Конспект урока по Химии «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты» 9 класс


Открытый урок по химии в 9 классе по теме:

«Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна



Задачи:

Образовательная – сформировать знания о строении молекул оксидов

углерода (II) и (IV), их физических и химических свойствах, получении и

применении, о важнейших карбонатах (кальцит, сода, поташ), их значении и

применении, о распознавании карбонатов, переходе карбонатов в гидро-

карбонаты и обратно.

Развивающая – развивать навыки обращения с лабораторным оборудова- нием и химическими реактивами, знания о соединениях углерода.

Воспитательная – воспитывать убеждённость в познаваемости мира ве-ществ, а также внимательность и наблюдательность.

Форма организации: классный урок.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационный.

Оборудование: школьный учебник, мел, штатив с пробирками, шпатели, трубочка, резиновые пробки, пробирка для собирания газов, лучинка, спички.

Вещества: кусочки мела, раствор соляной кислоты, известковая вода, карбонат натрия, раствор хлорида кальция, вода.

Ход урока.

I. Организация начала урока. Приветствие, отметка присутствующих.

II. Проверка домашнего задан


1) Доклад об алмазе – первый ученик(из книги для чтения).

2) Доклад о графите – второй ученик (из книги для чтения).

3) Что называют адсорбцией? Пропустите метилоранж через активированный уголь. Что вы наблюдаете? (один ученик проводит опыт).

4) Какими химическими свойствами обладает углерод? (один ученик у доски).

5) Как происходит круговорот углерода в природе?


III. Формирование новых знаний.


Изучив новую тему, в конце урока ответьте на вопрос: «Какую воду можно замутить своим дыханием?»

Угарный газ СО – бесцветный газ, малорастворим в воде, ядовит. СО + Hb = карбоксигемоглобин. 0,1 % СО в воздухе – человек теряет сознание и умирает. СО образуется при неполном сгорании топлива => опасно преждевременное закрывание дымоходов. СО – несолеобразующий оксид, хороший восстановитель, сгорает в кислороде до СО2: 2СО + О2 = 2СО2Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2

CO применяется в металлургии при выплавке чугуна.

Углекислый газ СО2 – бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, при обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём углекислого газа. При давлении в 60 атмосфер CO2 превращается в бесцветную жидкость. При испарении жидкого СО2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд» — для хранения пищевых продуктов. Вы уже знаете, что твёрдый СО2 имеет молекулярную решётку, способен к возгонке (что это такое?).

СО2 – кислотный оксид (реагирует со щелочами, основными оксидами и водой).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «М.В. Ломоносов – великий сын русского народа»

СО2 + NaOH = NaHCO3

СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

СО2 + CaO = CaCO3

СО2 + H2O = H2CO3

Угольная кислота H2CO3 – неустойчивая, равновесие смещается влево.

СО2 не горит и не поддерживает горение, однако магний Mg горит в СО2:

СО2 + 2Mg = 2MgO + С (сажа)

Получение СО2:

1) в лаборатории СаСО3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + СО2

Как распознают и собирают СО2?

2) в промышленности обжигом известняка СаСО3 → СаО + СО2

Угольная кислота H2CO3 – двухосновная кислота => 2 ряда солей:

1) средние – карбонаты и

2) кислые – гидрокарбонаты.

Из карбонатов в воде растворимы только соли К+, Na+, NH4+. Кислые соли растворимы в воде.

CaCO3 + H2O + СО2 (изб.) → Сa(HCO3)2.


IV. Закрепление изученного материала.

1) Какую воду можно замутить своим дыханием?

2) Угарный газ может замещать кислород в кровеносной системе человека. Как это происходит? К чему это может привести?

3) Как скажется на концентрации углекислого газа в крови задержка дыхания?

4) Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом?

5) В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру людей с собаками животные гибнут, а люди остаются невредимыми?

6) Рядом с аптечкой стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить зачем?

7) Выполните тест

1. Высшую степень окисления атом кремния проявляет в   

1) SiH4          2) SiO           3) SiO2          4) Mg2Si

2. Углерод проявляет окислительные свойства в реакции

1) C+O=CO2         3) ЗС + 4AI = АI4С3          2) С + 2CuO = 2Cu + CO2       4) C+H2O=CO+H2

3. Для увеличения растворимости оксида углерода (IV) в воде, где происходит реакция

             СО2 + H2O Û Н2СО3 + Q, необходимо

1) повышение давления              3) применение катализатора

2) повышение температуры        4) перемешивание раствора

4. При пропускании углекислого газа через водный раствор кар­боната калия

1) выпадает осадок карбоната калия         2) образуется гидроксид калия

3) образуется гидрокарбонат калия            4) углекислый газ

5.) При нейтрализации соляной кислоты (Na2СОз, Мг = 106) содой выделилось 5.6л углекислого газа (н.у.). Масса соды, всту­пившей в реакцию, равна      1) 53 г   2) 26,5 r          3) 17,75 г        4) 13,25г 



V. Итоги урока.

Домашнее задание: § 29, вопросы 1-7 стр. 137-138

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина"


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: