Конспект урока на тему «Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Щелочные металлы и их важнейшие соединения»


План учебного занятия № 10

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Щелочные металлы и их важнейшие соединения.

Тип занятия: Урок усвоение новых знании

Цель: Усвоение учащимися знаний о строении атомов, физических и химических свойствах щелочных металлов, их соединений;

Задачи:

Образовательная: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Знакомство со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением.
Развивающая: развитие умений исследовательской деятельности, логического мышления и памяти обучающихся, умения находить и анализировать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие информационных и коммуникативных компетентностей, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитывающая: воспитание толерантности, профессионального интереса к химическим специальностям, воспитание аккуратности, дисциплины, ответственного отношения к делу.
ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать: Характеризовать строение атомов щелочных металлов на основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

  • Рассматривать данные реакции как окислительно – восстановительные, называть продукты реакции, указывать тип реакций.

  • Ә) Учащиеся должны уметь: станавливать зависимость между строением атомов и восстановительными свойствами щелочных металлов.

  • б) учащиеся должны владеть: Составлять уравнения реакций между щелочными металлами и простыми (кислородом, галогенами, водородом, азотом, серой, фосфором) и сложными (водой) веществами.

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: обяснительно-иллюстративные, исследовательские, мультимедийные курсы..

IV. Средства:  инструкции для групп, информационные листы, образцы щелочных металлов, вода, чашка Петри, фенолфталеин, соли лития, натрия, калия, фарфоровые чашки, спиртовка, нихромовая проволока, медиапроектор, экран, презентация

Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

ІІ. Актуализация опорных знании:

Домашнее задание: 3,6,7 упр 87 стр.

ІІІ. Объяснение

План:

І. Характеристика химических элементов- металлов.

1. положение в ПС

Если провести диагональ в ПС из парвого верхнего угла в левый нижний, то в этом треугольнике окажутся в основном металлы. То есть металлы будут расположены в 1,2,3 группах, в конце 4,5,6 групп главных подгрупп, в побочных подгруппах. А также в периодах: в малых- в начале, в больших- в четных рядах и начале нечетных.

  1. Строение атомов:

Ме ) внешний слой от 1- 3

Исключение составляет Ме 4-7 группы главной подгруппы.

Радиус Ме радиус неМе

Закрепление: 2-3 90 стр

  1. О-В-С Степень окисления:

В периоде- восттан-ые свойства уменьшаются, так как увеличивается заряд ядра, увеличивается число электронов на внешнем слое; в группе- в главной подгруппе вос-ые свойства увеличивается, так как увелич-ся радиус.

  1. Соединение металлов

  2. Нахождение в природе: Активные- только в виде соединении, неактивные- в свободном виде.

  3. Химические свойства металлов:

  4. ІІ. Щелочные металлы— при активном взаимодействии с водой- обрауют щелочи.

К щелочным металлам относятся натрий, калий, литий, рубидий, цезий, франций

  1. Строение атома:

  2. Серебристо- белого цвета, легкие, мягкие и легкоплавкие. .

  3. Химические свойства:

  1. ислородом (Rb, Cs — самовоспламеняются)

2Na+O2=Na2O2; 2K+2O2=K2O4 (пероксиды)
4Li+O
2=2Li2O (оксид лития)



демонстрация

2.С галогенами

2Na+Cl2=2NaCl


3.С серой при нагревании

2Li+S=Li2S (сульфид)


4.Литий взаимодействует с азотом

6Li+N2=2Li3N ( нитрид)


5.С водородом при нагревании

2Na+H2=2NaH (гидрид)


6.С водой

2Na+2H2O=2NaOH+H2

демонстрация

Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители. Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах (подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода диоксида и регенерации кислорода.

2Na2O2 + 2CO2 2Na2CO3 + O2

4KO2 + 2CO2K2CO3 + 3O2

Окрашивание пламени – качественные реакции.

Li – красное     Na – желтое      K – фиолетовое

5. Получение: при электролизе расплава:

6. Соединение: свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.

NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.

Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.

NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, пищевая сода (в быту), питьевая сода (в медицине).

NaOH – гидроксид натрия, Шуманит – средство для чистки кухонных поверхностей.

Na2SO4∙10 H2O – сульфат натрия, глауберова соль, применяют для производства соды, стекла, в качестве слабительного средства. 

KOH – гидроксид калия, едкое кали, применяется в качестве электролита в щелочных аккумуляторах.

K2CO3 – карбонат калия, поташ, применяется для изготовления жидкого мыла, хрустального стекла, соли калия являются хорошим удобрением для растений, в качестве добавки в строительный раствор для уменьшения температуры замерзания. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501.

IV. Закрепление знаний:

Закрепление: № 5 упр 98 стр

1 упр 98 стр

V. Домашнее задание: Домашнее задание 5-6 упр 100 стр




Свежие документы:  Конспект урока по информатике в 5 классе "Как устроен компьютер"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: