Новикова Ирина Петровна
Учитель химии
МОУ Совхозная сош
Тамбовский район
Тема урока: «Гидролиз солей»
Тип урока: Изучение нового материала
<Вид ><урока: ><Проблемно-исследовательский.>
<Цель ><урока: ><Сформировать ><у ><учащихся ><понятие >гидролиза< ><солей.>
<Задачи ><урока:>
<Развивать ><у ><школьников ><умение ><пользоваться ><опорными ><знаниями, ><закрепить ><умения ><и ><навыки ><химического ><эксперимента, ><умение ><работать ><с >таблицами<, ><справочными ><материалами.>
<Развивать ><мышление, ><умение ><делать ><логические ><выводы ><из ><наблюдений ><по ><опыту. ><Научить >составлять< ><ионное ><уравнение ><реакции ><гидролиза ><солей ><по ><первой ><стадии.>
<Сформировать ><понимание ><практического >значения< ><гидролиза ><в ><природе ><и ><жизни ><человека.>
<Оборудование:>
<Реактивы: ><растворы ><солей: ><хлорид ><алюминия, ><карбонат ><натрия, ><хлорид ><натрия, ><индикаторы ><— ><лакмус, ><фенолфталеин.>
<Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов. >Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
<План ><урока>
<1. ><Повторение ><опорных ><знаний.>
<Электролиты ><и ><неэлектролиты.>
<Понятие ><степени ><электролитической >диссоциации<.>
<Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов.>
<Работа ><индикаторов ><в ><различных ><средах.>
2. <Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><результатов ><опыта.>
3. <Эксперимент ><(изменение ><цвета ><индикаторов ><в ><ра><створах ><солей).>
4. <Схема ><эксперимента ><и ><выводы ><из ><опыта.>
5. <Доказательство ><через ><уравнения ><реакции.>
6. <Определение ><понятия ><«гидролиз ><солей».>
7. <Выполнение ><упражнений.>
8. <Значение ><гидролиза ><в ><природе ><и ><практической ><деятельности ><человека.>
9. <Домашнее ><задание.>
<Ход ><урока:>
<I этап ><урока ><— ><подготовка ><к ><изучению ><нового ><материала, ><актуализация ><знаний ><и ><опыта>
<Формы ><и ><методы ><работы ><учителя> | <Виды ><деятельности ><учащихся> | |
<1. ><Опорные ><вопросы:> <• ><Какие ><вещества ><называются >электролитами< ><и ><неэлектро><литами?> <• ><Что ><показывает ><степень >электролитической< >диссоциации<?> <• ><Как ><индикаторы ><изменяют ><свой ><цвет ><в ><кислой ><и >щелочной< ><среде?> <• ><Какие ><вы ><знаете ><индикаторы?> | <Фронтальный ><опрос ><в ><форме ><беседы> <Учащимся ><предложена ><таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов> <На ><экране ><терминала ><показываем ><цвета ><индикаторов ><в ><разных ><средах> | <Устные ><ответы> <на ><вопросы ><учителя> <Объяснение >формулы< ><у ><доски. ><Запись ><на ><доске ><и ><в ><тетради> <Ученик ><проделывает> <опыт.> <Делается ><вывод ><о ><том,> <какие ><ионы ><отвечают> <за ><цвет ><индикаторов> |
<2. ><Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><данными ><хода ><эксперимента> | <Таблица ><1 >проецируется на экран | <Построение ><таблицы ><в ><тетради> |
<3. ><Проведение ><эксперимента ><учащимися ><под ><руководством >учителя | <Вместе ><с ><учащимися ><заносит ><результаты ><наблюдений ><в ><таблицу> | <Лабораторный ><опыт. ><Учащиеся ><исследуют ><изменение ><цвета ><лакмуса ><и >фенолфталеина< ><в ><водных ><растворах >солей |
<II ><этап ><урока ><— ><проблемная ><задача.> <Обсуждение ><в ><парах ><и ><группах ><класса.> <Ответ ><формулируется >учащимися
<Учащиеся ><после ><проведения ><опыта ><заносят >результаты< ><в ><таблицу ><и ><делают ><самостоятельно ><вывод, ><что ><соли ><имеют ><кислую ><и ><щелочную ><реакцию.>
<Учитель ><задает ><вопросы:>
<Какие ><ионы ><окрашивают ><лакмус ><в ><красный ><цвет?>
<Какие ><ионы ><отвечают ><за ><цвет ><индикатора ><в >щелочной< ><среде?>
<Есть ><ли ><эти ><ионы ><в ><солях?>
<Является ><ли ><вода ><электролитом?>
<На ><какие ><ионы ><диссоциирует ><вода?>
<Учащиеся ><должны ><догадаться, ><что ><они ><исследовали> <водные ><растворы ><солей.>
<Учащиеся ><делают ><вывод, ><что ><вода ><участвует ><в >гидролизе< ><и ><дает ><ионы ><водорода ><и ><гидроксогруппы, ><избыток ><которых ><изменяет ><цвет ><индикаторов. ><Записывают ><в >графу< ><«Какие ><ионы» ><в ><следующей ><таблице:>
<Лакмус> | Фенол—фталеин | <Реакция> | <Какие ><ионы> | |
<AlCl><3> | <красный> | <—> | <кислая> | <Н><+ ><>> |
<Na><2><CO><3> | <синий> | <малиновый> | <щелочная> | <OH– >> |
<NaCl> | <фиолетовый> | <—> | <нейтральная> | H+ = OH– |
<III ><этап ><урока ><— ><самостоятельный ><поиск ><информации> <в ><таблице, ><составление ><упрощенной ><схемы ><гидролиза> <солей, ><вывод ><и ><определение ><понятия ><гидролиза ><по ><схеме>
<На ><этом ><этапе ><урока ><учитель ><демонстрирует >упрощенную< ><схему ><на ><экране ><терминала ><с ><заранее >созданными< ><слайдами>
AlCl3 | | | |
| |
| |
Al(OH)3 | | HCl | |
слабое основание | | сильная кислота | Что сильнее, того и больше! |
[OH–] | < | [H+] | |
| | Кислая среда | |
<Учащиеся ><делают ><вывод ><и ><записывают ><определение, ><используя ><данную ><схему.>
<Соль, ><образованная ><слабым ><основанием ><и ><сильной >кислотой<, ><имеет ><кислую ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе ><избы><ток ><ионов ><водорода.>
<Аналогично ><составляются ><схемы ><по ><другим ><солям ><и ><делаются ><соответствующие ><выводы.>
Na2CO3 | | | |
| |
| |
NaOH | | H2CO3 | |
сильное основание | | слабая кислота | Что сильнее, того и больше! |
[OH–] | > | [H+] | |
Щелочная среда | | | |
<Соль, ><образованная ><сильным ><основанием ><и ><слабой >кислотой<, ><имеет ><щелочную ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе >избыток< ><гидроксид-ионов.>
<Далее ><учитель ><просит ><ребят ><самостоятельно >составить< ><аналогичную ><схему ><для ><хлорида ><натрия.>
<IV ><этап ><урока ><— ><формирование ><решения ><проблемы, ><обсуждение ><в ><группах ><и ><фронтальные ><ответы>
<Учитель ><обращает ><внимание ><учащихся ><на ><то, ><что >взаимодействие< ><ионов ><соли ><с ><ионами ><воды ><приводит ><к >наличию< ><в ><растворах ><солей ><избытка ><ионов ><водорода ><или ><гидроксид-ионов.>
<Делается ><вывод, ><что ><гидролиз ><— ><это ><реакция ><обмена ><между ><некоторыми ><солями ><и ><водой: ><«гидро» ><— ><вода, ><«лизис» ><— ><разложение.>
<Затем ><составляются ><уравнения ><диссоциации ><соли ><и ><воды, ><с ><помощью ><которых ><доказывается ><получение >избытка< ><ионов ><водорода ><и ><гидроксид-ионов.>
<АlСl><3>< ↔>< ><А1><3+>< ><+ ><3Сl–>
<Н><2><O ><↔ ><Н><+>< ><+ ><ОН–>
___________________________________________________________________________________________
<Al><3+>< ><+ ><3Сl– ><+ ><Н><2><O ><↔ ><АlOН><2+>< ><+ ><3Сl– ><+ ><Н><+>
<Аl><3+>< ><+ ><Н><2><O ><↔ ><АlOН><2+>< ><+ ><Н><+>
<Избыток ><ионов ><водорода ><дает ><соли ><кислую ><реакцию, >поэтому< ><лакмус ><краснеет.>
<Na><2><CO><3>< ><↔ ><2Na><+>< ><+ ><СO><3><2><–>
<Н><2><O ><↔ ><Н><+>< ><+ ><ОН–>
_____________________________________________________________________________________________________________
<2Na><+>< ><+ ><СO><3><2><– ><+ ><Н><2><O ><↔>< ><2Na><+>< ><+ ><HCO><3><– ><+ ><ОН–>
<СO><3><2><– ><+ ><Н><2><O ><↔ ><НСO><3><– ><+ >ОН–
<Избыток ><гидроксид-ионов ><дает ><соли ><щелочную >реакцию<, ><поэтому ><лакмус ><синеет, ><а ><фенолфталеин ><становится ><малиновым.>
<V этап ><урока ><— ><закрепление ><изученного ><материала>
<><На ><экран ><терминала >проецируется< ><задание:>
<• ><Какую ><реакцию ><будут ><иметь ><водные ><растворы >следующих< ><солей:>
<1 ><вариант>< ><2 ><вариант>
<а)>< ><нитрата ><цинка>< (II) ><а) ><хлорид ><меди (II)>
<б)>< ><сульфата ><калия >< >< >< >< >< >< >< ><б) ><сульфита ><натрия>
<в)>< ><сульфида ><натрия >< >< >< >< ><в) ><нитрата ><бария>
<Составьте ><упрощенную ><схему ><гидролиза ><этих ><солей.>
<Составьте ><ионное ><уравнение ><гидролиза ><этих >солей<.>
<Затем ><на ><экран ><проецируются ><правильные ><ответы ><на ><эти ><вопросы, ><а ><учащимся ><предлагается ><поменяться ><с ><соседом ><тетрадями, ><проверить ><задания ><и ><выставить ><друг ><другу ><оценки ><(или ><проверить ><и ><самим ><себе ><поставить ><оценку).>
<Учитель ><просит ><поднять ><правую ><руку ><тех >учащихся<, ><которые ><получили ><«5» ><и ><«4», ><и ><левую ><руку, ><которые ><получили ><«3».>
<Объективность ><поставленных ><оценок ><проверяется ><учителем ><после ><урока ><при ><проверке ><домашнего ><задания.>
<VI ><этап ><урока ><— ><подведение ><итогов>
<Беседа ><учителя ><с ><учащимися.>
<Учитель ><рассказывает ><о ><большом ><практическом >значении< ><гидролиза ><для ><человека, ><касаясь ><органических ><веществ: ><спиртов, ><сложных ><эфиров, ><жиров, ><мыла, ><крах<мала, ><целлюлозы, ><которые ><учащиеся ><подробно ><будут ><изучать ><в ><10 ><классе.>>
<Подводится ><контроль ><результатов ><работы ><учащихся ><на ><уроке ><с ><аргументацией ><поставленных ><оценок: >пояснением< ><активности ><их ><работы, ><правильности ><ответов ><и ><уровня ><сложности ><задания.>
<Домашнее ><задание.>
<Пользуясь ><следующей ><таблицей, ><приведите ><свои ><при><меры ><солей, ><которые ><будут ><иметь ><кислую, ><щелочную ><и ><нейтральную ><реакцию, ><и ><напишите ><к ><ним ><ионные >уравнения< ><гидролиза.>
<Сильные ><и ><слабые ><электролиты>
<Основания> | <Кислоты> | <Соли> | |
<Сильные ><α ><> ><30%> | <Гидроксиды ><щелочных ><и >щелочноземельных< ><металлов ><LiOH, ><KOH, ><NaOH, ><RbOH, ><CsOH,Ca(OH)><2><, ><Ba(OH)><2><, ><Sr(OH)><2> | <HCl,H><2><SO><4><, ><HNO><3>< ><HIO><3><, ><НI, НВг, НСlO><4><, ><HBrO><3><, ><HClO3> | <Все ><растворимые ><соли: ><хлориды, ><бромиды, ><йодиды, ><сульфаты, ><сульфиты, ><сульфиды ><щелочных ><металлов ><и ><аммония, ><нитраты ><всех ><металлов> |
<Электролиты ><средней ><силы ><3%<α<30%> | | H3PO4, H2SO3 | |
<Слабые ><α ><< ><3%> | <NН><4><ОН и все ><труднораствори><мые ><гидроксиды: ><Zn(OH)><2><, ><Cu(OH)><2><, ><Сг(ОН)3, ><Fe(OH)><2><, ><Mn(OH)><2><, ><Fe(OH)><3><, ><Ni(OH)><2><, ><Sn(OH)><2><, ><Al(OH)><3><, ><Co(OH)><2><, ><Pb(OH)2> | <H><2><CO><3><, ><H><2><S, ><HCN, ><НСlO, ><НСlO><2><, ><H><3><BO><3><, ><H><3><PO><3><, ><H><2><SiO3, ><H3AsO><4><, H><2><SnO><4> |
|
<Дополнительные ><материалы ><к ><уроку>
<О ><значении ><и ><применении ><гидролиза…>
<Гидролизу ><подвергаются ><всем ><хорошо ><известные ><органические ><вещества. ><Происходит ><это ><под ><действием ><биологических ><катализаторов ><— ><ферментов. ><В >организме< ><человека ><под ><действием ><следующих ><ферментов >происходит< ><гидролиз:>
<амилаза ><фермент>< ><крахмала>
<целлюлоза >< >< >< >< >< ><фермент ><целлюлозы>
<протеаза>< ><фермент ><белка>
<Продукты ><гидролиза ><жира ><всасываются ><ворсинками ><кишечника, ><а ><затем ><в ><организме ><образуется ><жир, ><но ><уже ><свойственный ><данному ><организму. ><Потоками ><крови ><жиры ><переносятся ><в ><другие ><органы ><и ><ткани ><организма, ><где ><накапливаются ><или ><снова ><гидролизуются ><и ><посте><пенно ><окисляются ><до ><углекислого ><газа ><и ><воды.>
<В ><промышленности ><гидролизу ><подвергаются >сложные< ><эфиры ><и ><жиры ><обязательно ><в ><щелочной ><среде. ><Та><кая ><реакция ><называется ><омылением. ><На ><этой ><реакции ><основано ><производство ><мыла, ><однако ><в ><настоящее >время< ><на ><производство ><моющих ><средств ><идут ><главным >образом< ><продукты ><переработки ><нефти.>
<В ><технике ><крахмал ><подвергают ><гидролизу ><при >взаимодействии< ><с ><разбавленной ><серной ><кислотой ><и >превращают< ><в ><глюкозу ><(это ><реакция ><Кирхгофа, ><1811 ><г.). >Продукты< ><гидролиза ><крахмала ><широко ><используются ><в ><кондитерской ><промышленности, ><медицине, ><для >технических< ><целей.>
<Продукты ><гидролиза ><целлюлозы ><— ><это ><бумага, >хлопчатобумажные< ><ткани.>
Источники материалов
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.
Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. — М., 2000 .
https://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm
https://www.xumuk.ru/encyklopedia/1047.html
8