Конспект урока на тему «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»


Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Цель: научить определять генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Микроцели:

— повторить ключевые понятия: «оксиды», «основания», «кислоты», «соли»;

— углубить и рассмотреть знания о взаимосвязи неорганических соединений;

— формирование естественнонаучной грамотности через воспитание самостоятельности, ответственности, коммуникабельности.

Оборудование: карточки с химическими формулами оксидов, солей, кислот и оснований четырёх цветов (для деления на микрогруппы), листы ответов, презентация.

Ход урока.

Организационный момент: приветствие учителя. Деление класса на 4 микрогруппы (по количеству классов неорганических соединений).

Учащиеся садятся на свои места.

Учитель: по какому принципу вы выбирали карточки? Что вы видите на карточках? Как вы думаете, по какому принципу я вас разделю на микрогруппы?



Учащиеся пересаживаются по сформированныммикрогруппам.

Учитель:

Как вы думаете, какой будет тема сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

( учитель проговаривает цель).

Подумайте, почему в теме урока выделено слово «основные классы»?



Задание 1. «Мозговой штурм»

Командам выдаются задания, в ходе выполнения которых составляется кластер.



А. Мама затеяла дома ремонт. Для побелки стен она использует известь. Для того, чтобы её использовать, известь помещают в металлическую ёмкость и заливают водой – гасят. Негашеная известь – это оксид кальция, а гашеная известь – гидроксид кальция.



  1. Напишите химические формулы негашеной и гашеной извести. К какому классу соединений относится гашенная известь.

  2. Запишите химическое уравнение данной реакции.

  3. Как вы думаете, почему для гашения извести нужно использовать металлическую ёмкость?

  4. К какому типу относится данная реакция?



Б. В стеклянную ёмкость налили раствор соляной кислоты и положили в неё целое сырое яйцо. Яйцо утонуло, но через некоторое время всплыло на поверхность, а потом снова опустилось на дно сосуда. И так повторилось многократно.



  1. Почему яйцо всплывало, а потом тонуло? Запишите химическую формулу выделяющегося вещества. К классу соединений оно относится?

  2. Почему данный процесс повторился несколько раз?

  3. В состав яичной скорлупы входит карбонат кальция.

  4. К какому типу относится данная реакция? Запишите уравнение реакции данного процесса.



В. У вас на столе стоит стакан с дистиллированной водой. Прилейте к ней немного лакмуса синего. У каждого есть трубочка для коктейля. Сделайте глубокий вдох и по очереди выдохните через трубочку воздух в стакан с водой. Повторите процедуру три раза.



  1. Что вы наблюдаете?

  2. Какой газ выделяется при дыхании? Запишите его химическую формулу.

  3. Запишите химическое уравнение данной реакции.К какому типу относится данная реакция?

  4. К какому классу соединений относится полученное вещество?



Г. Негашеная известь длительное время хранилась на воздухе без упаковки. Когда её залили водой, процесс гашения не произошёл.



  1. Как вы думаете, что случилось с известью? Почему она не загасилась?

  2. С каким веществом, входящим в состав воздуха могла вступить известь во взаимодействие? Напишите химическую формулу вещества,получившегося результате данного процесса.

  3. Запишите химическое уравнение реакции описанного процесса

  4. К какому типу относится данная реакция?

Спикер каждой группы делает презентацию ответов.



Задание 2.Стратегия «Я. Мы»

Каждому ученику в микрогруппах раздаются карточки с таблицей:

Формулы веществ

Формула вещества, полученного в задании 1:

HCl


NaOH


CaO


Na2SiO3




Запишите в верхней строке химическую формулу вещества, полученного в задании 1.

Знак «+»поставь возле формулы вещества, с которым ваше вещество вступает в химическую реакцию. А знак « — » поставь возле формулы вещества, с которым оно не взаимодействует. Напротив, в строке запишите уравнение реакции.



Ваши таблицы – это часть одной большой таблицы, которая представлена на доске.

Спикеры группы вносят полученные результаты в эту таблицу.

Сравните результат с предложенным вариантом.



Формулы веществ

1 группа



Са(ОН)2

2 группа



СО2

3 группа



Н2СО3

4 группа



СаСО3

HCl

+

+

NaOH

+

+

CaO

+

+

Na2SiO3

+

+



1.Отражает ли данная таблица химические свойства классов неорганических веществ?

2.Может ли она пригодиться вам в дальнейшем? Если да, то где? И как?



ФИЗМИНУТКА



Задание 3. Стратегия «Подумай. Объедини. Поделись»



Вернитесь к заданию № 1 и выпишите все формулы веществ из уравнений реакций, описанных процессов. Спикеры микрогрупп записывают эти формулы на доске.



Составьте из данных химических формул возможные цепи превращений. Запишите её на листе.



1.Все ли классы неорганических соединений входят в предложенную вами цепь превращения?

2.Попытайтесь объяснить смысл выражения «генетическая связь».

(через 1 минуту на доску выводится понятие «Генетическая связь»)

3.А прослеживается ли генетическая связь между классами неорганических соединений в ваших цепочках?



Осуществите вашу цепь превращения при помощи уравнений химических реакций.

Сравните свои цепочки превращений с представленной на доске.

СаО → Са(ОН)2→ СаСО3 → СО2 → Н2СО3



Задание 4.Метод «Карусель»



Каждой группе раздаются тестовые задания с одинаковым содержанием.

Ответьте на предложенные вопросы.



Тест

  1. Необходимо ли знание о генетической связи между классами веществ в жизни?

А) да

В) нет

  1. Помогут ли вам знания о генетической связи веществ при применении:

Негашеной извести

да

Нет

Гашенной извести

да

Нет

Карбоната кальция

да

Нет



  1. Какое из перечисленных веществ входит в состав живых организмов?

А) СаСl2

В) СаО

С) СаСО3

Д) Са(ОН)2



Какое значение данное вещество имеет для живых организмов?

Приведите 2 примера.



Имеет ли данное вещество практическое значение в жизни человека? Если да, то в каких отраслях народного хозяйства оно применяется?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Свой лист с ответом передайте другой микрогруппе по часовой стрелке.

Микрогруппы исправляют или дополняют ( при необходимости) ответы учащихся.

Микрогруппы защищают свои ответы.

Рефлексия.Составить схему «Кластер»



Используя материал, рассмотренный на нашем уроке, составьте схему «Кластер», которая отражает генетическую связь между основными классами неорганических соединений.



Сравните свои схемы с предложенной, исправьте имеющиеся ошибки или внесите дополнения.

Генетическая

связь





Оксиды

Кислоты

Соли

Основания



































Как по-вашему, достигли ли мы цель урока?



Каждому ученику даются кружочки.

Отразите своё настроение в виде смайлика.



Свежие документы:  Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: