Конспект урока для 9 класса «Азот. Положение в периодической системе и свойства»


Кульметенова Айнагуль Саматовна

учитель химии, І категории

стаж работы: 12лет

Калиновской средней школы

Кобдинского района

Актюбинской области

Дата: 22.11.14

Класс: 9 «б»

Тема урока: Азот. Положение в периодической системе и свойства.

Цели урока:

Обучающая: Объяснить с позиции строения атома в ПСХЭ Д.И.Менделеева, характеристики атома азота, свойства, применение, биологическая роль.

Развивающая: Развивать знания и умения учащихся; прогнозировать химические свойства веществ по их формулам; пользоваться знаниями о строении и свойства веществ для описания способов их получения и применения.

Воспитывающая: Развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и применять полученные знания на практике.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; схемы.

Межпредметная связь: биология, история, экология.

Тип урока: Новая тема.

Метод урока: Комбинированный.

Девиз урока:

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».

Сенека

План урока:

І. Организационный момент. (психологический настрой: тренинг, флеш-тренинг);

ІІ.Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний – «Снежный ком»);

ІІІ. Новая тема. (самостоятельное изучение и обсуждение в группах с помощью стратегии «ДЖИГСО»)

1 группа:

а/ «Азот. Положение в периодической системе и свойства»

б/ Получение.

2 группа:

в/ Физические свойства.

г/ Химические свойства

3 группа:

д/ Биологическое значение.

е/ Применение.

ж/ Закрепление ЗУН «Мозговая атака», «Перестрелка»

з/ Домашнее задание: 17 (58-60);

Рефлексия

е/ Оценки за урок:

Ход урока:

І. Организационный момент:

— Здравствуйте, дорогие ребята.

-Садитесь. Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим и обобщим пройденный материал. Для этого, вам, потребуется ответить на вопросы, пройденного материала, написать химический диктант, уравнения химических реакций и решить расчетные задачи.

А. /Вопросы для устного опроса:

1. Степени окисления серы.

Ответ: -2, +4, +6.

2. Аллотропные видоизменения серы.

Ответ: 3- ромбическая, пластическая, моноклинная.

3. Кислородсодержащие соединения серы.

Ответ: оксид серы (), оксид серы(), сернистая кислота, серная кислота и их классификация.

4. Сера типичный НеМе она проявляет как

Ответ: восстановительные, так и окислительные свойства.

5. Серная кислота по основности является —

Ответ: двухосновная сильная кислота

6. Соли серной кислоты?

Ответ: Сульфаты.

7. Физические свойства серы. Применение.

Ответ:

Оценочный лист графического диктанта на тему: «Сера»


Вопрос

Ошибки

Оценка

6

«5»

6

1-2

«4»

6

3

«3»

6

4

«3»

6

5-6

«2»



Задача №1

4FeS+11O2 2Fe2SO3+8SO2. Сколько молей потребуется для получения 64г. по этой реакции.

Дано: Решение:

m (SO2)=64

FeS-

m (FeS)-? Ответ:

А) 0,4 моль

В) 0,5 моль

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Составление таблиц сложения и вычитания числа 9. Разностное сравнение длин отрезков"

С) 3,2 моль

Д) 6,0 моль


Задача №2

При взаимодействии концентрированной серной кислоты с цинком кислота восстанавливается до оксида серы ().Сколько граммов оксида серы образуется при взаимодействии цинка с раствором серной кислоты, содержащей 245г. вещества?

Дано: Решение:

m (H2SO4) =245гр

Zn


m (SO2)-? Ответ:




Новый материал:

Итак, мы обобщили пройденный пройденный материал теперь мы приступаем к изучению новой темы, а тема нашего урока

«Азот. Положение в периодической системе и свойства».

-Здесь мы познакомимся с многообразием азота. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.

Азот был открыт в 1772г. Шотландским химиком Д. Резерфордом впервые описал свойства газа той части воздуха,т которая не поддерживала дыхания и горения. Французкий химик А. Лавуазье, доказавший, что открытый Резерфордом газ является самостоятельным элементом, назвал его азотом – безжизненным – от греч. Отрицательной частицы «а» и слова – живой. Термин «азот», укоренившийся только в русском и французском языках, был заменен французским химиком Ж. Шапталем на от греч. –селитра и –рождающийся. Английское название этого элемента , немецкое- (удушающее вещество).

Азот- элемент 2-го периода главной подгруппы Ү группы Ү А, порядковый номер 7. В ядре атома находятся 7 протонов и 7 нейтронов А 14, общее число электронов 7. Эти электроны расположены на двух энергетических уровнях следующим образом:

Поэтому азот в соединениях трехвалентен, в основном состоянии степени окисления азота -3, 0, +3; соответствующие этим степеням соединения: NH.N.NO

Из-за отсутствия d–орбитали у атома азота, при образовании химических связей один электрон с 2s-орбитали смещается к более электроотрицательному элементу, при этом азот проявляет степень окисления +1, далее +2, +3, +4, +5.

Соответствующие этим степеням окисления соединения:

NH3, N2, N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5.

Из этих оксидов являются несолеобразующими оксидами. Остальным оксидам соответствуют кислоты: азотистая-НNO2, азотная –HNO3.

Получение. В промышленности азот получают ректификационным ректификация – очищение разделением сжиженного воздуха.

t(O2)= -185

t(N2)= — 196

Физические свойства.

Азот-газ без цвета и запаха, по объему составляет 78% воздуха; (воздух)=0,97, ()=14, плохо растворяется в воде, не поддерживает горения и дыхания. В молекуле азота два атома соединены между собой тройной связью, поэтому молекула азота неактивна.

Азот в обычных условиях не взаимодействует даже с кислородом воздуха, эта реакция идет при электрическом разряде:

Природные соединения азота: чилийская селитра NaNO3, индийская селитра KNO3.

Строение молекулы азота

Химические свойства

Свежие документы:  Конспект классного часа для 2 класса "Удивительное рядом"

В химических реакциях азот проявляет и окислительные, и восстановительные свойства. При взаимодействии с кислородом и фтором азот проявляет восстановительные свойства; а с фосфором, алюминием и водородом – окислительные.




NH3 NO NF3



N



AlN

Биологическое значение. Азот является жизненно важным элементом, так как входит в состав белков и НК. Непосредственно из воздуха его способны усваивать лишь некоторые бактерии, а все другие организмы усваивают только соединения азота. Растения извлекают азот из почвы с неорганическими веществами-нитратами и солями аммония. Животные усваивают органически связанный азот при потреблении животной и растительной пищи. Человек потребляет азот при приеме азотсодержащей пищи. В организме животных содержании азота составляет от 1-10%, в организме человека – до 3 %, в роговице глаза, шерсти – до 15 %.

Применение. Азот используют в химическом синтезе для создания инертной среды. Его применяют в основном для получения аммиака и азотных удобрений. В электротехнике и других отраслях промышленности он используется как инертная среда (для заполнения электрических лампочек, при перекачке горючих жидкостей и т.д.). Жидкий азот используется в качестве охлаждающего реагента. Соединения азота находят применение в производстве минеральных удобрений

Закрепление ЗУН:

1. распространение азота в природе?

2. Физические свойства азота?

А теперь, ребята если у вас нет вопросов по новой теме, то закрепим знания. Откройте страницу 75 вашего учебника. А теперь послушайте внимательно, мы с вами напишем графический диктант по теме «Азот»

1.Химический знак азота .

2. Молекулярная формула – Н

3.Относительная атомная масса азота – 14

4. Азот в ПСХЭ Д.И.М находится в периоде А .

5. Азот реагируя с металлами образует нитраты.

6.В промышленности азот получают разделением сжиженного воздуха.

7Термин «азот» в переводе с греч.безжизненный.

8. Азот твердое вещество желтого цвета.

9. В состав воздуха входит 78 % азота.

10. Азот был открыт в 1972 году

Ответ:

/—-1—-/—-2—-/—3—/—4—-/—5—/—-6—/—7—-/—8—-/—-9—-/—-10—/

(—-) – нет

да

Ответ:

10 / 0 — «5»;

10 / 2 – 10 / 3 — «4»;

10 / 4, 10 / 5, 10 / 6 – «3»

10 / 7, 10 / 8, 10 / 9, 10 / 10 –«2»;

Рефлексия:

-А теперь, ребята, заполните таблицу ЗУХ (с помощью заклеивания стикеров…)

Знаю

Умею

Хочу знать






Домашнее задание: 17 (58-60);

Оценивание: суммативное и формативное /жетон, взаимооценивание, самооценивание, «3 хлопка», «2 звезды и одно пожелание»;

-Вот и заканчивается наше занятие и закончить его хочется высказыванием великого русского ученого Д.И.Менделеева:

Свежие документы:  Конспек урока химии по теме "Целлюлоза" 10 класс

«Посеянное на поле научном, взойдет на пользу народа».

-До свидания до следующего урока.





























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: