Конспект урока по Химии «Алюминий и его соединения» 9 класс


КГУ «Общеобразовательная школа-лицей при ПГК им. М. Жумабаева»













Урок химии


Тема: Алюминий и его соединения.


9 класс


Учитель: Шинкарева Яна Александровна


















2014 год

Тема: Алюминий и его соединения.

Цели урока:

образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

развивающая – развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечение системности учения

воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.


Тип урока: изучение нового материала и применение знаний по теме.


Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая, преобладающая работа — самостоятельная.


Урок с элементами технологии критического мышления.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент (1-2 мин)


II. Мотивационный этап.


1 стадия «Вызов». На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу.

Существует легенда о том, как к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из «глинистой земли». Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить. Вы уже догадались, о каком металле идёт речь?

(Учащиеся называют металлы, в том числе и алюминий).

Учитель объявляет тему урока: «Алюминий и его соединения»

Прием «Покопаемся в памяти»

Форма «Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, узнаю, хочу знать)»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Учитель предлагает взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о алюминии? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. При этом необходимо опираться на знания об общих свойствах металлов. После того как учащиеся записали все, что знают о алюминии, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о алюминии. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Свежие документы:  Проверочная работа по Химии "Типы химической связи" 11 класс


III. Изучение нового материала.

2 стадия — Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны усвоить. На этом этапе может быть предложена работа с текстом, заполнение матричной таблицы, чтение текста с пометками, выписка из текста.

1) Нахождение алюминия в природе.

Учащимся раздается печатный материал (Важнейшие природные соединения алюминия), демонстрируются минералы содержащие алюминий.

Работа с таблицей.

Ответить на вопросы:

а) Какие классы неорганических соединений входят в состав алюминиевых минералов?

б) Какой минерал имеет самое высокое значение массовой доли алюминия?

Работа учащихся в тетрадях с синхронным комментированием записи.


Задание 1. «Элементарное»

Дайте характеристику элемента с порядковым номером 13 по положению в «Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».

(Учащиеся выполняют задание).

Учитель: Около 100 лет назад Н.Г.Чернышевский сказал об алюминии, что этому металлу суждено великое будущее, что алюминий — металл социализма. Он оказался провидцем: в XX веке этот элемент стал основой многих конструкционных материалов. Поразительны перемены в стоимости алюминия.

Создание проблемной ситуации, через решение экономического вопроса.

Обсуждение происходит в микрогруппах.

Чем объяснить широкий диапазон использования алюминия?


Задание 2. «Экономическое»

В 1825 г. алюминий стоил в 1500 раз дороже железа, в наши дни лишь втрое. Сегодня алюминий дороже простой углеродистой стали, но дешевле нержавеющей. Во многих случаях значительно выгоднее применять алюминий, чем сталь. Почему?

Почему же алюминий можно назвать рекордсменом по многим параметрам (плотность, пластичность, электропроводность, распространённость в земной коре)?

Вывод запишите в тетрадь.

2) Физические свойства алюминия.

Прием «Кластер»

Задание 3. Создание кластера.

1. Напишите в середине листа ключевое выражение: «Физические свойства алюминия»

2. Начните записывать слова или предложения, которые  приходят на ум в связи с данным заданием.

З. По мере того, как у вас возникают идеи, и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

3) Химические свойства алюминия

Задание 4. Индивидуальная работа учащихся с информационной схемой.

Al → [+ простые вещества (неМе)] { + O2, + Hlg2, S
Al → [+ сложные вещества] { + H2O, + кислота, +щёлочь, + соль, + МеО.

Вопрос: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щёлочью).


Задание 5. По вариантам.

1 вариант. Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции (выполнение задания на интерактивной доске)

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Алканы. Особенности физико-химических свойств"

1.

Al + O2

А  

AlСl3 + H2

2.

Al + H2O

Б

AlСl3

3.

Al + Сl2

В

AlСl3 + H2O

4.

Al + HСl

Г

AlСl3 + Hg

5.

Al + NaOH

Д

AlСl3+ HgСl2

6.

Al + HgСl2

Е

NaAlO2 + H2

7.

Al + Fе3О4

Ж

Al(OH)3 + H2

 

 

З

Al(OH)3 + Na

 

 

И

Al2O3 + Fе

 

 

К

Al2O3

Ответы для самопроверки:

  1  

  2  

  3  

  4  

  5  

  6  

  7  

к

ж

б

а

е

д

и


2 вариант. Расставьте пропущенные коэффициенты (выполнение задания на маркерной доске)

  • 4Al + O2 = Al2O3

  • Al + 3Сl2 = AlСl3

  • 2Al + S = Al2S3

  • 2Al + 6H2O = Al(OH)3 + H2

  • 2Al + HСl = 2AlСl3 + H2

  • Al + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2

  • Al + HgСl2 = 2AlСl3 + 3Hg

Самопроверка по ответам на обратной стороне поворотной доски.

  • 4Al + 3O2 = 2Al2O3

  • 2Al + 3Сl2 = 2AlСl3

  • 2Al + 3S = Al2S3

  • 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

  • 2Al + 6HСl = 2AlСl3 + 3H2

  • 2Al + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2

  • 2Al + 3HgСl2 = 2AlСl3 + 3Hg


Критерии оценивания:

6-7 верных уравнений «зачёт на 5»;
4-5 верных уравнений «зачёт на 4»;
3 верных уравнения «зачёт на 3»;
менее 3 верных уравнений «незачёт».


IV. Рефлексия.

3 стадия — Рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке  по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова;

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам.

«Синквейн»:

  • на первой строчке тема называется одним словом (существительным)

  • вторая строчка — это описание темы в двух словах (прилагательных).

  • третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  • четвертая — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  • пятая — синоним из одного слова, который повторят суть темы.


V. Обобщение.



VI. Домашнее задание.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: