. Отсюда следует, что число возможных химических связей равно – 3.Степень окисления +3. Высший оксид – Al2O3 является амфотерным, т.е. оксиду алюминия соответствует основание Al(OH)3 и ортоалюминиевая кислота H3AlO3

Парная лабораторная работа: Возьмите алюминиевую проволоку, рассмотрите её, попробуйте изменить форму. На основании наблюдения и жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства и опишите их. В случае затруднения поставьте знак вопроса.

По окончании самостоятельной работы учитель дополняет ответы.

Демонстрационный опыт на теплопроводность:

В лапке штатива горизонтально закрепляем алюминиевую проволоку, к ней пластилином прилепляем две спички. Конец проволоки нагреваем в пламени спиртовки. Через некоторое время спички по очереди падают.

Вывод: Al – проводит тепло.

Демонстрационный опыт на электропроводность:

Собирается цепь из трех предметов: источника тока, потребителя и включаю пластинку в ключе, замыкающую цепь заменяем на Al проволоку. При замыкании цепи лампочка загорается.

Вывод: Al проводит электрический ток.

Физические свойства: Твердое вещество серебристо-белого цвета: плотность – 2,7 г/см3, Т кип = 2500 оС; Тпл.660 оС . Высокая пластичность – прокатывается в фольгу. Электро- и теплопроводен, обладает высокой теплоотражательной способностью.

Химические свойства:

Инструкция по технике безопасности:

  1. Соблюдайте осторожность при работе с химическими реактивами.

  2. При нагревании сначала прогревайте всю пробирку. Направляйте её отверстие в сторону от себя и соседей.

  3. При работе со спиртовкой соблюдайте осторожность ,берегитесь огня.

Парная лабораторная работа

Задание 1. Составьте уравнения реакции с простыми веществами: кислородом , бромом, серой. К полученному веществу в последней реакции добавьте воду. Закончив работу, напишите уравнение фломастером на листе бумаги и поднимите вверх. Объясните к какому типу химических реакции относятся данные реакции.

  1. 4Al + 3O2=2Al2O3

  2. 2Al + 3Br2=2AlBr3

  3. 2Al+3S=Al2S3

  4. Al2S+6H2O=2Al(OH)3 +3H2S

Задание 2. В две пробирки аккуратно положите два кусочкам алюминия .К первой добавили + 1 мл HCl, а ко второй 1 мл H2SO4 (конц). Подогрели. Объясните наблюдение. Составьте уравнение химической реакции на доске.

2Al + 6HCl = 2AlCl+ H2

2Al + 6 H2SO4(конц)=Al2(SO4)3 + 3SO+ 6H2O

Задание 3. К двум кусочкам алюминия прилили 1 мл гидроксида натрия. Подогрели. Объясните наблюдение. Составьте уравнение химической реакции на доске.

2Alо + 2NaOH + 6H2O = 2Na(Al(OH)4) + 3H2

Задание 4. Напишите реакцию восстановления железа из железной окалины с помощью алюминия. К какому типу относится данная химическая реакция?

8Alо + 3Fe2O= 4Al2O3 + 9Fe

Задание 5. Уравняйте уравнение разрушения оксидной пленки амальгамой ртути.

3HgCl2 +2 Al = 2 AlCl3 + 3 Hg

2Al + 6 H2O = 2 Al(OH)3 + 3H2

Вывод: Алюминий обладает восстановительными свойствами при взаимодействии с неметаллами и оксидами металлов, проявляет амфотерные свойства, при разрушении оксидной пленки реагирует с водой.

Парная работа.

Применение:

  1. в электоротехнике;

  2. самолето,пароходо, автомобилестроении;

  3. термической сварки;

  4. в строительной промышленности (стеклопакеты и т.д.);

  5. для получения редких металлов и в свободном виде;

  6. для получения сплавов с антикоррозионными свойствами.

Получение:

Оксид алюминия растворяют в расплаве криолита Na3AlF6 c использованием графитовых электродов .Метод энергоемкий поэтому в России заводы по получению алюминия находятся на Урале, Западной и Восточной Сибири вблизи ГЭС или ГРЭС. Это Хакасский, Новокузнецкий, Братский, Красноярский металлургические комбинаты. Чистый алюминий плавится при 2050оС.не растворяется в воде ввиду наличия оксидной пленки. В результате электролиза температура понижается до 1000оСВ присутствии AlF3получается технический алюминий. Образуется AlF (одновалентный), который легко возгоняется и распадается при 800оС получается чистый алюминий.

Стадия рефлексии: Обсуждение результатов. Составление эссе об алюминии или сиквейна.

  1. Одним словом (сущ.) выразите тему сегодняшнего урока,

  2. подберите к этому слову два прилагательных,

  3. подберите три глагола,

  4. составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова,

  5. подберите синоним этому слову.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание. Изучить параграф, стр. №

**Составить рекламу алюминия. **Решить задачу: Дан сплав алюминия с медью массой 270 г и массовой долей меди 20%. Теоретический выход водорода составил 85%. Вычислить массу алюминия и практический выход водорода, если сплав взаимодействует с водным раствором едкого натра.

https://s23.ucoz.net/img/ma/cv.gif









Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса на тему «Металлы и экология»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: