Конспект урока по Химии «Химические свойства кислот в свете электролитической диссоциации» 8 класс









Открытый урок


по теме:


«Химические свойства кислот в свете электролитической диссоциации».



Урок-исследование

/химия 8 класс /






Учитель МОУ СОШ с.Панино

Щенова Лариса Николаевна









Тема:


«Химические свойства кислот в свете теории электролитической

диссоциации»


Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека.


Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме.


1 этап – Целеполагание


Учащиеся:

Мы должны знать:

Определение кислот в свете ТЭД

Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД

Мы должны уметь:

Пользоваться таблицей растворимости

Проводить химические реакции характерные кислотам, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами

Составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде

Работать самостоятельно: наблюдать, выделять главное, делать выводы

Применять полученные знания на практике и в новых нестандартных ситуациях

Проводить самооценку своих знаний



Учитель: Понятны ли вам тема, цели и задачи урока?



Этапами сегодняшнего урока являются:


1.Целеполагание

2. Химическая разминка.

3. Исследование.

4.Применение знаний на практике и в новых нестандартных ситуациях

5.Рефлексия и самооценка знаний



Итак, первый этап уже пройден, приступаем к химической разминке


  1. Этап — Химическая разминка.




Индивидуальная работа по карточкам у доски. З человека.



Задания для учащихся, работающих у доски


Задание №1

Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.


Выпишите формулы одноосновных кислот:

Выпишите формулы двухосновных кислот:

Выпишите формулы трёхосновных кислот:

Назовите их. Как определяется основность кислот?

Задание №2


Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.


Выпишите формулы кислот, которые относятся к сильным электролитам:

Выпишите формулы кислот, которые относятся к слабым электролитам:

От чего зависит сила электролита?

Что такое степень электролитической диссоциации?

Задание №3


Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.


Составьте уравнения реакций электролитической диссоциации веществ:

HCl, H2SO4, HNO3 Дайте название каждой кислоте. Дайте определение кислот в свете ТЭД?









Фронтальная беседа по вопросам.


Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:


1. – На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)


2. – Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)


3. – Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)


4. – Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)


5. – Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)


6. – Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)


7. – Дайте определение кислот в свете электролитической диссоциации? (Это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.)

8. — Какие кислоты вам известны?

9. — Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

10. — Почему эти вещества называют кислотами?

11. — А все ли кислоты можно пробовать на вкус?

12. — Могут ли кислоты быть опасны для человека?


Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:


1-й ученик:

Классификация кислот по числу атомов водорода (по основности):


2-й ученик:

Классификация кислот по силе электролита:


3-й ученик:

Электролитическая диссоциация кислот:


Таким образом, мы вспомнили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения темы.

Переходим к 3 этапу исследования 20 мин


Проблемный вопрос:


Каковы же химические свойства кислот в свете теории ТЭД?


Но…

Произошло недоразумение, лаборант готовя растворы забыла наклеить этикетки. Можете ли вы провести дактилоскопическое исследование и обнаружить кислоту среди предложенных растворов?



Индивидуальная работа у доски

Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.


Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.


Порядок действий:


1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок — соляная кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится эта кислота.

Для этого используйте универсальную индикаторную бумажку.

2. Какой ион определяет изменение окраски индикатора в кислотах?

4. Вывод об окраске индикатора ( универсальной бумажки ) в кислотах запишите в тетрадь.




— С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.

Каждая группа получит инструкцию по проведению исследования.

Повторим правила техники безопасности

(группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании докладывают о результатах своих исследований)











  1. группа – Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами — цинком и медью.

Порядок действий:

1. Проделайте химические реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами. Для этого:

— в 1 пробирку поместите 2 гранулы цинка (обратите внимание на положение цинка в ряду напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

— во 2 пробирку поместите медную проволоку (обратите внимание на положение меди в ряде напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

3. Составьте уравнение реакции соляной кислоты с цинком (укажите тип реакции) и запишите её в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

4. Сделайте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения в электрохимическом ряду напряжений и запишите его в тетрадь.


Отчёт: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вставьте пропущенные слова.


Признак реакции: _____________________


Вывод: Металлы, находящиеся в ряду напряжений до водорода _________________ с кислотами с образованием растворимой ____________ и выделением ____________________

Металлы, находящиеся в ряду напряжений после водорода не _______________ с кислотами.


Тип реакции _______________________









  1. группа – Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди.

2. Для этого в пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) чёрного цвета прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (Укажите тип реакции)

4. Сделайте вывод о взаимодействии оксидов металлов с кислотами и запишите в тетрадь.


Отчёт:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вставьте пропущенные слова.


Признак реакции: ______________________________________


Вывод: Оксиды металлов ____________________ с растворимыми кислотами с образованием ______________ и _________________


Тип реакции _______________________


















  1. группа – Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с основаниями.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с растворимым основанием NaОН.

Для этого: в пробирку поместите 2 мл раствора NaОН и 2 капли фенолфталеина (почему раствор приобрёл малиновую окраску?), добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (укажите тип реакции)

4. Сделайте вывод о взаимодействии оснований с кислотами и запишите в тетрадь..


Отчёт:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вставьте пропущенные слова.


Признак реакции: ______________________________________


Вывод: Основания ______________ с кислотами, с образованием __________________ и _____________


Тип реакции______________________

















  1. группа – Инструкция по проведению химического анализа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с AgNO3 и Na2CO3.

Порядок действий:

1. Поместите в пробирку 2 мл раствора AgNO3 и добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

2.Поместите в пробирку 2 мл раствора Na2CO3 и добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?

2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

3. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями запишите в тетрадь.


Отчёт:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вставьте пропущенные слова.


Признак реакции: ______________________________________


Вывод: Соли _____________________с кислотами только в том случае, если образуется __________________ или __________________


Тип реакций____________________












Как вы считаете, всем ли кислотам характерны данные химические свойства или нет?


С чем это связано?


-Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)


Ещё раз проговариваем общий вывод по химическим свойствам кислот.



Приступаем к следующему этапу


4 этап Применение знаний на практике



А теперь слово предоставим практикам, которые расскажут нам о применении кислот.


Сообщения учащихся о кислотах: серная,

соляная,

азотная,

уксусная,

аскорбиновая (витамин С)

— Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести?


Польза кислот

  1. применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С.

  2. Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.

  3. Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.

  4. Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).

  5. Участие в процессе пищеварения.

Вред

  1. можно получить ожоги.

  2. кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.










Применение знаний в нестандартных ситуациях 5 мин


Какие из веществ вступят в реакцию с серной кислотой: Аu, Zn, FeO, CO2, Ca(OH)2, KCl, Na2SiO3 . Подчеркните эти вещества.

Подчёркивают: Zn, FeO, Ca(OH)2, Na2SiO3 .



  1. Переходим к следующему этапу. Рефлексия и самооценка знаний 5мин


— Рефлексия урока:


Что запомнили?

(Кислоты –электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка)


Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)


Чему научились?

(Различать кислоты с помощью индикаторов, проводить химические реакции с ними, составлять химические уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде)


Считаете ли вы , что цель урока достигнута?


Проведите самооценку своих знаний (по листу учёта знаний)


Выставление оценок.


Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.


Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С),которой я вас угощаю.


Домашнее задание 2 мин


Параграф 38.у 4, 5, 6. стр. 159. (задания на выбор, разноуровневые)

Для учащихся интересующихся химией: составьте кроссворд из 10 понятий по теме «Кислоты»






























Учащимся предлагаю необычное домашнее задание разного уровня сложности “Кем вы считаете себя в химии?”: кандидатом наук, профессором или академиком . Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень – академик. Дома выберете посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую вы претендуете. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. К следующему уроку выполняется первое задание, на выполнение второго задания даётся одна неделя.


Домашнее задание по теме:

« Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»

Кем вы считаете себя в химии?


Кандидатом наук


  1. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,

для следующих реакций:

    1. гидроксид калия + серная кислота;

    2. карбонат калия + азотная кислота;

  1. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

— капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;

— отметьте цвет лакмусовой бумажки;

— зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;

— сделайте вывод о том, почему лимон кислый?


Профессором


  1. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- —- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- — ZnS ;

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

  1. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

— опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;

— пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;

— зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;

— какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?

Почему? Письменно сделайте вывод ;

— определите формулу этого вещества;

  • составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.

Академиком


  1. В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

1) С + кислота —- соль + кислота;

2) Д + кислота —- соль + вода;

3) А + кислота —- соль + вода + газ;

  1. Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.



Свежие документы:  Конспект урока «Матрешки на ярмарке»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: