Конспект урока по Химии «Периодичность изменения свойств элементов в главных подгруппах и периодах»


Тема: Периодичность изменения свойств элементов в главных подгруппах и периодах, периодичность изменения окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств

УЭ

Задания, цели

Рекомендации к выполнению

УЭ-0

Интегрирующая цель урока: выявить закономерности периодичности изменения свойств элементов в главных подгруппах и периодах.

Внимательно прочтите цель урока

1 мин

УЭ-1

Цель: закрепить знания по темам «Валентность», «Степень окисления», «Периодический закон», «Строение атома».

  1. Дайте определения понятиям валентность и степень окисления.

  2. Приведите по 2 примера элементов с постоянной валентностью и переменной валентностью.

  3. Запишите формулировку периодического закона.

  4. Запишите графическую формулу распределения электронов по уровням в атомах магния, лития.

  5. Вычислите количество электронов, протонов, нейтронов в атомах магния и лития.

  6. Определите валентность и степень окисления каждого атома в соляной кислоте, хлориде меди, сульфате меди.

Ответьте на вопросы письменно в тетради

6 мин

УЭ-2

Цель: повторить и систематизировать информацию о закономерностях периодичности изменения свойств элементов.

  1. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в периодах слева направо (приведите пример).

  2. Заполните таблицу:

    Полярность связей Н-О и Н-Э

    Свойства гидроксида

    Связи равнополярны

    Амфотерные





  3. Как смещение связи между атомами металла и гидроксогруппой влияет влияет на диссоциацию в растворе?

  4. Как амфотерные элементы ведут себя в кислой среде, как в основной?

  5. Сформулируйте вывод об изменении свойств оксидов и гидроксидов элементов слева направо по периоду.

  6. Гидриды – это…

  7. Заполните таблицу

    Гидриды

    Физические свойства

    Металлов


    Неметаллов


  8. Как изменяется сила кислот в группах и периодах



Выполняйте письменно в тетради. Параграф 2.10 учебника

20 мин

УЭ-3

Цель: систематизировать знания.

Текст:

Расположение элементов в периодической таблице в соответствии с их атомным номером и внешней электронной конфигурацией обусловливает проявление двух важных закономерностей в химических свойствах непереходных элементов и их соединений:



1. Элементы со сходными химическими свойствами подразделяются на группы.

Например, все щелочные металлы находятся в группе I, а все галогены — в группе VII.

2. Наиболее электроположительные элементы, а следовательно наиболее реакционноспособные металлы, располагаются в нижнем левом углу периодической таблицы. Электроположительность элементов постепенно уменьшается при перемещении снизу вверх вдоль каждой группы и при перемещении слева направо вдоль каждого периода.

Наиболее электроотрицательные элементы, а следовательно, наиболее реакционноспособные неметаллы, располагаются в верхнем правом углу периодической таблицы. Электроотрицательность элементов возрастает при перемещении вдоль каждого периода в направлении от I группы к VII группе, но уменьшается при перемещении сверху вниз вдоль каждой группы.

Электроотрицательность или электроположительность элементов непосредственно связана с типами химических реакций, в которые способны вступать элементы, а значит, и с типами соединений, образуемых элементами. s-Металлы характеризуются способностью легко образовывать катионы и, таким образом, ионные соединения .Элементы, расположенные ближе к центру периодической таблицы, характеризуются способностью образовывать только ковалентные соединения. Более электроотрицательные p-элементы, расположенные ближе к правому краю периодической таблицы, способны образовывать как ковалентные, так и ионные соединения. Благородные газы, обладающие устойчивой электронной конфигурацией, образуют сравнительно мало соединений.

d-элементы располагаются в периодической таблице между группами II и III. Все они — металлы, но менее электроположительные и, следовательно, более электроотрицательные, чем s-металлы (щелочные и щелочноземельные металлы). Вследствие этого их соединения, например оксиды и хлориды, как правило, являются либо ионными с высокой степенью ковалентного характера, либо ковалентными. Совместно с p-элементами, расположенными ближе к центральной части периодической таблицы, они нередко образуют соединения высокомолекулярного типа или соединения со слоистой либо цепочечной структурой.

d-Элементы обладают способностью образовывать как катионные, так и анионные комплексные ионы, что не характерно для s-металлов. Валентности непереходных элементов тоже обнаруживают периодические изменения. Все элементы 3-го периода обнаруживают валентности, численно совпадающие с номером группы элемента. Кроме того, все элементы IV-VII групп обнаруживают валентности, равные разности между числом 8 и номером их группы.

Максимальные степени окисления элементов тоже обнаруживают периодические. Как правило, они возрастают при перемещении слева направо вдоль периода и достигают максимальных значений в группах V-VII. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что элементы с высшими степенями окисления обнаруживают, кроме них, еще множество других степеней окисления.

Технология «инсерт». Отметьте знаком +, то, что вам было известно, знаком -, то что не было известно, знаком ?, то, что осталось не понятно.

5 мин

УЭ-4

Цель: представить в виде кластера изученный материал.



Периодичность изменения свойств элементов







Выполняется на доске (фронтально)

3 мин

УЭ-5

Домашнее задание:

Параграф 2.10, ответить устно на вопросы после параграфа




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему «Пищеварение в ротовой полости»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: