Конспект урока на тему «Гидролиз солей»


Новикова Ирина Петровна

Учитель химии

МОУ Совхозная сош

Тамбовский район

Тема урока: «Гидролиз солей»

Тип урока: Изучение нового материала

<Вид ><урока: ><Проблемно-исследовательский.>

<Цель ><урока: ><Сформировать ><у ><учащихся ><понятие >гидролиза< ><солей.>

<Задачи ><урока:>

  1. <Развивать ><у ><школьников ><умение ><пользоваться ><опорными ><знаниями, ><закрепить ><умения ><и ><навыки ><химического ><эксперимента, ><умение ><работать ><с >таблицами<, ><справочными ><материалами.>

  2. <Развивать ><мышление, ><умение ><делать ><логические ><выводы ><из ><наблюдений ><по ><опыту. ><Научить >составлять< ><ионное ><уравнение ><реакции ><гидролиза ><солей ><по ><первой ><стадии.>

  3. <Сформировать ><понимание ><практического >значения< ><гидролиза ><в ><природе ><и ><жизни ><человека.>

<Оборудование:>

<Реактивы: ><растворы ><солей: ><хлорид ><алюминия, ><карбонат ><натрия, ><хлорид ><натрия, ><индикаторы ><><лакмус, ><фенолфталеин.>

<Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов. >Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

<План ><урока>

<1. ><Повторение ><опорных ><знаний.>

  • <Электролиты ><и ><неэлектролиты.>

  • <Понятие ><степени ><электролитической >диссоциации<.>

  • <Таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов.>

  • <Работа ><индикаторов ><в ><различных ><средах.>

2. <Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><результатов ><опыта.>

3. <Эксперимент ><(изменение ><цвета ><индикаторов ><в ><ра><створах ><солей).>

4. <Схема ><эксперимента ><и ><выводы ><из ><опыта.>

5. <Доказательство ><через ><уравнения ><реакции.>

6. <Определение ><понятия ><«гидролиз ><солей».>

7. <Выполнение ><упражнений.>

8. <Значение ><гидролиза ><в ><природе ><и ><практической ><деятельности ><человека.>

9. <Домашнее ><задание.>

<Ход ><урока:>

<I этап ><урока ><><подготовка ><к ><изучению ><нового ><материала, ><актуализация ><знаний ><и ><опыта>

<Содержание ><урока>

<Формы ><и ><методы ><работы ><учителя>

<Виды ><деятельности ><учащихся>

<1. ><Опорные ><вопросы:>

<><Какие ><вещества ><называются >электролитами< ><и ><неэлектро><литами?>

<><Что ><показывает ><степень >электролитической< >диссоциации<?>

<><Как ><индикаторы ><изменяют ><свой ><цвет ><в ><кислой ><и >щелочной< ><среде?>

<><Какие ><вы ><знаете ><индикаторы?>


<Фронтальный ><опрос ><в ><форме ><беседы>


<Учащимся ><предложена ><таблица ><сильных ><и ><слабых ><электролитов>

<На ><экране ><терминала ><показываем ><цвета ><индикаторов ><в ><разных ><средах>


<Устные ><ответы> <на ><вопросы ><учителя>


<Объяснение >формулы< ><у ><доски. ><Запись ><на ><доске ><и ><в ><тетради>

<Ученик ><проделывает>

<опыт.>

<Делается ><вывод ><о ><том,> <какие ><ионы ><отвечают> <за ><цвет ><индикаторов>

<2. ><Подготовка ><таблицы ><для ><заполнения ><данными ><хода ><эксперимента>

<Таблица ><1 >проецируется на экран

<Построение ><таблицы ><в ><тетради>

<3. ><Проведение ><эксперимента ><учащимися ><под ><руководством >учителя

<Вместе ><с ><учащимися ><заносит ><результаты ><наблюдений ><в ><таблицу>

<Лабораторный ><опыт. ><Учащиеся ><исследуют ><изменение ><цвета ><лакмуса ><и >фенолфталеина< ><в ><водных ><растворах >солей


<II ><этап ><урока ><><проблемная ><задача.> <Обсуждение ><в ><парах ><и ><группах ><класса.> <Ответ ><формулируется >учащимися

<Учащиеся ><после ><проведения ><опыта ><заносят >результаты< ><в ><таблицу ><и ><делают ><самостоятельно ><вывод, ><что ><соли ><имеют ><кислую ><и ><щелочную ><реакцию.>

<Учитель ><задает ><вопросы:>

  1. <Какие ><ионы ><окрашивают ><лакмус ><в ><красный ><цвет?>

  2. <Какие ><ионы ><отвечают ><за ><цвет ><индикатора ><в >щелочной< ><среде?>

  3. <Есть ><ли ><эти ><ионы ><в ><солях?>

  4. <Является ><ли ><вода ><электролитом?>

  5. <На ><какие ><ионы ><диссоциирует ><вода?>

  6. <Учащиеся ><должны ><догадаться, ><что ><они ><исследовали> <водные ><растворы ><солей.>

<Учащиеся ><делают ><вывод, ><что ><вода ><участвует ><в >гидролизе< ><и ><дает ><ионы ><водорода ><и ><гидроксогруппы, ><избыток ><которых ><изменяет ><цвет ><индикаторов. ><Записывают ><в >графу< ><«Какие ><ионы» ><в ><следующей ><таблице:>

<Формула ><соли>

<Лакмус>

Фенолфталеин

<Реакция>

<Какие ><ионы>

<AlCl><3>

<красный>

<>

<кислая>

<Н><+ ><>>

<Na><2><CO><3>

<синий>

<малиновый>

<щелочная>

<OH >>

<NaCl>

<фиолетовый>

<>

<нейтральная>

H+ = OH


<III ><этап ><урока ><><самостоятельный ><поиск ><информации> <в ><таблице, ><составление ><упрощенной ><схемы ><гидролиза> <солей, ><вывод ><и ><определение ><понятия ><гидролиза ><по ><схеме>

<На ><этом ><этапе ><урока ><учитель ><демонстрирует >упрощенную< ><схему ><на ><экране ><терминала ><с ><заранее >созданными< ><слайдами>


AlCl3





Al(OH)3


HCl


слабое основание


сильная кислота

Что сильнее, того и больше!

[OH]

<

[H+]




Кислая среда


<Учащиеся ><делают ><вывод ><и ><записывают ><определение, ><используя ><данную ><схему.>

<Соль, ><образованная ><слабым ><основанием ><и ><сильной >кислотой<, ><имеет ><кислую ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе ><избы><ток ><ионов ><водорода.>

<Аналогично ><составляются ><схемы ><по ><другим ><солям ><и ><делаются ><соответствующие ><выводы.>


Na2CO3





NaOH


H2CO3


сильное основание


слабая кислота

Что сильнее, того и больше!

[OH]

>

[H+]


Щелочная среда





<Соль, ><образованная ><сильным ><основанием ><и ><слабой >кислотой<, ><имеет ><щелочную ><реакцию, ><так ><как ><в ><растворе >избыток< ><гидроксид-ионов.>

<Далее ><учитель ><просит ><ребят ><самостоятельно >составить< ><аналогичную ><схему ><для ><хлорида ><натрия.>

<IV ><этап ><урока ><><формирование ><решения ><проблемы, ><обсуждение ><в ><группах ><и ><фронтальные ><ответы>

<Учитель ><обращает ><внимание ><учащихся ><на ><то, ><что >взаимодействие< ><ионов ><соли ><с ><ионами ><воды ><приводит ><к >наличию< ><в ><растворах ><солей ><избытка ><ионов ><водорода ><или ><гидроксид-ионов.>

<Делается ><вывод, ><что ><гидролиз ><><это ><реакция ><обмена ><между ><некоторыми ><солями ><и ><водой: ><«гидро» ><><вода, ><«лизис» ><><разложение.>

<Затем ><составляются ><уравнения ><диссоциации ><соли ><и ><воды, ><с ><помощью ><которых ><доказывается ><получение >избытка< ><ионов ><водорода ><и ><гидроксид-ионов.>



<АlСl><3><>< ><А1><3+>< ><+ ><l>

<Н><2><O ><><Н><+>< ><+ ><ОН>

___________________________________________________________________________________________

<Al><3+>< ><+ ><l ><+ ><Н><2><O ><><АlOН><2+>< ><+ ><l ><+ ><Н><+>

<Аl><3+>< ><+ ><Н><2><O ><><АlOН><2+>< ><+ ><Н><+>

<Избыток ><ионов ><водорода ><дает ><соли ><кислую ><реакцию, >поэтому< ><лакмус ><краснеет.>

<Na><2><CO><3>< ><><2Na><+>< ><+ ><СO><3><2><>

<Н><2><O ><><Н><+>< ><+ ><ОН>

_____________________________________________________________________________________________________________

<2Na><+>< ><+ ><СO><3><2>< ><+ ><Н><2><O ><>< ><2Na><+>< ><+ ><HCO><3>< ><+ ><ОН>

<СO><3><2>< ><+ ><Н><2><O >< ><НСO><3>< ><+ >ОН

<Избыток ><гидроксид-ионов ><дает ><соли ><щелочную >реакцию<, ><поэтому ><лакмус ><синеет, ><а ><фенолфталеин ><становится ><малиновым.>

<V этап ><урока ><><закрепление ><изученного ><материала>

  1. <><На ><экран ><терминала >проецируется< ><задание:>

<><Какую ><реакцию ><будут ><иметь ><водные ><растворы >следующих< ><солей:>

<1 ><вариант>< ><2 ><вариант>

<а)>< ><нитрата ><цинка>< (II) ><а) ><хлорид ><меди (II)>

<б)>< ><сульфата ><калия >< >< >< >< >< >< >< ><б) ><сульфита ><натрия>

<в)>< ><сульфида ><натрия >< >< >< >< ><в) ><нитрата ><бария>

  • <Составьте ><упрощенную ><схему ><гидролиза ><этих ><солей.>

  • <Составьте ><ионное ><уравнение ><гидролиза ><этих >солей<.>

  1. <Затем ><на ><экран ><проецируются ><правильные ><ответы ><на ><эти ><вопросы, ><а ><учащимся ><предлагается ><поменяться ><с ><соседом ><тетрадями, ><проверить ><задания ><и ><выставить ><друг ><другу ><оценки ><(или ><проверить ><и ><самим ><себе ><поставить ><оценку).>

  2. <Учитель ><просит ><поднять ><правую ><руку ><тех >учащихся<, ><которые ><получили ><«5» ><и ><«4», ><и ><левую ><руку, ><которые ><получили ><«3».>

  3. <Объективность ><поставленных ><оценок ><проверяется ><учителем ><после ><урока ><при ><проверке ><домашнего ><задания.>

<VI ><этап ><урока ><><подведение ><итогов>

<Беседа ><учителя ><с ><учащимися.>

<Учитель ><рассказывает ><о ><большом ><практическом >значении< ><гидролиза ><для ><человека, ><касаясь ><органических ><веществ: ><спиртов, ><сложных ><эфиров, ><жиров, ><мыла, ><крах<мала, ><целлюлозы, ><которые ><учащиеся ><подробно ><будут ><изучать ><в ><10 ><классе.>>

<Подводится ><контроль ><результатов ><работы ><учащихся ><на ><уроке ><с ><аргументацией ><поставленных ><оценок: >пояснением< ><активности ><их ><работы, ><правильности ><ответов ><и ><уровня ><сложности ><задания.>

<Домашнее ><задание.>

<Пользуясь ><следующей ><таблицей, ><приведите ><свои ><при><меры ><солей, ><которые ><будут ><иметь ><кислую, ><щелочную ><и ><нейтральную ><реакцию, ><и ><напишите ><к ><ним ><ионные >уравнения< ><гидролиза.>


<Сильные ><и ><слабые ><электролиты>



<Степень>

<электролитической>

<диссоциации>

<Основания>

<Кислоты>

<Соли>

<Сильные ><α ><> ><30%>

<Гидроксиды ><щелочных ><и >щелочноземельных< ><металлов ><LiOH, ><KOH, ><NaOH, ><RbOH, ><CsOH,Ca(OH)><2><, ><Ba(OH)><2><, ><Sr(OH)><2>

<HCl,H><2><SO><4><, ><HNO><3>< ><HIO><3><, ><НI, НВг, НСlO><4><, ><HBrO><3><, ><HClO3>

<Все ><растворимые ><соли: ><хлориды, ><бромиды, ><йодиды, ><сульфаты, ><сульфиты, ><сульфиды ><щелочных ><металлов ><и ><аммония, ><нитраты ><всех ><металлов>

<Электролиты ><средней ><силы ><3%<α<30%>


H3PO4, H2SO3


<Слабые ><α ><< ><3%>

<NН><4><ОН и все ><труднораствори><мые ><гидроксиды: ><Zn(OH)><2><, ><Cu(OH)><2><, ><Сг(ОН)3, ><Fe(OH)><2><, ><Mn(OH)><2><, ><Fe(OH)><3><, ><Ni(OH)><2><, ><Sn(OH)><2><, ><Al(OH)><3><, ><Co(OH)><2><, ><Pb(OH)2>

<H><2><CO><3><, ><H><2><S, ><HCN, ><НСlO, ><НСlO><2><, ><H><3><BO><3><, ><H><3><PO><3><, ><H><2><SiO3, ><H3AsO><4><, H><2><SnO><4>


<Дополнительные ><материалы ><к ><уроку>

<О ><значении ><и ><применении ><гидролиза…>

<Гидролизу ><подвергаются ><всем ><хорошо ><известные ><органические ><вещества. ><Происходит ><это ><под ><действием ><биологических ><катализаторов ><><ферментов. ><В >организме< ><человека ><под ><действием ><следующих ><ферментов >происходит< ><гидролиз:>

<амилаза ><фермент>< ><крахмала>

<целлюлоза >< >< >< >< >< ><фермент ><целлюлозы>

<протеаза>< ><фермент ><белка>

<Продукты ><гидролиза ><жира ><всасываются ><ворсинками ><кишечника, ><а ><затем ><в ><организме ><образуется ><жир, ><но ><уже ><свойственный ><данному ><организму. ><Потоками ><крови ><жиры ><переносятся ><в ><другие ><органы ><и ><ткани ><организма, ><где ><накапливаются ><или ><снова ><гидролизуются ><и ><посте><пенно ><окисляются ><до ><углекислого ><газа ><и ><воды.>

<В ><промышленности ><гидролизу ><подвергаются >сложные< ><эфиры ><и ><жиры ><обязательно ><в ><щелочной ><среде. ><Та><кая ><реакция ><называется ><омылением. ><На ><этой ><реакции ><основано ><производство ><мыла, ><однако ><в ><настоящее >время< ><на ><производство ><моющих ><средств ><идут ><главным >образом< ><продукты ><переработки ><нефти.>

<В ><технике ><крахмал ><подвергают ><гидролизу ><при >взаимодействии< ><с ><разбавленной ><серной ><кислотой ><и >превращают< ><в ><глюкозу ><(это ><реакция ><Кирхгофа, ><1811 ><г.). >Продукты< ><гидролиза ><крахмала ><широко ><используются ><в ><кондитерской ><промышленности, ><медицине, ><для >технических< ><целей.>

<Продукты ><гидролиза ><целлюлозы ><><это ><бумага, >хлопчатобумажные< ><ткани.>

Источники материалов

  1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.

  2. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. — М., 2000 .

  3. https://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm

  4. https://www.xumuk.ru/encyklopedia/1047.html


8


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Химические свойства металлов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: