Конспект урока химии в 8 классе по теме «Составление химических формул по валентности»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»

Тальменского района Алтайского края






Конспект урока по химии в 8 классе



«Составление химических формул по валентности»





Подготовил учитель химии:

Зарубин Евгений Павлович









Тальменка

2013

Образовательные результаты:


Личностные:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;

— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;

— формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;

— освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.


Метапредметные:

— формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;

— формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;

— формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;

— способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;

— формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;

— формирование умений вести диалог.


Предметные:

— формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.



Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.


Средства обучения: ведение проблемного диалога, взаимооценивание письменных ответов, раздаточный материал, учебник, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.

Схема урока.


Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые учебные действия

предметные

универсальные

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.


Личностные:

— самоорганизация;

Коммуникативные:

— умение слушать;

2. Целеполагание и мотивация

1. Учитель зачитывает классу три загадки

(с доски или со слайда) и просит отгадать, что это:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?


Очень добродушная,

Мягкая послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.


2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.



3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.


4. Постановка проблемы.

Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные)

— Ребята, задание было одно?

— А какие получились результаты?

— Как вы думаете почему?




— Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl. Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?


5. Постановка цели.

— Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?








Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме: Ax By

6. Определение темы урока.

— Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?



Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.



7. Мотивация.

— Молодцы, ребята!

Перед изучением данной темы я хочу рассказать вам притчу Сократа «О путниках с камнями».

Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил:

— Меня заставили тащить эти проклятые камни в город.

Второй сказал с улыбкой:

— А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью.

Третий с радостью ответил:

— Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!


-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.


Отгадывают загадки, говорят, что это вода.














Записывают в тетрадях возможную химическую формулу воды.




Записывают разные варианты получившихся формул на доске.





Отвечают, что одно.

— Разные.

— Знаем, что вода состоит из атомов Н и О, но не знаем в каком соотношении.





— Наверняка нет.


Обсуждают в группах, спикер высказывает мнение группы, что должны научиться составлять химические формулы веществ.














Предполагают, что тема урока «Составление химических формул».


Записывают в тетрадь тему урока «Составление химических формул по валентности».


Слушают притчу и определяют, в роли какого путника они хотели бы оказаться, переносят ассоциацию на химические знания.

Умение записывать знаки химических элементов, составлять из них химическую формулу вещества.

Личностные:

— установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить;

— саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий.


Познавательные:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— доказательство своей точки зрения;

— осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

— умение сформулировать проблему;

— развитие знаково-символических действий на этапе фиксирования цели урока в знаковой форме;


Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог;

— участие в коллективном обсуждении проблем;

— умение сотрудничать в группе со сверстниками;

— умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности;

— умение договариваться и приходить к общему мнению;

— умение точно выражать свои мысли.


3. Планирование деятельности

— Как мы будем достигать поставленной цели?

Учитель изображает на доске треугольник, поделённый горизонтальными линиями и, выслушивая предложения учащихся, фиксирует план действия снизу вверх.

Треугольник снизу вверх заполнен следующими фразами:

— вспомнить знаки элементов;

— повторить валентность;

— узнать правила составления формул;

— выполнить упражнения.

На вершине данного треугольника закрепляет рисунок мудрой совы


и желает всем ребятам достичь этой высоты.

Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить знаки химических элементов и значение валентности; узнать правила, как составлять химические формулы; закрепить полученные знания, выполняя упражнения.


Личностные:

— умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?


Регулятивные:

— умение составлять план и последовательности действий.


Познавательные:

— осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

— умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели;

— умение строить логическую цепь рассуждений.


Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение слушать и вступать в диалог;

— умение точно выражать свои мысли.


4. Реализация намеченного

1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение «Установи соответствие», раздав листы с заданием на парты

(или с доски, или со слайда):

Вариант I.

1. H а). магний

2. Na б). алюминий

3. Al в). водород

4. S г). сера

5. C д). хлор

6. Mg е). углерод

7. Cl ж). натрий


Вариант II.

1. O а). цинк

2. K б). калий

3. Fe в). фосфор

4. P г). фтор

5. N д). кислород

6. Zn е). азот

7. F ж). железо


Далее учитель просит учащихся в парах обменяться своими работами, проверить упражнение по ключу ответов и поставить друг другу оценки.


На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания.


Вариант I.

1в, 2ж, 3б, 4г, 5е, 6а, 7д

Вариант II.

1д, 2б, 3ж, 4в, 5е, 6а, 7г.


Критерии оценивания:

нет ошибок – оценка «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

более 4 ошибок – «2».

После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, что такое валентность, как записать значение валентности, для каких элементов она постоянная, как определить значение валентности по ПС, понятие высшей низшей валентности.

На доске оставляет опорные фразы: валентность, как записать, постоянная, определяю по ПС, высшая, низшая.


Затем учитель организует краткое обсуждение данных вопросов.




2. Правила составления химических формул.

Учитель фиксирует алгоритм составления формулы на доске:

а). запишите символы химических элементов РО

б). обозначьте валентность каждого элемента: V II

Р О

в). найдите наименьшее общее кратное (НОК): V II

Р О [10]

г). разделите НОК на валентность каждого элемента: [Р] 10: V = 2

[О] 10: II = 5

д). расставьте индексы справа внизу (индекс «1» не пишут): Р2О5


Учитель предлагает ребятам на доске индивидуально составить формулы веществ, состоящих из элементов SO и NaO.






Далее учитель записывает на доске формулу РН3 , зная, что валентность водорода равна одному, просит учащихся определить валентность фосфора.



— В первом примере Р2О5 валентность фосфора была равна пяти, а в этом примере – трём. Как же узнать в каком случае, какую валентность нужно указать?

После этого учитель организует работу в группах, для этого: комплектует группы по месту учащихся, напоминает правила групповой работы. Раздаёт листы со следующей информацией:



а). у неметалла с кислородом валентность высшая: V II

Р2 О5

б). у неметалла с водородом валентность низшая: III I

Р Н3

в). у неметалла с металлом валентность низшая: II I

Ca Cl2

г). у металлов первых трёх групп валентность часто совпадает с номером группы (исключение Cu и Hg они проявляют и I, и II валентность):

I I II II III II

KCl ZnO Al2O3

д). при совпадении валентности формула не изменяется: II II

MgO

В названии веществ, образованных элементами с переменной валентностью, пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например,

II

CuO — оксид меди (II)

I

CuO — оксид меди (I).

После этой информации для каждой группы на этом же листе предложено своё задание по составлению формул веществ, состоящих из элементов:

1 группа: ClO, NH, MgF.

2 группа: NO, HS, AlCl.

3 группа: CO, HF, ZnCl.

4 группа: HCl, ZnO, NaS.

5 группа : CaO MgCl HSe


Затем учитель предлагает от каждой группы представить результат выполненного задания на доске.

При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.


— Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились.


Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить упражнение. Если вы выполните его верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.


Выполняют упражнение индивидуально.






















Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценки друг другу в тетради.















Работая в парах, вспоминают понятие валентности, как её изображают и определяют по ПС, называют элементы с постоянной валентностью. Рассказывают, как определить высшую и низшую валентность элемента.

После работы в парах фронтально проговаривают ключевые моменты.






Записывают алгоритм составления формулы в тетрадь.













Два ученика записывают на доске формулы веществ: SO3, Na2O

и объясняют, как они их составили, остальные переносят эту запись в тетрадь.


Используя информацию прошлого урока, определяют, что валентность фосфора равна трём.


Отвечают, что нужно знать ещё дополнительные правила.


Знакомятся с информацией, работая в группах. Узнают, в каком случае элемент проявляет высшую или низшую валентность.




































Составляют химические формулы веществ, организуют обсуждение в группе по правильности написания формулы. Представляют свои результаты на доске.

Записывают в тетрадь формулы веществ, предложенные в заданиях других групп.




Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана.

Умение соотнести знак химического элемента с его названием.

Актуализировать знания о валентности химических элементов.

Умения составлять формулы бинарных химических веществ.

Личностные:

— адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

— умение освоить содержание;


Регулятивные:

— умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

— умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

Познавательные:

— выделение необходимой информации;

— умение осознанно построить речевое высказывание;

— умение извлечь из предложенного материала важной и второстепенной информации;

— самостоятельное использование правил для составления химических формул веществ;

Коммуникативные:

умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра;

— умение слушать и вступать в диалог;

— умение сотрудничать в группе со сверстниками;

— умение договариваться и приходить к общему мнению;

— умение точно выражать свои мысли.


5. Контроль и оценка

Учитель предлагает по вариантам задание по составлению химических формул веществ, состоящих из элементов:

Вариант I. III

KS, NaCl, ZnO, LiO, FeCl



Вариант II. II

KO, NaH, KBr, LiS, FeCl

(Задание указано на доске или на слайде)

Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов.

На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания:

Вариант I.

K2S, NaCl, ZnO, Li2O, FeCl3


Вариант II.

K2O, NaH, KBr, Li2S, FeCl2

Критерии оценивания:

нет ошибок –«5»;

1 ошибка – «4»;

2-3 ошибки – «3»;

4-5 ошибок – «2».


— Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятёрки и четвёрки похлопайте в ладоши.

— Я рад за вас и тоже вам аплодирую!

— Не забудьте перед уходом сдать тетради и по итогам двух работ (в начале урока и сейчас) вы получите оценку в журнал.


Индивидуально выполняют предложенное задание.








Обмениваются в парах тетрадями и производят взаимопроверку работ пор ключу ответов.













В классе раздаются аплодисменты.







Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

— адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

— умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;


Регулятивные:

— умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

— умение сосредоточиться на выполнении задания.


Познавательные:

— умение самостоятельно и осознанно выполнить задание;


Коммуникативные:

— умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания;

— умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра.

6. Рефлексия

Учитель обращает внимание ребят на знаковую фору записи цели урока Ax By и организует рефлексию:


— Достигнута ли цель урока?

— А сейчас запишите формулу вещества, состоящего из атомов

Н и О. Объясните, почему формула записывается Н2О.

— Прочитайте хором состав вещества

— Запишите и объясните формулу поваренной соли NaCl.

— Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?


— Ребята, мы начинали наш урок с загадок о воде, и закончить его предлагаю тоже с водой.


Учитель приглашает ребят к своему столу, на котором стоит чаша с водой (можно кристаллизатор) и два подноса: один с маленькими бумажными корабликами, другой с камешками – галькой.

— Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях,


то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).


— Ребята, мне повезло наблюдать сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить упражнение.

Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока, правильно записывают в тетрадь Н2О, произносят вслух «Аш два о».

Видят со схемы на доске, что план действий осуществлён.











Подходят к столу учителя и «голосуют» с помощью корабликов и камешек.








Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

— умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»


Регулятивные:

— умение сравнить результат своих пошаговых действий с заданным эталоном-образцом;

— умение осознать учеником, как хорошо он научился составлять химические формулы, или чем ещё предстоит овладеть, чтобы научиться их составлять.


Познавательные:

— умение провести рефлексию деятельности на уроке.


Коммуникативные:

— умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог.

7. Домашнее задание

— Запишите домашнее задание в дневник

§12, с.34-35, упр. 5 с. 37.

Кроме этого учитель предлагает выполнить следующее задание по желанию:

— Найдите в дополнительной литературе (или иных источниках) формулы веществ, имеющих название: углекислый газ, глинозём, кварц, негашёная известь, цинковая обманка и докажите, опираясь на полученные знания, что их формулы записаны верно.

— Я был рад встрече с вами, спасибо. Урок завершён.


Записывают параграф и упражнение в дневник, определяют для себя объём задания.


Личностные:

— умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.


Познавательные:

— умение осуществить необходимый поиск информации.



Коммуникативные:

умение слушать и задать вопросы.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Качественные реакции кислородсодержащих органических соединений"












Используемая литература


  1. Гара Н.Н. Программы образовательных учреждений. Химия 8-11 классы. — М.: Просвещение, 2008.

  2. Князева М.В. Химия. 8 класс поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.



5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: