Конспект урока на тему «Физические и химические явления»


Алексахина Елена Николаевна,

учитель химии и экологии

МОУ«Саловская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия


«Физические и химические явления»

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

4. Способствовать патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

На демонстрационном столе:

свеча, FeCL3, КCNS, K2Cr2O4, Mg, C2H5OH, , пробирки, лабораторный штатив, асбестовая сетка, , стеклянная палочка, лучинка, спички, спиртовка.

На столах учащихся: лотки для проведения опытов FeCL3, КCNS, пробирки, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор HCL, кусочки мела CaCO3,

Презентация урока.

1. Организационный момент

2.Мотивационно-ориентационный этап.

Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Зажженная свеча».На столе зажигается свеча.

Учитель зажигает на столе свечу и говорит слова Майкла Фарадея «Я,  собираюсь  изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.(слайд 1). А на уроке мы конечно будем говорить о веществах а ведь

В природе с момента ее зарожденья:
Всегда с веществами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали бы: “Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное их различать


«Физические и химические явления»- тема нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока.

Итак сегодня мы должны: (слайд 2)

определить сущность физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

познакомиться с видами химических реакций

рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

.отметить значение химических реакций

Это будет планом нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Преступим к реализации нашего плана и помочь нам определить сущность физических и химических явлений простейший опыт: разрезание листа и сжигание листа (демонстрация).Чем первое явление отличается от второго?

(ответы детей)

Физические явления — это явления: происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Химические явления — это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул , в результате которых из одних веществ образуются другие.

При изучении химии нас конечно же нас будут интересовать явления химические , они имеют определенные признаки Как их можно определить? С помощью эксперимента! На ваших столах имеются инструктивные карты и необходимый набор реактивов. Перед его выполнением я напоминаю о необходимости соблюдения правил техники безопасности.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Подготовка к рождеству»

Выполнение лабораторных опытов.(слайд 3)

1) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS.

Что наблюдаете?


б) раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH.

Что наблюдаете?


г)в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора HCL .

Что наблюдаете?


в)к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL.

Что наблюдаете?


Демонстрация «Вулкан»


Микроитог: Признаки химических реакций(слайд 4)


1.Изменение цвета

2. Выделение газа

3. Выделение газа

4. Растворение осадка.

5. Выделение света, тепла

6.Изменение вкуса и запаха.


Угадайка?

Демонстрация слайда: Какой признак химической реакции показан на предложенном рисунке.(слайд 5)


Последняя картинка «Горящая свеча»

А ведь горящая свеча это универсальный объект, глядя на неё можно наблюдать, как физи ческие, так и химические явления.(слайд 6).

И вообще, горящая свеча это удивительный объект. Имеет место такой исторический факт. Во время Великой Отечественной войны , которая длилась в период с 1941по1945г.,одной из самых страшных войн, когда советский народ, защитил весь мир от фашизма, врачи также исполняли свой долг. Очень часто им приходилось проводить операции в походных условиях и инструменты обрабатывали ,прокаливая их над огнем. Огонь-целитель! Он обеззараживает все ! И такими инструментами делались операции. Значит можно смело сказать, что вместе с воинами освободителями горящая свеча ковала Великую Победу 65-летие которой, мы отмечаем в этом году.

Много интересного можно рассказать о пламене свечи. Подготовить сообщение на тему

« Огонь друг или враг» я поручаю тому, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие химического кружка мы это обсудим.

А сейчас, свеча поможет нам познакомиться с видами химических реакций по тепловому эффекту. При горении выделяется свет и тепло.(слайд№7)

Внимание, новое понятие:

Реакции идущие с выделением тепла называются Экзотермическими.

Реакции идущие с поглащением тепла называются Эндотермическими.


(слайд№8)

Изучены реакции химические
Экзотермическими и эндотермическими.
Они, как противники энергетические, –
Экзотермические и эндотермические.

Эндо – тепло подавай скорей,
Как в дом зимой тепло батарей.
Экзо – тепло само принесло,
Как будто бы лето к тебе пришло.

Эти стихи я подарю тому кто любит стихи больше химии, а в замен жду на следующий урок, сочиненный тобой стих о зкзо -и –эндотермических реакциях.

Пришло время рассмотреть условия возникновения и протекания реакций.

(самостоятельная работа с учебником).

Микроитог: Отчет о прочитанном.

Свежие документы:  Стандарт II поколения и естественно-научные предметы

Отметить значение химических реакций а хочу процитировав слова русского химика, лауреата Нобелевской премии Н.Н.Сесенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.» (слайд№9)

Сегодня мы приступили к изучению одной из главных тем химии, знание которой, позволит сделать нашу жизнь лучше.

Намеченный в начале урока план реализован. Пришло время подводить итоги.

IV. Закрепление.

Что узнали на уроке.(Ответы детей)


Вывод по уроку.


V. Итог (выставление оценок)


Проверка знаний учащихся. (Рейтинговая система оценки)



1.Что общего и чем различаются физические и химические явления? (3 балла)


2.Перечислите признаки химических явлений. (3 балла)

3.Какие химические реакции называются эндотермическими,

экзотермическими ? (3 балла)


4.Какие условия необходимы для протекания реакций?

(3 балла)


5.Графический диктант(10баллов)

Физическое или химическое явление?

кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.

6.Что не является признаком химических реакций(1балл)

1.Выделение тепла и света

2. Изменение объёма

3.Выпадение или растворение осадка

4.Изменение цвета

7. Указать тип химической реакции

а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;

б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;

в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;

г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж

8. О каком явлении идет речь? (1балл)

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
  И.Суриков

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
  С.Я.Маршак

….А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте
  Е.Ефимовский

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
  А.Ахматова

Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
  А.Кравцов

V|. Итог (выставление оценок)

Домашние задание: §26

  • Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;


  • Интернет-ресурсы





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: