Конспект урока по Химии «Металлы в организме человека»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский

Металлы в организме человека.

Интегрированное внеклассное занятие — конференция




Подготовили: Лесникова Н.Т., учитель биологии Яковлева Е.С., учитель химии











г. Советский

2014г.


Интегрированное занятие — конференция по теме «Металлы в организме человека».


Цели.

Образовательные: расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать их значение в жизнедеятельности человека, сформировать основу для изучения последующих тем курса химии и биологии, показать единство живой и неживой природы.

Развивающие: продолжить развитие умения работать с дополнительными источниками информации, находить логическую взаимосвязь между фактами и реализовывать знания на практике; продолжить формирование навыка самостоятельной работы, умений четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов (межпредметные связи).

Воспитательные: продолжить работу по формированию бережного отношения к своему здоровью; развитию чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

Оборудование и материалы:

Таблицы на столах:

  • Содержание химических элементов в организме человека;

  • Схема проникновения ионов свинца в организм человека;

  • Предметы бытовой химии;

  • Элементарный состав пищи.

  1. Мультимедийное сопровождение «Презентация_______________________________

__________________________________________________________________________».

  1. Периодическая таблица Д.И.Менделеева.

  2. Химические реактивы ( )

  1. Химическое оборудование: пробирки, штатив.

  2. Отрывки из литературных произведений.

  3. Эпиграф к уроку.








Ход конференции


  1. Учитель биологии: Мы сегодня проводим внеклассное мероприятие «Металлы в организме человека», интегрируя знания химии и биологии. Форма, которую мы выбрали — конференции. Обязательное условие любой конференции — принятие общего решения. Мы сможем прийти к такому решению, прослушав подготовленные к конференции материалы. Подготовит проект решения рабочая группа.

  2. Учитель химии: в конференции принимают участие научные сотрудники лаборатории химии и биохимии, фармаколог, инспектор станции техобслуживания, статист, диетолог, представители творческой интеллигенции: писатель, актер.

  3. Учитель биологии: сотрудники лабораторий провели исследовательскую работу, собрали большой материал о химических элементах, участвующих в построении организма, что позволит вам расширить и углубить знания как о клетке, так и о химических элементах — металлах, входящих в состав клетки, а значит, и организма человека. Надеемся, что полученные сегодня сведения дадут вам возможность еще раз проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения о значимости металлов для каждого из нас. «Настоящий ученик учится открывать неизвестное и тем самым приближается к учителю», — эти слова поэта И.В. Гете сегодня как нельзя лучше подходят к нам, так как вы вместе с нами пролистали страницы учебников, дополнительной литературы, просмотрели сайты в Интернете. И творить будем вместе. Это урок-сотрудничество.

  4. Учитель химии: В периодической системе Д.И. Менделеева насчитывается 110 элементов. 87 их них обнаружены в организме человека. По количественному содержанию они делятся на макра-, микро- и ультрамикроэлементы. (См. таблицу). Макроэлементы составляют 99% массы клетки и являются главными компонентами всех органических соединений. Микроэлементы содержатся в клетках в очень малых дозах. Но даже те элементы, которые содержатся в ничтожно малых количествах, необходимы для жизни и ничем не могут быть заменимы.

  1. Учитель биологии: Заслушать информацию о 87 элементах из-за отсутствия времени мы не можем, обсудим только некоторые из них. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов, но и излишек тоже очень вреден и может оказать губительное воздействие на организм.

  2. Учитель химии: Рассмотрите таблицу «Химические элементы в клетках человека» и определите, какие металлы в наибольшем количестве находятся в организме человека, (кальций, натрий, калий, магний, никель, медь, свинец и т.д.). Для отчета вам необходимо заполнить таблицу в тетрадях по биологии (См. таблицу «Элементный состав пищи»). Давайте рассмотрим наиболее важные из них. Попробуйте отгадать. О каком элементе будет говорить актер.

  3. Актер:

Вхожу в состав костей, зубов,

Быстро свертываю кровь.

Применяюсь в медицине,

Искусстве и строительстве.

И в природе нахожусь

В достаточном количестве.

Окрашу пламя в красный цвет.

Что же я за элемент? (Кальций).

8. Презентация химического элемента кальция (представляет учащийся).

9. Учитель биологии: Соединения кальция составляют основу скелета человека и позвоночных животных. Наглядный пример — декальцинированная кость, которую можно завязать в узел. (Демонстрация опыта с декальцинированной костью).

10. Актер.

Сгораю со взрывом, с водой реагирую,

В связанном виде полезнее нет.

Я нужен и травам, и птицам, и дереву.

А пламя окрашу в фиолетовый цвет. (Калий).

  1. Учитель химии: Конечно же, речь идет о калии. Это представитель семейства щелочных металлов, из-за своей активности он не может находиться в природе в виде простого вещества и встречается в виде соединений.

  2. Биохимик (сообщение о калии).

  3. Актер.

С виду я совсем простой: реагирую с водой,

Желтым я горю огнем, режусь хорошо ножом.

Есть в моче я и в крови, меня попробуй назови. (Натрий).

  1. Биохимик (Презентация металла натрия)

  2. Актер.

В свободном виде он металл.

Ты его часто повсюду встречал.

Даже в яблоках можно его отыскать.

Ты его сможешь, конечно, узнать.

Крови он придает красный цвет,

И нигде без него жизни нет. (Железо).

16. Учитель биологии: Вы, конечно, узнали железо и, думаю, не забыли о том, что железо входит в состав молекул гемоглобина и обеспечивает транспортировку кислорода от органов дыхания к тканям. Подробнее вы узнаете о значении железа из презентации.


  1. Биохимик (Презентация о железе)


  1. Актер.

Свободный — я красный,

в солях — голубой.

В сельском хозяйстве

я встречусь с тобой.

Воду в живом синтезирую я.

Какой элемент?

Назовите меня. (Медь).

  1. Биохимик (Презентация о меди)

  2. Биохимик. Опыт «Действие ионов меди на белок».

  3. Актер.

Не типичный я металл.

Двойствен по природе.

От коррозии храню

при любой погоде.

В краску белую вхожу,

ведра покрываю.

Отгадайте, вас прошу,

как я называюсь? (Цинк).

  1. Биохимик (Презентация о цинке)

23. Учитель биологии. Особо хотелось бы остановиться на вредном воздействии на организм человека тяжелых металлов. К тяжелым металлам относится свинец.

24. Биохимик. Презентация о свинце.

Одним из поставщиков тяжелых металлов, например, свинца, является автомобильный транспорт, точнее, выхлопные газы. Давайте послушаем информационную справку инспектора со станции техобслуживания. (Выступление инспектора)

25. Учитель химии. Установлено, что содержание ионов свинца особенно высоко на прилегающих к дороге участках. Слово предоставляется статисту — экологу, который провел исследование на оживленных участках дорог города (выступление).

Также были проведены исследования снега с разных участков на содержание тяжелых металлов, (выступления лаборанта -химика).

26. Учитель биологии. Исходя из полученных сведений, заполните схему «Пути проникновения свинца в организм человека» (домашнее задание).

27. Учитель химии. Были исследованы препараты бытовой химии на содержание в них ионов металлов и пути проникновения их в организм. Результаты представляет химик — аналитик.

  1. Презентация металлов стронция, никеля, лития, ртути.

29. Учитель химии. Очевидно, что металлы необходимы клеткам человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм. А некоторые металлы — даже токсическое действие.

30. Учитель биологии. Закрепление. А теперь постарайтесь определить: о действии каких металлов идет речь.

31. Актер. Отрывок из рассказа Валентина Распутина «Век живи, век люби».

32. В класс входит бледный, анемичный человек со сломанной рукой, с больным зубом, в синяках. У него плохая память: он все время забывает, куда и зачем пришел.

Вопросы классу:

  • Симптомы каких болезней можно обнаружить у этого несчастного?

  • Нехватка каких элементов стала их причиной?

  • Что вы порекомендуете включить в рацион питания, чтобы избежать этих заболеваний?

(ответы учащиеся записывают в таблицу).


элемент

Болезни, возникающие при нехватке элементов

Продукты, содержащие данные элементы

железо

Анемия

Яблоки, печень, гранат

кальций

Рахит, переломы костей

Молочные продукты

натрий

Снижение памяти

Поваренная соль


33. Учитель биологии: Решение задач на определении суточной нормы металлов в пище. Задача № 1. В куске белого хлеба пшеничного хлеба содержится 0, 8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе? (Ответ. Суточная потребность подростка в железе 18 мг, а в куске 0.8 мг 18 мг : 0,8 = 22,5 кусков)

Задача № 2 . Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция Сколько нужно выпивать в день молока ,для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? ( Ответ. Для удовлетворения суточной потребности в кальции подростку надо выпивать 4,17 стаканов молока. 1200 мг : 288 мг — 4,17)

Задача № 3. Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить кальция в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых людей? (438 г 1200мг/день х 365 дней. Формирование скелета.


34. Решение конференции.

  • Роль металлов в организме человека очень велика.

  • Они регулируют все обменные процессы в организме.

  • Недостаток и излишек металлов нарушает обменные процессы в организме.

В целях сохранения своего здоровья за рационом своего питания.

Выводы.

Оценки за урок, несомненно, важны для каждого из вас. Но главные оценки поставит жизнь за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25 % зависит от наследственности и медицины, на 75 % — от образа жизни, который вы будете вести. Мы желаем вам, чтобы девизом вашей жизни стали слова Иоганна Вольфгана Гете «Мало знать — надо применять, мало хотеть — надо и делать».

СТИХОТВОРЕНИЕ

Человек — он ведь тоже природа, Он ведь тоже — закат и восход. И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света То с жестоким, то с добрым огнем. Человек — он зима или лето, Или осень с грозой и дождем.

Все вместил в себя — версты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек — он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества, встреч? Человек — он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь.

Сергей Островой.





Приложение


элемент

Болезни, возникающие при нехватке элементов

Продукты, содержащие данные элементы





























Приложение

ПЛАН ОПИСАНИЯ МЕТАЛЛА

1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕТАЛЛА В ОРГАНИЗМЕ.

2. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕТАЛЛА.

  1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
    ДЕФИЦИТА МЕТАЛЛА.

  2. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
    ИЗБЫТКА МЕТАЛЛА.

5. ИСТОЧНИКИ ОТРАВЛЕНИЯ.


Приложение


Схема проникновения ионов свинца в организм человека:










1 — грунтовая вода; 2 — человек; 3 — почва; 4 — растения, употребляемые в пищу. 5 — родниковая вода (питьевая); 6 — выхлопные газы.
























Приложение







Препарат бытовой химии

Металлы, входящие в состав

Пути проникновения в организм
















Приложение

СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРИРОДЕ

И ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА


ЭЛЕМЕНТ



СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТА (В МАССОВЫХ ПРОЦЕНТАХ)



СИМВОЛ



НАЗВАНИЕ


В ПРИРОДЕ


В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА


О

Кислород

49,5

65,4

Si

Кремний

25,7

0,01

С

Углерод

0,08

18,25

н

Водород

0,87

10,05

N

Азот

0,03

2,65

Р

Фосфор

0,12

0,8

S

Сера

0,06

0,21

С1

Хлор

0,19

0,19

Na

Натрий

2,60

0,25

К

Калий

2,50

0,27

Са

Кальций

3,50

1,90

М2

Магний

2,00

0,03

Fe

Железо

5,00

0,01

Си

Медь

0,01

0,01

А1

Алюминий

0,01

0,01

I

Йод

0,0003

0,0001

F

Фтор

0,027

0,0001

В организме человека химические элементы являются: макроэлементами, если их содержится > 2% микроэлементами, если их содержится 2%-0,01% ультрамикроэлементами, если их содержится <0,01%





Свежие документы:  Урок химии для 11 класса на тему «Классификация химических реакций»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: