Конспект урока на тему «Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция»


УРОК № 35


ТЕМА УРОКА:Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция.


ЦЕЛЬ УРОКА:: Знать виды, причины и способы устранения жёсткости воды

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие важнейшие свойства щелочноземельных металлов

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие важнейшие свойства металлов и их соединений.


ЗАДАЧИ:

Учебно – познавательная: Изучить виды жёсткости воды, её причины и способы устранения жёсткости.

Развивающая: развитие элементов анализа и синтеза, памяти и абстрактного мышления.

Воспитательная: способствовать развитию устойчивого интереса к химии, самостоятельности.


Ход урока

1. Орг. момент


2. Опрос домашнего задания

1) Дайте общую характеристику s – элементов.

2) Дайте общую характеристику щелочных металлов.

3) Дайте общую характеристику щелочноземельных металлов.

4) Как изменяется химическая активность щелочных и щелочноземельных металлов? Опишите физические и химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов.


Проверка письменного домашнего задания

6 учащихся работают по карточкам


3. Изучение новой темы

природе чистой воды не бывает, она всегда содержит примеси каких – либо веществ. Природная вода, соприкасаясь с почвой вымывает из неё гидрокарбонаты и другие

соли. Такую воду называют жёсткой. В жёсткой воде плохо развариваются мясо, овощи и крупы, плохо пенится мыло, оседая хлопьями из – за образования нерастворимых солей. Жёсткая вода образует накипь в чайниках, в системах водо- и теплоснабжения. В паровых котлах, что может привести к их перегреву и даже взрыву.

Жёсткость воды обусловлена наличием ионов кальция и магния. Чем выше их содержание тем больше жёсткость воды.

Общая жёсткость воды складывается из временной и постоянной жёсткости.

Временная жёсткость воды вызвана присутствием в ней гидрокарбонатов кальция и магния Са(НСО3)2 и Mg(НСО3)2. Поэтому иначе её называют карбонатной жёсткостью. Временная жёсткость устранима, она удаляется кипячениемводы.

Са(НСО3)2 СаСО3 + СО2 + Н2О

Mg(НСО3)2MgСО3 + СО2 + Н2О

Кроме этого временную жёсткость можно удалить добавлением известкового молока или соды

Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 СаСО3 + 2 Н2О

Mg(НСО3)2 + Nа2СО3MgСО3 + 2 NаНСО3

Постоянная жёсткость вызвана присутствием других растворимых солей кальция и магния (сульфатов, хлоридов, дигидроортофосфатов, нитратов) Она не устраняется кипячением воды. Её можно устранить действием известковой воды или соды.

CaSO4 + Na2CO3CaCO3 + Na2SO4

Лучшим реагентом для удаления общеё жёсткости является ортофосфат натрия

3 Ca(HCO3)2 + 2 Na3PO4 Ca3(PO4)2 + 6 NaHCO3

3 MgSO4 + 2 Na3PO4Mg3(PO4)2 + 3 Na2SO4

В промышленности с помощью ионообменных фильтров заменяют ионы кальция и магния на ионы натрия и калия, получая мягкую воду. Определённое умягчение воды происходит и в бытовых фильтрах для питьевой воды. Отфильтрованная вода даёт меньше накипи.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»

Полностью очистить воду от солей можно перегонкой (дистилляцией).


4. Закрепление новой темы

Задание № 1 Напишите уравнения реакций демонстрирующие способы устранения жёсткости воды, обусловленной присутствием гидрокарбоната магния

Mg(НСО3)2 MgСО3 + СО2 + H2O

Mg(НСО3)2 + Nа2СО3MgСО3 + 2 NаНСО3

3 Mg(НСО3)2 + 2 Nа3РО4 Mg3(РО4)2 +6NаНСО3


Задание № 2 Какое количество гидроксида кальция нужно добавить к 162 г 5 % раствора гидрокарбоната кальция, чтобы получить среднюю соль кальция


5. Самостоятельная работа


1 вариант

2 вариант

1) Дайте характеристику элемента по плану

Натрия

магния

2) Составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса

Са + HCl К + O2

Ва + Cl2 К + H2O

3) Вычислите массу и количество вещест

ва сульфата калия образовавшегося при взаимодействии 200 грамм серной кислоты с 150 граммами гидроксида калия


4) Вычислите массу и количество вещест

ва фосфата натрия образовавшегося при взаимодействии 300 грамм фосфорной кислоты с 200 граммами гидроксида натрия



6. Домашнее задание § 29, упражнения № 3, 4, 5 стр 176 — 177


7. Оценки. Учитель объявляет оценки за урок с комментариями


8. Итоги урока.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: