Конспект урока по Химии «Кислородосодержащие органические соединения» 10 класс


Конспект урока химии 10 класс по теме

Кислородосодержащие органические соединения

Файрушина Зифа Рустямовна

Учитель химии МБОУ СОШ с. Калтыманово, Иглинский р-н Республика Башкортостан

Класс: 10 класс (базовый уровень)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся о кислородсодержащих 

органических веществах.

Задачи урока:  

Образовательные:

— создать условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о кислородсодержащих соединениях, их составе, строении, свойствах, и применении.

Развивающие:

— содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через выполнение эксперимента; развивать умение сравнивать, анализировать; быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли; умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; умение работать в паре.

Воспитательные:

— обеспечить формирование интереса к химической науке через эксперимент; убедить учащихся в практической значимости науки химии.

Форма работы: фронтальная,парная, индивидуальная

Оборудование:   

  • Набор лабораторной посуды: пробирки, ступки,пестики

  • Набор реактивов:NaOH, CuSO4, FeCl3

  • Таблеткилевомицетин и парацетамол

  • Уксус столовый, лимон, растительное масло, йодная настойка,крем, ацетон, зарядка для телефона.

  • карта ученикаТест

  • Ход урока

I. Организационный этап, этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности

Учитель: мы с вами изучаем органические соединения. Какие органические соединения мы изучили

Ответы учащихся:

Учитель:Тема сегодняшнего урока: «Кислородсодержащие органические соединения». На уроке мы должны с вами систематизировать, обобщить знания об этих веществах, т.к. мы постоянно с ними встречаемся в повседневной жизни и не можем без них обойтись.

На столах у вас есть Карты оценки знаний. После выполнения задания вы будите оценивать свои знания .Критерии оценок записаны.

II. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

II. 1. Классификация, номенклатура и изомерия кислородсодержащих органических соединений

Учитель:Давайте вспомним состав и строение этих веществ.

Дать определение : какие вещества называются спиртами, альдегидами, кимлотами.

Вспомнить обшие формулы этих соединений на магнитной . (С п Н2п+2 О; С п Н2п О С п Н2п О2)

Предлагаю вам выполнить задание №1 (слайд №2) назовите вещества, найдите изомеры .



C:UsersвалентинаDesktopспирты.png





Задание №2

C:UsersвалентинаDesktopрис 2.png

Задание № 3



Учитель организует обсуждение выполненного задания и акцентирует внимание учащихся на взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.

Оцените свои знания заполните 3 пункта по карте.

2. Химические свойства. Химические свойства кислородсодержащих соединений определяется функциональной группой и углеводородным радикалом. Перечислим основные свойства наших соединений. И условия их проводения.

А) Химические свойства спиртов: Окисление спиртов ( Сu О), с активными металлами, с галогеноводородам, Дегидротации ( Н2 SO4) С образованием непредельных соединений, и простых эфиров, с органическими кислотами.

Б) Альдегидов : Окисление альдегидов ( Cu(OH)2, Ag2O) восстановление до спиртов

В)Кислот: С металлами, основными оксидами, с солями, спиртами, с хлором.



3Физкультурная пауза.

В классе развешаны карточки с формулами кислот , спиртов, альдегидов. Учитель читает предложение, учащиеся должны повернуть голову, в ту сторону, где находиться это вещество.

— в названии используется суффикс ол (аль), окончание овая

— возможна изомерия положения функциональной группы

— межклассовым изомером являются кетоны

— межклассовым изомером являются простые эфиры

— межклассовым изомером являются сложные эфиры

— между молекулами возможна водородная связь

— качественной реакцией является реакция «серебряного зеркала»

— образуются в результате реакции Кучерова.

— образуются окислением или дегидрированием первичных спиртов

— получают гидратацией алкенов

— относятся к кислородсодержащим органическим соединениям.



II. 2. Генетическая связь между классами органических соединений

Решить цепочку превращений:



Решить задачу: Соединение с молекулярной формулой С3 Н8 О подвергли реакции окисления в результате получили вещество состава С3 Н6 О. Э то вещество вступило в реакцию « серебряного зеркала», образуя вещество состава С3 Н6 О2.. При действия на него гидроксида кальция получили вещество , которой используется в качестве пищевой добавки по кодом Е 282. О но препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях. О пределите формулу довавки Е282. Напишите уравнения реакций. ( Пропионат кальция)

Оцените свои знания



II. 3. Качественные реакциина кислородсодержащие органические соединения(одноатомные и многоатомные спирты, карбоновые кислоты, альдегиды, фенол) (повторить, проговорить)

Учитель:Известно,что в лекарственных препаратах содержатся функциональные группы кислородсодержащих соединений. Используя, предложенные реактивы установите, какие функциональные группы содержатся в предложенных лекарственных препаратах: левомицетине и парацетамоле.(слайд № 5) слайд №6, слай № 7





Учащиеся выполняют лабораторные опыты, полученные результаты вносят в т е т р а ь формулируют выводы.Учительорганизует обсуждение полученных результатов.(слайды №6,7)

Оцените свои знания

3. Решить задачу: Сколько граммов бромэтана образуется если для реакции взяли 92 граммов этилового спирта , если выход продукта составляет 90 %

II. 5. Взаимосвязь свойств и применения кислородсодержащих органических веществ



Учитель: Ребята, как вы считаете, для чего мы изучаем строение, свойства, способы получения веществ?(для того, чтобы уметь грамотно применять вещества)

Давайте вспомним области применениянаиболее важных кислородсодержащих органических соединений. С лайд № 8, 9 10.

О каком веществе идет речь?

1. Бесцветная жидкость с резким кисловатым запахом.

2. Если это вещество не содержит воду, то при 16.6С она «замерзает» — образуя бесцветные кристаллы.

3. Она содержится в некоторых растениях, моче, поте, желчи.

4. Человеческий организм служит своеобразной «фабрикой» по выработке этого вещества, за сутки выделяется 0,5 кг

5. Служит для получения полимеров, красителей, ацетатного шелка, фото- и кинопленки.

6. Используется для домашнего консервирования.

( Уксусная кислота)1. Вязкая, низкокипящая жидкость (tкип =290С).

2.Смешивается с водой в любых отношениях.

3. Им обрабатывают некоторые материалы (кожу, ткани), которые после этого приобретают мягкость и эластичность

4. Идет на изготовление лаков и красок.

5.Используется для производства незамерзающих смесей – антифризов.

6. Его производное используется как взрывчатое вещество и в медицине.

7. Содержится в организме человека.



(Глицерин)

1. Это вещество использовал человек, имя которого известно во всем мире и связано с почетнейшими премиями.

2.  Сырьем для его производства являются две жидкости. Одна из них используется в медицине, для  отделки нож, в парфюмерии.

3.  Другое сырье является качественным реактивом на  белок. Белок желтеет.

4. Вещество используется в медицине уже больше 100 лет, как одно из  эффективнейших сердечных средств.

5. «Я пью его в мельчайших дозах на сахар, капая раствор.

А он способен бросить в воздух любую из ближайших гор».

Ответ: нитроглицерин 

III. Этап подведения итогов урока

Учительподводит итоги урока, комментирует выставленные отметки.

IV. Рефлексия

Учительпредлагает учащимся оценить свою работу на уроке и сформулировать затруднения, с которыми они столкнулись при выполнении заданий, подумать, над какими вопросами следует еще поработать. Рефлексия должна помочь учащимся определиться с выбором задания для домашней работы.

1 вариант

  1. Предельным одноатомным спиртам соответствуют формулы:
    А)
    CH2OБ) C4H10OВ) C2H6OГ) CH4O

Д) C2H4O2

2. Функциональная группа кислот :

А) карбонильная Б) карбоксильная В) гидроксильная

  1. Этанол реагирует с веществами:
    А)
    NaOHБ) NaВ) HClГ) CH3COOHД) FeCl3

  2. Качественная реакция на фенолы — это реакция с
    А)
    NaOH
    Б)
    Cu(OH)2
    В)
    CuO
    Г)
    FeCl3
    Д)
    HNO3

  3. Этаналь реагирует с веществами
    А) метанолом
    Б) водородом
    В) аммиачным раствором  оксида серебра
    Г) гидроксидом меди (II)
    Д) хлороводородом


вопроса

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1.







2.







3.







4.







5.











2 вариант

  1. Этанол реагирует с веществами:

А) NaOHБ) Na В) HCl Г) CH3COOH Д) FeCl3


  1. Функциональной группой спиртов является
    А) —
    COHБ) —OHВ) —COOHГ)-NH2Д) —NO2


  1. 2-метилбутанол-2
    А
    ) непредельный спирт

Б) предельный спирт
В) одноатомный спирт

Г) третичный спирт

Д) альдегид

  1. Выненаблюдали реакцию
    А) на многоатомные спирты
    Б) окисление спирта
    В) взаимодействие фенола с хлоридом железа (III)
    Г) «медного зеркала»

Д) «серебряного зеркала»

  1. Уксусная кислота реагирует с веществами
    А) водородом
    Б) хлором
    В) пропанолом
    Г) гидроксидом натрия
    Д) метаналем

Ответы учащиеся оформляют в таблице:



вопроса

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1.







2.







3.







4.







5.









Свежие документы:  Конспект урока на тему "Удивительные металлы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: