Конспект урока по Химии «Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды» 11 класс


Краснокиевская средняя школа Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Учитель химии Гринёва Оксана Викторовна

Тема урока: Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Цель урока: Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с составом и свойствами нефти;

  • Дать представление о способах ее переработки;

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий: крекинг, ректификация, риформинг.

  • Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом;

  • Познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при добыче, транспортировке и переработке нефти

  • Познакомить с ролью нефти в развитии событий международной жизни и РК.

Развивающие:

  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, сравнения, выделять главное;

  • Сформировать умения работать самостоятельно с новыми источниками информации;

Воспитывающие:

  • Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы;

  • Предоставить учащимся информацию о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.

Здоровьесберегающие:

  • Обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Применяемые технологии: технология сотрудничества, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Создание атмосферы сотрудничества (клубок ниток.) Ребята в кругу говорят комплимент, соседу отматывая от клубка ниточку не отрывая её. Например, у Олега приятный голос. В конце получается паутина , которую дети поднимают над головой. Учитель предлагает посмотреть на паутинку и обращает внимание ребят на то , что не смотря на то какие все мы разные мы всё равно взаимосвязаны друг с другом.

2.Постановка темы и цели урока.

Учитель. Ребята я зачитаю вам стихотворение, а вы предположите тему урока и попробуйте поставить цель.

В предгорьях древнего Урала,

Кто ведает, с каких времен,

Дремал под снежным покрывалом

Его величество – Девон.

Сменялись, падали короны,

Вражда губила племена,

В подземных кладовых Девона

Вскипала черная волна.

Ученик. Могу предположить, что речь на уроке пойдёт о нефти, а цель нашего урока развитие нефтяной промышленности в РК.

3.Актуализация знаний.

Учитель. Так как эта тема для вас не является новой давайте вспомним всё что вы знаете по этой теме. Сейчас мы с вами примерим 4 из 6 шляп критического мышления (работа в парах.)

Ученики. Белая шляпа (атистическая) только факты по теме.

Слово “нефть” появилось в русском языке в XVII веке и происходит от арабского “нафата”, что означает “извергать”. Так назвали в IV–III тыс. до н.э. жители Двуречья – древнего очага цивилизации – маслянистую через легковоспламеняющуюся жидкость, которая действительно иногда извергается на поверхность земли в виде фонтанов. Сейчас на его территории располагаются крупнейшие нефтеперерабатывающие страны Ирак и Кувейт. Промышленная добыча нефти ведётся с 1859 года в Казахстане с 1899 месторождение Карашунгул. Переработку нефти впервые начали братья Дубинины на Кавказе.

1913 год Бёртон разработал технологию термического крекинга. 1936 год инженер Гудри разработал технологию каталитического крекинга. По запасам нефти РК входит в число 15 ведущих стран мира. В Казахстане месторождения находятся на территории 6 из 14 областей. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская , Мангыстауская. Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область на территории, которой более 75 месторождений. Крупнейшее из них Тенгизское. В Мангыстауской области свыше 70 месторождений в эксплуатации находится меньше половины. Большинство из них на поздних стадиях разработки.

Жёлтая шляпа (положительная.)

В состав нефти входят более 150 различных углеводородов. В зависимости от месторождения нефть имеет различный качественный и количественный состав. Нефть это бесценный дар природы. Значение нефти в нашей жизни велико. Именно поэтому её называют чёрным золотом жидким золотом кровью индустрии. С отдалённых времён люди применяли нефть в лечебных целях в строительстве и в военном деле. Египтяне употребляли нефть при изготовлении особых составов для бальзамирования трупов. В наши дни это сырьё для химической промышленности. Из нефти получают парафин для свечного и спичечного производства, вазелин для медицины, бензол и толуол для производства взрывчатых веществ, гудрон для пропитки шпал, нефтяной кокс для отопления. Великий ученый Д.И.Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты, и бросил свою знаменитую фразу: “Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями”. Мы считаем, что этим он подчеркнул значимость нефти.

Чёрная шляпа (негативная.)

Ну, может промышленная добыча нефти и ведётся с 1859 года. Но нам известно, что добывать нефть начали ещё в 1745 году. И если поначалу казалось ,что нефть приносит людям только выгоду, то оказалось что её использование имеет обратную связь. Более 2 млрд. тонн нефти попадает в море. Больше всего страдают от нефти птицы, особенно когда загрязняются прибрежные воды. Нефть склеивает оперение, оно утрачивает теплоизолирующие свойства, и, кроме того, птица, выпачканная в нефти, не может плавать. Птицы замерзают и тонут. Даже чистка перьев растворителями не позволяет спасти всех пострадавших.

Для того чтобы отмыть одну птицу, покрытую нефтяной плёнкой, требуется два человека, 45 минут времени и 1,1 тысяч литров чистой воды.

Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. Нефть и нефтепродукты попадают в океан при разведке и добыче, при аварии судов и сливе балластных вод танкерами. Нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие водоема. Страдают от нефтяного загрязнения и обитатели морей и океанов: 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих водных обитателей, молодь рыб и другие водные животные. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на пищевые качества мяса морских животных.

Красная шляпа (эмоциональная).

Нам попалась красная шляпа и если честно мы немного опешили. Как выразить эмоции по данной теме? Поэтому мы решили, что лучше всего эмоции передают стихотворения. Так как в интернете их много наше мнение разделилось, поэтому мы зачитаем оба понравившееся стихотворения.

Черная нефть струится,

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах ее огневой

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска.

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака.


Нефть, нефть, нефть – черное ты злато,

Коль с тобой поладим, заживем богато.

Много ты умеешь, ты сердца волнуешь,

Ты людей согреешь, ты людей обуешь.

Видно, от природы сильной ты породы:

Двигаешь машины, фабрики, заводы.

В сердце полыхала яркая зарница,

Ты поля вспахала, где растет пшеница

Нaши души греешь и горишь ты жарко

Ты весь день чернеешь, ночью светишь ярко,

Ты в стихах воспета, как же не гордиться!

Дай своим поэтам песней насладиться

Учитель. Молодцы . Перед уроком вы получили геометрические фигуры .Сейчас я попрошу вас объединиться в две группы согласно фигурам треугольники в одну группу а квадраты в другую. Сейчас составляем кластеры. Посмотрите каждый под свой стул там должно быть задание .

И так первая группа кластер на тему «фракции нефти и переработка мазута», вторая группа на тему «продукты переработки нефти».

(Защита кластеров.)

Ребята сейчас вы должны оценить работу соседней группы. Давайте определим критерии, по которым вы будете оценивать как кластер, так и выступление. (Дети определяют, критерии записываем на доске все предложенные).


1.Соответствие темы.

2.Доступность.

3.Аккуратность

4.Творческий подход.

5.Индивидуальность.

4. Изучение нового материала.

И так вы хорошо поработали, над пройденным материалом посмотрим, как вы справитесь с новой темой.

В классе на стенде были вывешены задания по новой теме. Вы должны были самостоятельно разбиться на группы и выбрать себе задание. Сейчас сядьте, таким образом, как вы готовили задание. ( работа в группах.)

1 группа

Мы рассматривали возможные перспективы развития нефтяной промышленности РК. Изучив, данные АО КазМунайГаз и Агентства по статистике РК мы пришли к выводу, что перспективы поисков нефти и газа связываются и с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье. Открытие в 2000 году Кашаганского месторождения на севере Каспия, в котором по прогнозам запас составляет 2,02 млрд. тонн, уже названо самым значительным событием в мировой практике за последние 30 лет. Изучив, данные статистики мы думаем, что каждое нефтегазовое месторождение должно рассматриваться как целостная система развития предпринимательства: от сферы современных бытовых услуг и до самого передового инженерного и программного обеспечения. Тем более если рассмотреть добычу нефти по годам, то в этом случае наблюдается только прирост и на 2013 год прогнозировалось только увеличение получаемого продукта. Добыча нефти 2012 году в Казахстане составила 70 млн. тонн. Из них Тенгизе — 17,3 млн., Карашыганаке — 11 млн., Узене — 6,5 млн., Жанажоле — 6,3 млн., Кумколе — 5,8 млн., Каламкасе — 4,2 млн., Каражанбасе — 2 млн., Кенкияк-надсолевой — 2 млн., Северное Бузачи — 1,8 млн., Жетыбае — 1,2 млн., Каракудуке — 1,2 млн., Алибекмоле — 0,4 млн., Кожасае — 0,3 млн., Асаре — 0,2 млн., Тасбулате — 0,1 млн. и другие. На основании этих данных мы решили составить свой план –прогноз на ближайшие 30-40 лет о перспективах развития нефтяной промышленности РК. Мы думаем, возможно, произойдут следующие изменения:

1.Стабилизируется рост потребления продукта.

2.Увеличится доля новых технологий для производства энергии.

3.Увеличится масштаб и стоимость транспортировки.

4.Возрастёт эффективность использования.

5. Увеличится доля альтернативных источников энергии (атомная), нетрадиционных ресурсов (солнечная, энергия ветра.)

2. группа

Наша группа занималась изучением способов очистки водоёмов от нефти. Мы нашли 5 разных способов очистки, причём в каждой стране это происходит по-разному.

Франция.

Создана специальная центрифуга марки „Циклонет». Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.

Швеция.

Здесь специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием.

Англия.

Учёные установили, что хорошие результаты дает применение диспергаторов – особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок» магнитом.

США.

Здесь большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы „Дженерал электрик» (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы УВ.

Россия.

Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск – кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе, таким образом, и пищу, и кислород для дыхания.

        1. группа.

А у нас было задание подготовить рубрику “Знаете ли вы, что…”:

Мы нашли несколько интересных фактов из истории развития нефтяной промышленности. И так “Знаете ли вы, что…”:

… есть выражение “кубик с трубкой Ломоносова”. Это первый перегонный аппарат или куб, который изобрел М. В. Ломоносов. Сейчас в нефтетехнологических лабораториях для перегонки нефти применяют кубы тех же размеров; этот “куб” является моделью современной установки. Модель хранится в Историческом музее в Москве.

… единственный музей нефти находится в Лениногорске. Музей действует уже более 30 лет.


… баррель 159 л = 159 дм – единица измерения нефти на мировом рынке. У нас добытую нефть измеряют в тоннах, в батманах (1 батман – 3,5 кг).

… в 1897 г. Рудольф Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания. Высокое давление в топливном насосе и мелкие отверстия форсунки дизельного мотора дают возможность использовать более тяжелые углеводороды в виде топлива. Эту фракцию углеводородов называют дизельным топливом.

… есть различные теории происхождения нефти. Теория происхождения нефти из органических веществ является общепризнанной. Основоположником этой теории является М.В.Ломоносов, а И.М.Губкин глубже развивал это направление.

Молодцы, а теперь давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель вы себе поставили, посмотрите на экран и сравните с моей целью.

Совпадают ли наши цели?

Достигли ли мы поставленную цель?

Оцените каждый свою работу на уроке объясните поставленную оценку.

( обсуждение).

5.Рефлексия

Ну а теперь я бы хотела узнать ваше мнение о сегоднешнем уроке поэтому прошу вас ответить на следующие вопросы.

1.Меня удивило…

2.Было интересно…

3.Мне не понравилось…

4.Я не когда не слышал, а сегодня на уроке узнал что…

6.Домашнее задание.

Подготовиться к обсуждению концепции Природа-Общество-Человек.


Написать эссе на тему: «Можно ли обойтись без нефти».










Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Кислород. Оксиды. Горение»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: