Конспект урока на тему «Общая характеристика предельных углеводородов»


Министерство образования Республики Карелия

ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



Общая характеристика предельных углеводородов

По Дисциплине « ХИМИЯ»









Подготовила преподаватель:

Степанова Н.В.



Методическая разработка

утверждена на заседании предметной

комиссии общеобразовательных дисциплин

торгового направления


протокол № ___от _____

Председатель комиссии ________Семенова Н.Ф.







Сортавала 2014



Аннотация


Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине « Химия» по теме «Общая характеристика предельных углеводородов» » для специальности « Ветеринария» для студентов 1 курсов.

Данная разработка занятия по химии «Общая характеристика предельных углеводородов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. 

На изложение материала отводится одна пара, причём данный урок является уроком изучения нового материала. Предлагаемый авторский вариант комбинированного урока целесообразно провести у обучающихся первых курсов специальности « Ветеринария» тема включена в вопросы экзаменационных билетов итоговой аттестации по химии для студентов данной специальности.

Разработка содержит план-конспект  урока, структуру и ход урока, мультимедийный комплекс. Для того чтобы сформировать представление у обучающихся о предельных углеводородах с точки зрения теории химического строения органических веществ, на этапах урока предусмотрены различные методы: словесные (объяснение, дискуссия, беседа, диалог, рассуждение); объяснительно-иллюстративные; моделирование;  исследования; эксперимент; метод проблемного обучения. Применяются на уроке и различные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах, игровая работы.

Построение урока позволяет изучить новый материал (основные понятия по данной теме: гомологический ряд, гомологическая разница, номенклатура, изомерия, свойства, получение и применение); области использования метана; решать проблемные  задачи (выявлять признаки  утечки газа и четкую последовательность действий  при его обнаружении, правила техники безопасности для предотвращения утечки газа, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в данной ситуации).

На каждом этапе урока определены задания на закрепление, в том числе  позволяющие каждому обучающемуся показать свои умения работать с текстом  учебника, со схемами,  инструкцией по проведению эксперимента, инструктивной карточкой по проведению  лабораторного опыта, а также  умения проводить самоанализ, самооценку  деятельности.

Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия»







Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Основная часть…………………………………………………………………….

  1. Тема урока………………………………………………………………………5

  2. Ход занятия……………………………………………………………………..6

2.1.Организационный момент……………………………………………………..7

2.2.Вступительно слово преподавателя……………………………………………7

2.3. Изложение лекционного материала…………………………………………..7

2.4 Контроль знаний……………………………………………………………….13

2.5Домашнее задание………………………………………………………………13

2.6. Подведение итогов и оценка результатов……………………………………13

3. Заключение……………………………………………………………………….13

4. Литература…………………………………………………………………………14

5. Приложение 1…………………………………………………………………….15

Приложение 2…………………………………………………………………….18

Приложение 3…………………………………………………………………….20

Приложение 4…………………………………………………………………….21









Введение

Химия — наука о веществах и превращениях их друг в друга является важнейшим разделом современного естествознания. Она имеет большое практическое значение.

Сейчас химические знания сейчас достигли такого уровня развития, что на их основе меняются представления о природе и механизме ряда важнейших технологических процессов. Химия помогла открыть или использовать не только ранее неизвестные свойcтва материалов и веществ, но и синтезировать новые, не существующие в природе материалы и вещества.

На сегодняшний день химия распространилась почти во все виды деятельности человека: пищевая, фармакологическая, инженерия, медицина и многое другое. Стороной химия не прошла и ветеринарию.

В современной ветеринарии происходит глубокое изучение органической, биоорганической, общей и неорганической химии. Знания, полученные на этих предметах, помогают будущему ветеринару или ветеринарно-санитарному эксперту в его будущей деятельности. Приготовление препаратов, изобретение новых, дозировка лекарств, обширное понятие действия лекарственных средств на организм, а так же реакция самого организма на различные вещества, способы активизации или же пассивации некоторых свойств организма.

Химия очень важна в ветеринарии, так как она вкладывает большую базу знаний о веществах, об их приготовлении и об их действиях. В ветеринарии сталкиваются и органические, и неорганические, и биоорганические вещества, поэтому по всем этим вещам нужно иметь запас знаний, чтобы уметь понимать их воздействие, как на организм, так и друг друга. Будущему ветеринару или ветеринарному эксперту придется очень часто иметь дело с таким родом работы, особенно последнему.

Так как ветеринарный эксперт зачастую находится в лаборатории и проводит анализ над продуктами животноводческой деятельности и поэтому он обязан очень хорошо и подробно изучить всю химию и все ее направления, ведь от этого зависти не только его профессиональная судьба, но и судьба людей, которые будут уверены в его компетенции. .

Для лучшего усвоения теоретического материала преподавателю необходимо иметь в наличии большое количество наглядного материала, подчистую он часто бывает морально устаревшим, поэтому чтобы охватить большое количество демонстрационного материала, необходимо его систематизировать, это стало возможно при помощи компьютерных технологий, возможностей Интернета и офисной технике. Компьютерная презентация позволяет активизировать мышление и память, выявляет глубину знаний. Широту кругозора, профессиональную грамотность студентов, позволяют привить профессиональные умения и навыки.

Изложенные в методических рекомендациях общие принципы проведения занятия помогут организовать и провести занятия по новым темам, если это будет целесообразно по условиям места, времени и требованиям производства.





Основная часть

Тема: « Общая характеристика предельных углеводородов»

Учебная дисциплина ОДБ 06 «ХИМИЯ»

Группа: СПО 1 курс (10-11класс)

Ключевые слова: углеводород, гомологический ряд, гомологическая разница, изомерия, номенклатура, типы реакций.

Тип занятия – урок изучения нового материала

Вид занятия – комбинированный урок

Количество часов на занятие – 90 минут.

Цели занятия:

Учебные:

Знать:

  • положения и следствия теории химического строения веществ как основу для изучения основных понятий по данной теме: гомологический ряд, гомологическая разница, номенклатура, изомерия, свойства, получение и применение;

  • о зависимости свойств предельных углеводородов от их химического, электронного и пространственного строения;

  • области использования метана, признаки утечки газа и четкую последовательность действий при его обнаружении, правила техники безопасности для предотвращения утечки газа, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в данной ситуации.

Уметь:

  • составлять молекулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, составлять формулы изомеров и гомологов, используя алгоритм;

  • читать текст учебника, работать со схемой, инструкцией по проведению эксперимента, инструктивной карточкой по проведению лабораторного опыта.

  • меть решать проблемные задачи.



Воспитательные:

  • способствовать пониманию идеи целостности мира;

  • способствовать мировоззренческой формированию экологической культуры личности.

  • создать условия для проявления самостоятельности, для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать, общаться в паре, группе.


Развивающая цель: 

  • создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, с химическими реактивами и химическим оборудованием, соблюдая технику безопасности,

  • выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.

Методическое обеспечение:

Средства обучения:

  • Мультимедийная презентация « Предельные углеводороды»

  • Средства ТСО;

  • Методическая разработка;


Материальное оснащение:

  • ПК, проектор;

  • стулья, столы

Место проведение занятия: Кабинет «Химии» №10 ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»

Междисциплинарные связи:

  • Биология

Внутридисциплинарные связи:

  • Основные положения теории органического строения А. М. Бутлерова




Методика проведения занятия


Этапы работы

Деятельность преподавателя и обучающегося

УУД

I

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке



Психологическая разминка. Цель, которую преподаватель хочет достичь на данном этапе: определить эмоциональное состояние обучающихся на начало урока.


Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Приветствие.

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть на нашем занятии по химии, на котором мы впервые будем говорить об органических веществах на примере предельных углеводородов. Я уверена, что наша продуктивная работа поможет нам достичь целей сегодняшнего урока.

Обучаемые: проверяют готовность своего рабочего места.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Преподаватель: предлагает определить уровень эмоционального состояния на начало урока и в конце урока, раздает 6 цветных пронумерованных фигурок (фигурки могут быть одинаковые, а могут быть разные и по форме и по размеру; могут быть геометрическими, а могут символизировать животных или плоды растений) из картона (красная фигурка-1; желтая-2;зеленая-3; синяя-4; серая-5;черная-6) поясняет, что уровень эмоционального состояния понижается с увеличением цифры.

Обучающиеся: выбирают номер фигурки, цвет которой отражает его настроение.

Преподаватель: проверяет насколько комфортно чувствуют себя обучающийся, готовность рабочего места.

Личностные (понять значимость эмоционального состояния для продуктивной работы на уроке)































II

Актуализация опорных знаний и умений

Цель, которую преподаватель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по
воспроизведению в памяти системы
опорных знаний  и умений для
осознанного восприятия  новых знаний и умений.

Методы: словесные (беседа, дискуссия)

Форма работы: индивидуальная.







Форма работы: коллективная.


Преподаватель: создает ситуацию успеха, задавая вопрос: А, что нужно сделать, чтобы учебный материал был понятным и интересным? Предлагает каждому постараться на уроке найти ответ на вопрос.

Предлагаемая структура урока.

/преподаватель/ обсуждает с обучающимися перспективы урока/

  • Что знают?

Что хотят узнать?

Вступительное слово преподавателя

Человек живет в мире веществ – неорганических и органических. В курсе неорганической химии мы познакомились с многообразием неорганических веществ.

Повторение домашнего материала.

Индивидуальная работа

Преподаватель предлагает:

Задание: назвать положения теории химического строения веществ и примеры доказательства положений теории химического строения для органических веществ

(приложение 2)

Обучающиеся: пользуясь информацией приложения 2, выполняют задание (приводят свои примеры).

Преподаватель: В чем заключается причина их многообразия?

Студенты делают вывод, что углерод может образовать очень много соединений с водородом, наличие изомеров.



Регулятивные (умение определять цели, ставить задачи на данном этапе).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида («я знаю», «хочу всё знать!»).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).











Личностные

(понять необходимость воспроизведения в памяти системы опорных знаний для осознанного восприятия приобретаемых на уроке знаний и умений)

Познавательные

(совершенствование навыков работы с таблицей — справочным материалом).

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли).

Регулятивные

(знать положения теории химического строения веществ и примеры доказательства положений теории химического строения для неорганических веществ)


III.

Целеполагание и мотивация изучения данного материала

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

заинтересовать учащихся по данной проблеме и объяснить необходимость изучаемого материала.


Методы: словесные (беседа, объяснения)

























Форма работы: коллективная.

Погружение в тему урока

Преподаватель. В 20-х годах XX в. вопрос о валентности атомов углерода стал дискуссионным. На основе электронной теории валентность определялась числом неспаренных электронов, а так как у атомов углерода неспаренных электронов два, то валентность его должна быть равна двум. Это подтверждается электронной формулой углерода:

1s 22s 22p 2

Но мы с вами знаем, что углерод четырехвалентен. Возникает противоречие между теорией и практикой.

Преподаватель к классу с вопросом. Как устранить противоречие?

Обучаемому предварительно дано задание подготовить материал по вопросу

( Сообщение учащегося) (приложение 3)

Преподаватель: объясняет необходимость изучаемого материала.

Записывает на доске несколько водородных соединений углерода, объясняет, что в молекуле может находиться достаточно большое количество углерода, все эти вещества органические, которые подчиняются теории А.М.Бутлерова, которая служит основой для их изучения.

Для них тоже характерна понятие «гомология» и «изомерия», поэтому рекордсменами многообразия являются органические вещества. Сейчас известно более 18 миллионов. Мы встречаемся с ними повсюду, сами состоим из них.

Сегодня мы познакомимся с наиболее простыми по составу органическими веществами – предельными углеводородами. Их простейший представитель метан CH4. Представители этого класса настолько широко применяются человеком, что невозможно представить жизнь без них. Причины многообразия органических веществ раскрывает теория химического строения А.М.Бутлерова. Что бы доказать причины многообразия предельных углеводородов, мы должны определить цели нашего занятия.

Преподаватель: обращает внимание на (слайд 1)

Тема нашего занятия

«Предельные углеводороды»

Совместная постановка и сообщение целей и задач, построение плана изучения нового материала.

Преподаватель: привлекает к данному моменту студентов

Обучающиеся называют цели урока (Мы можем научиться…)

(слайд 2) и задачи (слайд 3).


Организация работы.

Преподаватель разъясняет:

систему оценивания, форму работы обучающихся;

выполнение инструкции работы в тетрадях, следуя маршрутному листу обучающегося, знакомство с индивидуальным маршрутным листом и раздаточным материалом

Преподаватель: работа будет проходить блоками, каждый блок включает либо индивидуальную работу, либо групповую. Оценивать свою работу будите самостоятельно, в баллах. По результатам индивидуальной работы за каждый правильный ответ, получаете 1 балл. По результатам групповой работы руководитель — организатор распределяет баллы, соответствующие данной работе и выставляет в карточку учета совместной деятельности. (Приложение 1).

Каждый обучаемый получает индивидуальный маршрутный лист в котором указаны этапы изучения нового материала, задания к каждому этапу, баллы за выполнение предложенных заданий, критерии оценивания. В случае если вы затрудняетесь выполнить задание, зачеркиваете баллы. В случае если вы задание выполнили не полностью, выставляете половину баллов, предложенных за выполнение задания.












Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).


















Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).


Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).


Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, что способствует целенаправленной, продуктивной работе на уроке и высокому уровню усвоения материала).


Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

ообразование).





IV

Изучение нового материала

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

сформировать у обучающихся представление по данной проблеме с точки зрения теории химического строения органических соединений


Методы: словесные (объяснение, беседа, диалог) моделирование




























Самостоятельная работа

Форма работы: индивидуальная.





Форма работы: коллективная.









Методы:

словесные (диалог, объяснение, рассуждение), моделирование.



Форма работы: коллективная



















Практическая работа

Форма работы: в группах.















Методы: словесные (беседа, диалог), исследования.

Форма работы: в парах.













Форма работы: в группах.







Форма работы: индивидуальная













Форма работы: коллективная





















Форма работы: в группах.







































Эксперимент с экологическим содержанием

Методы: словесные (беседа, диалог), эксперимент, моделирование.

Форма работы: в группах



























Форма работы: в группах.







V. Закрепление изученного.

Цель, которую преподаватель хочет достичь на данном этапе:

закрепить изученный материала

Методы: словесные (беседа, диалог).

Форма работы: индивидуальная































VI. Домашнее задание.

Методы: словесный.

Самостоятельная работа



VII Рефлексия

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

проанализировать свою работу на уроке, определить уровень достижения цели.

Методы: словесный.



Форма работы: коллективная.


I Блок

Особенности электронного и пространственного строения.

Преподаватель объясняет:

сущность электронной теории и теории гибридизации на примере метана (кратко) (слайд 4)

получения углеводородного остатка, или радикала — заместителя, их названия формируются заменой суффикса -ан- на –ил- в названии соответствующего алкана.

проводит демонстрацию (используя шаростержневые модели) с объяснением.

Отнимаем от молекулы метана атом H, получаем ─ CH3, который называется метил, в нем одна валентность углерода ненасыщена и поэтому он соединяется с другими атомами, в том числе и с атомом C.То есть происходит соединение двух радикалов

CH3─ + ─ CH3→ CH3 ─ CH3. Получаем этан – второй представитель предельных углеводородов и все связи насыщены до предела. Отнимаем у этана один атом H, получаем радикал — этил и т. д. При соединении между собой радикалов – получаем последующего представителя или гомолога, по физическим и химическим свойствам схожего с предыдущими алканами. Так образуется ряд предельных углеводородов – гомологический)

обращает внимание на рекомендуемую номенклатуру ИЮПАК.

понятие « гомолог», «гомологическая разница», (приложение 4) (слайд 5 — 6)

Преподаватель: предлагает систему заданий для самостоятельной работы, используя справочный материал (приложение 4)

и (слайд 5-6)

Индивидуальная работа.

Задание.

запишите 3 первых члена гомологического ряда в структурном виде;

характеристика связей C – H

и C – C;

в названиях ряда углеводородов выделите повторяющийся суффикс;

в названиях ряда радикалов выделите повторяющийся суффикс;

выделите и запишите; гомологическую разницу;

запишите общую формулу.

Проверь себя.

(слайды 6-8)

Преподаватель к классу: докажите, что данные углеводороды имеют предельный характер?

Обучающиеся. Вывод №1. В данных углеводородах атомы углерода образуют по четыре одинаковых, прочных связей (как C – H,так и C – C»); способность атомов углерода к образованию максимального для них числа прочных связей исчерпана до конца, реализована до предела, их связи полностью насыщены атомами водорода,гомологическая разница CH2. Если отнять от молекулы метана атом H, то образуется радикал ─ CH3 . В нем одна валентность углерода не насыщена и поэтому он соединяется с другими атомами, в том числе и с атомом C, то есть происходит соединение двух радикалов

CH3─ + ─ CH3→ CH3 ─ CH3.

Получаем этан – второй представитель предельных углеводородов и все связи насыщены до предела. Отнимаем у этана один атом H, получаем этил и т. д.)

Озвучивают формулировку «Предельными углеводородами называются -……» (слайд 7)


II Блок

Виды изомерии. (Слайд 9)

Преподаватель:

объясняет понятие «изомеризация»

«изомер», на примере бутана – н и изобутана;

объясняет правила формирования названия на примерах (приложение 5 № Б; №В; №Г) (слайд 11)

Преподавательк классу: углеводороды имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но имеют разное названия и свойства. Почему?   

Используя (приложение 5 Б; В; Г)(слайд 11 Б; В; Г), выскажите своё мнение.

Обучащиеся: делают Вывод №2. Так как строение углеродного скелета разное (может быть линейным и разветвленным),










Работа в группах

Задание: моделирование углеводорода с линейным и разветвленным углеродным скелетом и дать им название, соблюдая правила формирования названия. (Приложение 5 № А) (слайд 11 А)













III Блок

Свойства, применение.

Работа с учебником

Вопросы для рассмотрения.

1)Изменение свойств в гомологическом ряду.

Проверь себя.

(слайд 12)

2)Применение газообразных, жидких и твердых углеводородов

Обучающиеся: устные ответы фронтально.

Работа со слайдами (слайд 13-19) /просмотр в ознакомительном плане/

Преподаватель: предлагает рассмотреть следующие химические свойства.

Работа в группах.

Химические свойства:

1)Горение (слайд 20)

Лабораторная работа Определение углерода и водорода в парафине» по инструктивной карточке.

Отвечают на вопрос, выполняют задание (приложение 6)



Работа индивидуальная..

у доски 2 обучающихся записывают уравнения реакций на доске, остальные в маршрутных листах.

2)Реакция дегидрирования

( расщепления) при t 1500 , где образуется углерод (сажа) и водород

3)Реакция разложения.

C2H6 →….. + H2

Проверка совместно с обучающимися.

Работа со схемой.

« Источники метана» (приложение 7)

Беседа по вопросам:

почему в природе так много метана?

Обучащиеся: устные ответы, фронтально.

Учитель к классу:

Проблемная ситуация. В каждом подъезде висит табличка: «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 04». Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?»

Вопрос классу. Какими свойствами обладает метан? Каково его важнейшее свойство?

Обучающиеся в процессе диалога делают вывод: что метан – без цвета, вкуса и запаха. Запах газу придают специальные вещества – меркаптаны (серосодержащие соединения), они необходимы, чтобы люди, использующие природный газ, могли вовремя обнаружить его утечку.

Работа в группах.

Преподаватель: предлагает обучающимся обсудить вопрос. (Слайд 21); (приложение 8)

? Любое явление имеет положительное, и отрицательное значение для человека, а какое в большей степени значение имеют свойства метана.

Задание.

Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком.

/ группа, которая первая поднимет руку, дает ответ/

Работа с учебником.(стр.203)

Учитель: используя учебный материал и ответы задания, выскажите свою точку
зрения: свойства углеводородов имеют отрицательную или положительную роль
при использовании их человеком.

/каждая группа высказывает свое мнение, приходят к общему мнению/

Вывод №3. Использование человеком метана огромное, но не безопасное. Особенно опасны взрывы в каменноугольных шахтах, заводских котельных, квартирах. Чтобы избежать, необходимы: вентиляционные устройства, датчики — анализаторы, контролирующие содержание метана в воздухе. Метан является слабым наркотическим средством, так как плохо растворяется в крови, как и в воде.

IY Блок

Проблемная задача с экологическим содержанием

Преподаватель: предлагает обучающимся провести эксперимент и решить данную проблему.

Работа в группах.

Эксперимент с экологическим содержанием.



Смоделируйте аварийную ситуацию и экспериментально решите данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента. (Приложение 9).

Обучающиеся: в процессе обсуждения делают вывод: очень трудно взвесить все «за» и «против», чтобы принять обоснованное решение. Необходимы глубокие знания. Метан можно подвести под пленку нефти и поджечь. Он практически нерастворим в воде, безразличен к действию окислителей, кислот. Важнейшее его свойство – горючесть. Именно эти свойства и определяют возможность использования метана в данной ситуации. Большинство учащихся выбирают (решение №3)

Задание.

Определите положительные и отрицательные последствия этого.

Вопрос к классу.

Можно ли считать данное решение экологически безопасным?

Обучающиеся: называют отрицательные последствия и приходят к общему мнению, что данный способ небезопасный.

Работа в группах

Преподаватель: предлагает обучающимся способ очистки воды от нефти с использованием данных объектов, объяснить действия и последствия (слайд 25)

Преподаватель

В решении любого вопроса необходимы знания, чаще всего источником знаний служат книги. Посмотрите на шрифт – он черного цвета.

Работа индивидуальная..

Вопросы классу.

? Какое вещество обусловливает черный цвет типографской краски?

? Встречали ли мы сегодня реакцию получения вещества из которого делают эту краску?

Обучающиеся.

H4→ С + 2H2)

?Назовите алканы (слайд 26)

Самопроверка

?Осуществите превращения /обучающийся выполняет задание у доски/ (слайд 27)

Совместная проверка.

?Решите задачу (слайд 28)

Проверь себя.

(слайд 29)

Общий вывод:

В молекулах алканов все атомы углерода находятся в sp3 – гибридизации дает возможность образовывать связи (перечисляют все виды связи)→ дает возможность образовывать гомологи (напоминают об образовании радикала, о способности соединения радикалов) образование изомеров свойства получение применение. Все характеристики взаимосвязаны между собой и основываются на теории гибридизации Полинга, на теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. Узнали признаки утечки газа и действия при его обнаружении.

Вывод с полным объяснением делает «сильный», 
зачитывает основные понятия, рассмотренные на уроке по тетради  «слабый».

Способы получения


Самостоятельная работа.

Из информации, полученной на уроке выделите некоторые способы получения предельных углеводородов

Записывают  домашнее задание



Анализ и оценка проделанной работы.

Преподаватель: Ребята вы проделали глобальную работу.

Какое у вас настроение?

Какое открытие вы совершили сегодня сами, что узнали нового на уроке?

Достигли ли мы поставленных нами целей?

Предлагает оценить свою работу на уроке, определить уровень
достижения цели, объясняет перспективы.

Обучающиеся.

Отвечают на вопросы: «Как нам удалось достичь успеха, что надо сделать, чтобы всем достичь успеха»

Преподаватель.

руководителям – организаторам озвучить степень участия каждого участника групп и оценить работу Каждый участник подсчитывает количество баллов за урок, выставляет отметку в индивидуальный маршрутный лист и сдают преподавателю.

Познавательные

(стремление понять объяснения преподавателя для продуктивной работы)

Личностные (умения осознанно и внимательно слушать объяснения)


































Регулятивные (осмысленное действие).

Коммуникативные(развитие навыков индивидуальной работы, ее реализация в устной и письменной форме, проведения самопроверки).  


Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Личностные (умение полно и ясно выражать мысли)



Познавательные

(умения работать со справочным материалом, выделить необходимый учебный материал из объяснения учителя, применять имеющиеся знания)

Личностные

(умение полно и осознанно выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы) Коммуникативные(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, вести диалог )

Регулятивные

(знать алгоритм формирования названий)

Познавательные (умение применять знания по формированию названия,по названию составлять формулу вещества)

Коммуникативные(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, вести диалог)


Регулятивные (знать как изменяются свойства в гомологическом ряду, от чего зависит, области применения углеводородов)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои суждения).


Познавательные

(умения работать со справочным материалом, выделить необходимый учебный материал, применять имеющиеся знания


Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать и уметь!).



























Личностные (способствовать проявлению знаний и умений при решении проблемной задачи, готовности к непрерывному образованию).













































Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий) при проведении экспреримента



Коммуникативные (умение обосновать свое решение, общаться, уважать мнение других обучающихся)


Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)


Личностные (способствовать развитию экологической культуры личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).



Коммуникативные(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, к диалогу, дискуссии,ее реализация в устной и письменной форме).  

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)


Регулятивные (осмысленное действие).



Личностные (умение строить логическую цепочку.).

















Личностные (способствовать всестороннему развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

Коммуникативные (контроль и оценка своих возможностей).






Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (осознание значимости урока о важнейших соединениях для человека).




3.Заключение

Теоретические занятия, проводимые с использованием новых компьютерных технологий и аппаратуры, позволяет обобщить материал, сделать его более наглядным, доступным широкой аудитории.

Данный материал может быть использован для самоподготовки студентов по изложенной теме, т.к. изложен в электронном виде.



4.Литература

1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. — М., 2009

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих вузы. — М., 2010

  2. Ерохин Ю.М. Химия. — М., 2009

  3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., Химия 11, М., Просвещение, 1989

  4. Семёнов И. Н., Химия, пособие для поступающих в ВУЗ. Л., ЛГУ, 1999

  5. Хомченко Г. П., Цитович И. К., Неорганическая химия, М., Высшая Школа, 1990

  6. Хомченко И.Г. Общая химия: Учебник. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 1997. – 464 с.

  7. Химия, справочные материалы, под ред. Третьякова Ю. Д., М., Просвещение, 1999





5. Приложение 1

Маршрутный лист обучающегося

маршрут

деятельность обучающегося

Макс. баллы

Доп.б


I блок

Задание 1 (индивидуально)

запишите 3 первых члена гомологического ряда в структурном виде;



характеристика связей C – H и C – C


в названиях ряда углеводородов выделите повторяющийся суффикс;


в названиях ряда радикалов выделите повторяющийся суффикс;


выделите и запишите гомологическую разницу;


запишите общую формулу;



1



1

1



1

1

1



II блок

Задание 2: ( работа в группах) (приложение 5№ А)

моделирование углеводорода с линейным и разветвленным углеродным скелетом и дать им название, соблюдая правила формирования названия и используя

( приложение 4-5)




5

(группе)


III блок






























IY блок













Закрепление изучен

ного.









Оценивание по результатам работы


Задание 3: (индивидуально)

Свойства, применение.(стр 203 в учебнике)

1)изменение свойств в гомологическом ряду

2)применение газообразных, жидких и твердых углеводородов

Химические свойства:

1)Горение

Задание 4: Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.

(работа в группах) ( приложение 6)

Выполнить задания, указанные в методичке, вынести на доску.

Озвучить вывод.

2)Реакция дегидрирования

( расщепления)

Задание 5: Записать уравнение реакции

3)Реакция разложения

Задание 6: Записать уравнение реакции


Физические свойства

Задание 7: Вопросы для беседы (индивидуально)

— почему в природе так много метана?

— совместное составление схемы « Источники метана» (приложение7)

какими свойствами обладает метан? Каково его важнейшее свойство?

Обсуждение вопроса обучающимися

использование метана как горючего. (Работа в группах):

Задание 8: Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком, ( группа, которая первая поднимет руку дает ответ)

(приложение 8)

Эксперимент (решение проблемной задачи с экологическим содержанием) (работа в группах)

Задание 9: смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента, сделать вывод и озвучить (приложение 9)

Задание 10: предложить способ очистки воды от нефти с использованием данных объектов, объяснить действия и последствия (работа в группах):

Данные объекты: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит.



Вопросы для закрепления

? Какое вещество обусловливает черный цвет типографской краски?

? Встречали ли мы сегодня реакцию получения вещества из которого делают эту краску?

? Назовите алканы (слайд 21)

? Осуществите превращения (слайд 22

?Решите задачу(слайд 23; 24)





32 балла и выше – «5»

26 – 31 балл – «4»

15 – 25 баллов «3»



1

1


3





1


1




1

1






По 1 б. за правиль

ный ответ


По 1 б. за правиль

ный ответ

(группе)

За правиль

ный ответ группе 5 баллов









1

1

По 1 баллу

По 1 баллу











Приложение 2


Карточка учета совместной деятельности

Фамилия, имя

Роль

Оценка (баллы)

1.

Руководитель-организатор


2.

Секретарь


3.

Инструктор


4.

Хранитель времени




Алгоритм подготовки обучающихся к групповой работе

1)заранее сформировать группу из 3- 4 человек (обучающиеся, разные по уровню знаний, организаторским способностям, среди которых выделяется руководитель — организатор, организующий работу в группе);

Алгоритм работы обучающихся в группе

1)распределить обязанности;

3)выслушать и обсудить мнения всех членов группы при выполнении заданий;

4) составить отчет о результатах работы;

5)оценить вклад каждого участника в результат работы группы;

6) представить отчет


































Приложение 3

Положения теории химического строения.


Примеры доказательства положений теории химического строения для неорганических веществ

I. (атомы в молекулах соединены не беспорядочно, а в определенной последовательности согласно их валентности)

1) Геометричекая форма молекул

В гибридизацию вступают атомы, образующие молекулы и в результате и атомы и молекулы имеют определенную форму.

Молекула воды – уголковую, некоторые могут иметь форму плоского треугольника, линейную, бипирамиды и т.д.

2)Строение веществ отражается структурными формулами

а)H 2SO4 – серная кислота

HO O

S структурная формула

HO O


H :O: :O:

: : S :: электронная формула

H :O: :O:

б) Na 2СO3 –карбонат натрия


NaO

С O структурная формула

NaO


Na :O: .

: : С :: O: электронная формула

Na :O: .

3) Водородные соединения элементов IIIYI групп сущуствуют по несколько водородных соединений.

— у бора B2H6 и B2H10

— у кремния SiH4; Si2H6; Si3H8 и т.д. (кремневодороды)

у серы H2S; H2S2; H2S3 ; H2S4 (полисульфаны H2Sn , где n=2+8)

— у кислорода H2O ;H2O2

—- у аммиака NH3 ; N 2H4 (гидразин)

— у фосфора PH3 ; P2H4

Но рекордсменом в образовании водородных соединений является углерод

II. ( Свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения молекул)

Под строением понимается:

а)порядок соединения атомов в молекуле (структурная изомерия)

б) взаимное расположение атомов и групп атомов в пространстве ( пространственная изомерия)

HO CN и HNCO

циановая кислота изоциановая кислота

NaO CN и NaNCO

цианат изоцианат


Межклассовая изомерия


NH4OCN NH2 CNH2

цианат аммония O

мочевина (карбамид) (амид)


NH4SCN NH2 CNH2

роданид аммония S тиомочевина


III. ( Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекуле)

а) кислотные свойства сероводорода, хлороводорода, серной кислоты.

б)основные свойства гидроксидов натрия и алюминия, фосфина, аммиака и т.д.

в) восстановительные свойства фтороводорода и йодоводорода.

У всех веществ проявления свойств неодинаковы, а причинами изменения химических свойств являются разница электроотрицательности элементов, наличие неподеленных электронных пар, смещение электронной плотности

IY. ( По строению вещества можно предположить его свойства и, наоборот, по свойствам – строение.


Способность вещества отщеплять H+ ( наличие полярной связи Э ��— Н ��+ ) – дает кислотные свойства.

Способность присоединять H+ ( наличие элемента с высокой электроотрицательностью и неподеленными электронными парами Э: ��) – основные свойства.

Наличие простых полярных связей – реакции замещения (обмена).

Наличие кратных связей – реакции присоединения.

Наличие элемента в высшей степени окисления – окислительные свойства, в низшей степени окисления – восстановительные свойства, в промежуточной – окислительно- восстановительные свойства.





















Приложение 4

Противоречие устраняется с помощью теории гибридизации, предложенной в 1929 г. американским ученым Л. Полингом. Согласно этой теории атомы углерода в момент образования химических связей переходят из невозбужденного (основного) состояния в возбужденное (валентное), что сопровождается перескоком одного из s – электронов на свободную p – орбиталь и образованием четырех неспаренных электронов. Так можно объяснить четырехвалентность углерода. Образовавшиеся 4 неспаренных электрона: один s – электрон и три p – электрона не эквивалентны по длине орбиталей, по распределению электронной плотности и по пространственной направленности. Следовательно, такие атомные орбитали не могут дать одинаковых связей. Практика же показала, что во многих органических веществах все четыре связи атомов углерода равноценны. Второе противоречие разрешается в теории Полинга допущением о том, что неспаренные валентные s – и p – электроны гибридизируются, т.е. электронная плотность перераспределяется и выравнивается, что приводит к образованию эквивалентных гибридных, т.е. усредненных по форме, размерам, а следовательно, и по энергии, орбиталей sp 3.

Валентность атомов углерода не зависит от типа гибридизации, она всегда одинакова и равна четырем. Число гибридных орбиталей равно числу исходных орбиталей. По сравнению с ними гибридные орбитали более вытянуты в пространстве, что обеспечивает их более полное перекрывание с орбиталями соседних атомов.

В результате перекрывания четырех гибридных sp 3 – орбиталей атома углерода




Приложение 5


Теория строения А.М.Бутлерова дала основу для классификации и номенклатуры органических соединений по расположению атомов углерода в молекуле. В настоящее время наиболее употребляемой является номенклатура, разработанная Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC), которая называется номенклатурой ИЮПАК.

Рекомендуется для образования названий нескольких принципов, один из них – принцип замещения, где заместители – радикалы. Их названия формируются заменой суффикса -ан- на –ил- в названии соответствующего алкана.

CH4 — метан ——- CH3 — метил

C2H6 — этан ——— C2H5 — этил

C3H8 – пропан —— C3H7 — пропил

C4H10 – бутан ——— C4H9 – бутан

C5H12 – пентан —— C5H11 – пентил

C6H14 – гексан ——- C6H13 – гексил

C7H16— гептан ——— C7H15— гептил

C8H18 –октан ——- C8H17 –октил


У радикалов – заместителей есть старшинство, оно определяется в каком порядке следует буква в алфавите, с которой начинается их название: (бутил, гексил, гептил, метил, октил, пропил, этил)







Приложение 6


Правила формирования названия (на примерах)

1)Выбор главной цепи

2)Нумерация атомов главной цепи, учитывая:

а) нумеруем с того конца углеводородной цепи, где ближе находится заместитель (структура А,Б)

б) если заместители находятся на равном удалении от конца цепи, то нумерация начинается от того конца цепи, прикотором их больше (структура В)

в) если различные заместители находятся на равном удалении от концов цепи, то нумерация начинается от того конца цепи, к которой ближе старший (структура Г)

3)Формирование названия.

В начале указывают цифры – номера атомов углерода, прикоторых находятся заместители. Если при данном атоме находится несколько заместителей, то соответствующий номер в названии повторяется дважды через запятую (2,2-).

После номера через дефис указывают количество заместителей ( ди-два, три-три, тетра – четыре, пента- пять) и названия заместителя ( метил, этил, пропил), а затем без пробелов и дефисов – название главной цепи. Главная цепь называется как углеводород – член гомологического ряда метана (метан, этан, пропан и т.д.)

1 2 3 4 3 4 5 6

А)CH3 — CH- CH2— CH3 Б) CH3 — CH2 CH- CH2— CH2— CH3

│ │

CH3 2CH2

1CH3

CH3

1 2│ 3 4 5

В) CH3 C CH2 CH CH3 Г) С H3 – С H2 – С H — С H2 – С H – С H2 — С H3

│ │

CH3 СН3 С H3 С H2

С H3

Структура Б 3- метилгексан

Структура В 2,2,4- триметилпентан

Структура Г 3-метил-5-этилгептан

приложение 7

Инструктивная карточка.

Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.

Цель: доказать наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.

Ход работы: В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и подожгите ее с помощью горящей лучинки. Обратите внимание на стенки стакана – на них появляются капельки воды, следовательно, в состав парафина входит водород. Погасите свечу и выньте ее из стакана. Затем налейте немного прозрачного раствора известковой воды и осторожно взболтайте – известковая вода помутнеет от образовавшегося карбоната кальция при взаимодействии с углекислым газом, получившимся при горении свечи. Следовательно, в парафине содержится углерод. Записать уравнения реакций.

CH4+ O2 =

Ca(OH)2 + CO2 =

Вывод: углеводороды содержат …… и …….


Приложение 8


схема « Источники метана»

Источники метана

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

каменноугольные рисовые свалки болота Животноводческие

шахты поля мусора комплексы







































Приложение 9


Задание: Определить плюсы и минусы указанных свойств метана при использовании его человеком.

-Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать;

-В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;

-Газ легко сжимается;

-Сгорает без образования золы;

-Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему;

-Выделяет при сгорании большое количество теплоты.


Приложение 10

Инструкция по проведению эксперимента.

Цель: смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны ситуации.

Оборудование: вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус.

Порядок действий:

1)налейте воду в чашку Петри;

2)добавьте 2-3 капли нефти;

3)запишите наблюдения;

4)обсудите и выберите решение.

5) объясните, почему вы выбрали это решение

Предлагаемые решения:

1) поджечь нефть

2) удалить с помощью адсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью (в эксперименте – фильтровальной бумагой)

3)подвести под слой нефти метан и поджечь его

4) иное, самостоятельно выбранное решение

Определите положительные и отрицательные последствия этого (№3 решение)

Результаты обсуждения указать в виде плюса и минуса напротив каждого вида последствия.

-Продукты горения содержат канцерогены, много копоти;

-Берег спасен;

-Выделяющийся в атмосферу углекислый газ приведет к усилению парникового эффекта.

-Тюлени и моржи живы;

-Нефтяной пленки на воде нет;

-Убытки: нефть потеряна безвозвратно, метан, который используется как топливо, тоже стоит дорого;








Свежие документы:  Контрольная работа для 8 класса «Водород», «Вода. Растворы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: