Конспект урока на тему «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»





Технологическая карта урока по теме «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»


Составители:

Степанова Л.Г., учитель химии МБОУ СОШ № 1











Березовский

2015

Технологическая карта урока как способ организации учебного процесса в соответствии с ФГОС второго поколения

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности [1].

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность [3].

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

инструментальный (какими средствами это достижимо);

организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции) [2].

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока [1].

Предлагаемая технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе» реализует цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий, индивидуализацию обучения, позволяет оценить достижение целей урока.

















Технологическая карта урока

Тема урока: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе» (1 час)

Класс: 8

Учитель: ______________________________________________________________________________________________

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.

Задачи:

  1. На систему знаний: сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества.

  2. На систему специальных умений:

а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;

б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества.

3. На систему общеспециальных умений:

а) работать с текстом учебника;

б) составлять алгоритм решения задачи;

в) уметь производить необходимые расчёты для нахождения массовой доли растворённого вещества.

4. На систему общеучебных умений и навыков:

а) уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение устной и письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.- 224 с., Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, мультимедиапроектор, презентация.






Деятельность учителя

Деятельность учащихся, развивающая универсальные учебные действия (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые способы действия

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые способы действия

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые способы действия

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые способы действия

I этап. Мотивационо-информационный. Постановка проблемы.

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка учащихся к уроку. Если ты, придя с мороза,
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
в чашке ложкой размешай.

Я предлагаю вам решить следующую задачу:

Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? (Чтение задачи сопровождается показом слайдов, слайд 3).

Я вижу удивление в ваших глазах, вы не знаете, как это сделать? Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.

Обсудите в парах и запишите ответы на вопросы:

Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения химии?

Почему вы не можете сразу ответить на вопрос задачи?

Каких знаний или умений вам не хватает?

Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.

(Дети работают в парах, отвечают на вопросы, затем идёт коллективное обсуждение ответов отдельных пар, учитель комментирует ответы, подводит к теме урока)

Итак, тема нашего урока «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»

Цель: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.

Формулируют тему урока.


Делают умозаключения.

Настраивают-ся на урок, устанавливают рабочие отношения в классе.

Взаимодейст-вуют с учителем во время опроса, осуществляе-мого во фронтальном режиме.

Работают в парах.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

Готовятся к началу урока.

Умение преобразовывать теорию в практику.

Умение формулировать ответ.

Принятие социальной роли учащегося.

Формирование личностного смысла обучения

II этап. Планирование решения проблемы и достижения цели урока

Теперь давайте составим последователь-ность наших действий для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися, затем высвечивается на слайде 4):

1. Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме.

2. Узнать, как найти содержание растворённого вещества в растворе.

3. Узнать количественные данные для решения задачи.

4. Решить предложенную задачу.

5. Применить полученные знания при решении других задач.

Устанавливают причинно следственные связи,

Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний

Составление плана работы

Работают в парах.

Сотрудничество учителя и ученика

Составляют план для добывания новых знаний

Оценивают объективные трудности и возможности самостоятельной деятельности

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Устойчивый познавательный интерес

III этап. Актуализация знаний учащихся

Организует обсуждение этапов работы, решение проблемных ситуаций

1. Вспомним, что мы уже знаем по этой теме.

— О чём идёт речь в задаче, поставленной в начале урока? (о чае с сахаром)

— Так что же такое чай с сахаром с точки зрения химии? (раствор)

— Из чего состоит любой раствор?

(из растворённого вещества и растворителя)

— Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворитель – вода, растворенное вещество – сахар)



Отвечают на вопросы










Осмысливают материал

Настраиваются на решение проблемы

Сотрудничество учителя и ученика

Отвечая на вопросы, готовятся поиску проблемы


Проявляют интерес к новому.



IV этап. Изучение нового материала и решение проблемы

2. Узнайте, как найти содержание растворённого вещества в растворе, количественные данные для решения задачи (стр. 127-130 учебника, 6 слайд презентации) и решите задачу.

(работа с учебником в парах: вывод формулы, решение задачи)

Итак, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще?»

Кто хочет проверить это опытным путём? (Один пробует чай на вкус в обоих стаканах).

Сейчас продолжите предложения (слайд 9):

1. Раствор состоит из…

2. Растворителем может быть….

3. Для того, чтобы приготовить раствор заданной концентрации, необходимо знать….

4. Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.

Где мы встречались с подобной формулой?


Самостоятельно добывают знания из учебника

Умение составить искомую формулу

Умение работать в парах

Умение слушать собеседника

Добывают новые знания



Оценивают свои возможности

Умение самостоятельно добывать знания

Поиск новых знаний самостоятельно

V этап. Физкультминутка (презентация, слайд 10)

VI этап. Первичное закрепление

5. Применить полученные знания при решении других задач (слайд 11)

Задача. Определите массовую долю вещества в растворе, приготовленном из 200 г спирта и 15 г кристаллического йода.

(взаимопроверка, слайд 12). Проанализировать ошибки.

— С какими ещё растворами и где вам приходится встречаться в жизни?

В медицине –

В быту –

На производстве –

(дети приводят примеры растворов, учитель подсказывает)

Если позволяет время, для отработки УУД предлагается для решения еще одна задача (слайд 13):

Желудочный сок представляет собой 5%-ную соляную (хлороводородную) кислоту. Определите массу НСl в 300 г желудочного сока.

(взаимопроверка, слайд 14).


Решают задачу

Применять полученные знания

Работают в парах

Умение проводить взаимопроверку

Работая в парах, кооперируют усилия по решению учебной задачи

Закрепляют полученные знания.

Осущест-вляют взаимоконт-роль выполнения задания


VII этап. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим решать задачи на растворы.

Повторите § 36,

составьте и решите задачу на растворы.

Слайд 15 – выполнить дополнительное задание на оценку.

Осмысливают задание


Задают уточняющие вопросы.






VIII этап. Рефлексия

Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни: для того, чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.

А теперь закончим предложения и наш урок (слайд 16)

Сегодня на уроке я узнал…

Вызвало затруднение…..

Мне это пригодится….

Какое у вас было сегодня настроение на уроке? (Слайд 17)

Урок окончен. Спасибо за урок.



Участвуют в обсуждении

Осознанно подводят итоги

Отвечают на вопросы учителя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме

Осуществля-ют самооценку.




Уметь правильно оценивать выполнение действий.












Список литературы и использованных ресурсов:



  1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л., Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальным образованием.-2011.- № 12.

  2. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. Витебск, 2006.

  3. Якушина Е.В.,  Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС https://www.menobr.ru/materials/19/37639/











Свежие документы:  Технология адаптации образовательных программа в условиях разноуровнего обучения

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: