Конспект урока на тему «Строение атома. Электронные оболочки атомов»


Урок повторение по теме:

«Строение атома. Электронные оболочки атомов»

Учитель химии высшей категории Жансеитова Ф.М.,

сш№ 9, г. Тараз

Девиз к уроку:

Дорога к знанию?

Ну, что же, ее легко понять.

Ответить можно сразу;

Вы ошибаетесь, ошибаетесь,

И ошибаетесь опять,

но меньше, меньше,

меньше с каждым разом.

Цель: Обеспечение эффективного усвоения теоретического материала химии, формирование и развитие познавательного интереса, творческих и исследовательских навыков на основе применения компьютерных технологий. 

Для достижения цели ставились следующие задачи:

Задачи:

  • Обучающие: формирование целостности представления об атоме.

  • Развивающие: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; продолжить развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

  • Воспитательные: развитие творческих и исследовательских навыков, коллективной работы; развитие навыков культуры общения, толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

План урока:

  1. Организационный этап: Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

  2. Интеллектуально-творческий этап: организация творческой деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» и «знания»; организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной

информации.

  1. Повторение и закрепление опорных знаний: актуализация и закрепление соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивирование учащихся к учебному действию, и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими учебного действия.



  1. Рефлексивная деятельность: фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки.











Ход урока.

  1. Организационный этап:

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Строение атома. Электронные оболочки атома».

II. Интеллектуально-творческий этап:

    1. Проверка творческого домашнего задания: Презентация моделей атомов на тему: «Этот удивительный и многоликий атом» (критерии — сущность идеи, творческий подход, оригинальность, регламент — 3 мин)

(Презентации представляют собой самостоятельные творческие работы учащихся, выполненные по заданию учителя)

Темы презентаций учащихся:

  • Исторический портрет атома

  • Интересные факты об атоме

  • Электронный портрет атома

  • Литературный портрет атома

  • Технические модели атомов


  1. Второй этап урока: повторение и закрепление темы «Строение атома»

(презентация учителя)


2.1 Задания первого уровня, работа с ПСХЭ

  1. Задание «Узнай меня»: по предложенным вам данным (карточки) строения атомов, определите элемент, с помощью ПС

  2. Согласно положению элемента в Периодической системе составьте схему строения и электронную формулу элемента (работа с карточками).

  3. Физкультминутка: Заполните таблицу «Состав атомов».

Физкультминутка проводится в виде эстафеты. Эстафетной палочкой служит кусочек мела. Первый участник по очереди напротив записи знаков химических элементов записывают данные состава атома химического элемента. Учитывается правильность ответов и, кто быстрее выполнит задание.

  1. Повторение теоретических основ темы: Закончите предложения:

  • Протоны – это… Обозначаются _ , имеют массу _ и заряд _.

  • Нейтроны – это… Обозначаются _, имеют массу _ и заряд _ .

  • Электроны — это …..Обозначаются _ , имеют массу_ и заряд _ .

  • Число протонов равно ____ .

  • Масса атома равна ____ .

  • Число нейтронов равно ____ .

  • Число электронов равно ____ .

  • Атом в целом ______ .

Проверка:

Протоныp+ (+11р) это частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой, равной 1 а.е.м.

Нейтроныn (1n) – это электронейтральные (незаряженные) частицы с относительной массой, также равной 1 а.е.м.

Электроны — е (-1е) – частицы с отрицательным зарядом -1 , и относительной массой, которую приравнивают нулю (равной 1/1837 массы протона)

Порядковому номеру элемента в ПС

Сумме протонов и нейтронов: A = Z + N

Разности массового числа и порядкового номера N = AZ

Порядковому номеру.

Электронейтральный.

  1. Что означают эти модели?

(1 электрон, 1 протон и 1 нейтрон)

Проверка:

11H –протий, 12H – дейтерий, 13H — тритий

Что такое изотопы?

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, которые имеют одинаковый заряд ядра, но разную массу (массовое число), называют изотопами.

  1. Ответьте на вопросы:

Совокупность электронов в атоме называют-

Как вы понимаете понятие «Энергетический уровень»?

Что такое электронное облако?

Проверка:

(Электронной оболочкой атома)

(Энергетический уровень совокупность электронных облаков одинакового размера (орбитали одного слоя))

(Часть пространства, где наиболее вероятно нахождение электрона, называют электронным облаком)

  1. Какие формы электронных орбиталей вам известны?

Планетарная модель атома лития по Резерфорду (слайд):

Вокруг положительно заряженного ядра атома лития движутся отрицательно заряженные электроны, образуя….. (что?).

Строение атома натрия (слайд)

  1. Как составить схему строения и электронную формулу атома кислорода?

Составляем 816O (8p+, 8n)8e; 816O 1s22s2p4

2.2 Задания второго уровня:

  1. Задание 1.

а). По периодической системе химических элементов найдите заряды ядер атомов

Al, P, Br, Cl, N, O.

  1. Задание 2.

а). По периодической системе химических элементов найдите число электронов атомов

Al, P, Br, Cl, N, O

  1. Задание 3. Определите число протонов и нейтронов у-
    1. Атома натрия 2. Атома калия

  2. Задание 4.

Определите, ядра каких атомов представлены на схемах?

(зеленые кружки – протоны, желтые – нейтроны)


  1. Релаксация и рефлексивная деятельность:

А теперь, ребята, немного отдохнем.

Закройте глаза и представьте себя мельчайшей частицей атомом.

Загадайте себе заряд вашего ядра (пусть это число будет не более 85).

Представьте, сколько протонов и нейтронов в вашем ядре.

А теперь представьте ваши энергичные электроны, насыщающие вас энергией.

Представьте их бешенную скорость и траекторию движения. Мысленно проследите путь их движения.

А теперь откройте глаза и определите по таблице Менделеева с каким элементом вы себя сравнили.

Подумайте хорошо ли вы усвоили тему «Строение атома»

Домашнее задание.

Составить схемы строения атомов, и электронные формулы элементов второго третьего и четвертого периода (3-Х). Повторить п.56, 57

Молодцы! Вы славно поработали!


Свежие документы:  Конспект урока на тему "ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: