Конспект урока по Химии «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА» 8 класс


Открытый урок по химии в 8 классе

Учитель химии Кукушкина Татьяна Ивановна

МОУ СОШ № 9 г. Переславль-Залесский


РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА


Девиз урока: «Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше» Лев Толстой.

ЦЕЛЬ урока: дать понятие о сущности реакций ионного обмена. Рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания; научиться составлять ионные уравнения. Продолжить формирование умений записывать уравнения и предвидеть продукты реакций ионного обмена; закрепить понятие об электролитах и способности их распадаться на ионы в растворах; научить восьмиклассников пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся;

  2. Воспитательные: формирование тактичного и бережного отношения друг к другу, уважение мнения одноклассника и высказывание своего; формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде;

  3. Развивающие: продолжить формирование у учащихся способности к проведению мысленного эксперимента, развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний; проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы;

«Совершенствование должно быть теоретическим и практическим. К теоретическому совершенствованию относится мудрость и рассудительность, знание человеческих и божественных вещей и их причин; к практическому — умеренность, смелость, справедливость » Цицерон.

МЕТОДЫ: словесно-наглядно-практические: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, химический эксперимент, раздаточный материал.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: карточки-задания, презентация;

ФОРМА УРОКА: урок изучения нового материала;

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками (ПХ-14 или ПХ-16- 10 штук), спиртовка, спички; зажим пробирочный; раствор НСI, раствор НSO, раствор NaOH, раствор FeCI, раствор NaCO, индикатор фенол-фталеин.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ:

  1. личностные результаты — целеустремлённость, гуманизм, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  2. метапредметные результаты – формулирование гипотез, обобщение, выявление причинно-следственных связей, умение генерировать идеи;

  3. предметные результаты – давать определение изученным понятиям (электролит, химическое уравнение, реакция ионного обмена, электролитическая диссоциация), описывать демонстрационные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, структурировать изученный материал.

КОНСПЕКТ учащихся в тетрадях: определение реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена до конца, уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, работа по карточкам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.С.Габриелян «Химия» 8 класс, «Дрофа», М., 2010 г.;

  2. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии» 8 класс, «Блик плюс» М. 2000 г.

  3. Проект «Примерные программы по учебным предметам» химия 8-9 классы, М. «Просвещение», 2010 г.

  4. ФИПИ ГИА-2010 Химия 9 класс, АСТ, Астрель, М., 2010 г.

  5. В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралёва «Химия 9 класс подготовка к ГИА-2011» учебно-методическое пособие под ред. В,Н.Доронькина, «Легион» Ростов -на- Дону,2010 г.

  6. В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралёва «Химия, подготовка к ЕГЭ тематические тесты», учебно-методическое пособие, «Легион», Ростов – на – Дону,2010 г.


ХОД УРОКА


  1. Организационное начало (приветствие, отметка отсутствующих, подготовка к уроку); сообщение темы и цели урока.

  2. Переход к изучению нового материала (вводная беседа с учащимися по следующим вопросам:

      1. Что такое электролиты? приведите примеры;

      2. Что такое сильные, слабые электролиты? примеры;

      3. Что такое кислоты, основания, соли с точки зрения ТЭД;

  1. Изучение нового материала.

    1. Реакции ионного обмена

«Три пути ведут к знанию: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький» Конфуций.

Учитель: мы с вами изучили разные типы химических реакций. Сегодня на уроке нас будут интересовать реакции обмена.

Вопрос: что такое реакция обмена? Ответ учащегося: реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, в которой они обмениваются своими составными частями, например, ионами.

Вопрос: Откуда в растворе берутся ионы? Ответ: на ионы в растворе распадаются электролиты.

Вопрос: Как мы узнаем, диссоциирует вещество на ионы или нет? Ответ: надо обратиться к таблице растворимости гидроксидов и солей в воде.

В растворе электролиты распадаются на ионы и между ними могут протекать химические реакции, которые называются ионными реакциями. Уравнения этих реакций называются ионными уравнениями (слайд 3) — запись в тетрадь.

Вопрос уч-ся: Вспомните, при каких условиях реакции обмена идут до конца?

3.2 Условия протекания реакций ионного обмена (слайд 4) — запись в тетрадь:

1. Если

образуется осадок ( ↓ );

2. Если выделяется газ ( ↑ );

3. Если образуется малодиссоциирующее вещество (например, вода);

Проблемный вопрос: Можно ли отнести известную всем реакцию нейтрализации к реакциям ионного обмена?

Вопрос: Что такое реакция нейтрализации? Ответ: реакция нейтрализации – это химическая реакция, протекающая между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.

Л.О. №1 В пробирку (ячейку для опытов) наливаем 1 мл щёлочи гидроксида натрия NaOH и добавляем 2 капли индикатора фенолфталеина. Раствор окрашивается в малиновый цвет. Индикатор меняет свою окраску под влиянием щелочной среды. Затем приливаем 1 мл серной кислоты НSО. Раствор меняет свой цвет, он становится прозрачным. Вопрос: Назовите продукты реакции? Ответ: соль- сульфат натрия и вода.

Учитель просит учащихся записать на доске уравнение реакции в молекулярном виде (слайд 5):

2NаОН + НSО= NаSО + 2НО

Учитель обращается к классу:

«А отражает ли эта запись в истинном свете проведённую реакцию? Разве в растворе есть «молекулы» NаОН, или «молекулы» НSО, или «молекулы» NаSО – ведь это электролиты? Что же в действительности произошло?

Учитель приглашает к доске ученика и просит записать те ионы, которые имеются в растворе вместо «молекул»:

2NаОН = 2 Nа + 2 ОН

НSО = 2Н + SО₄²⁻ (здесь не требуется записывать ступенчатую диссоциацию)

NaSО = 2 Nа + SО₄²⁻

Учитель просит обратить внимание на то, какие из ионов не участвуют в реакции (2 Nа и SО₄²⁻). Следовательно, суть реакции сводится к тому, что если 2Н и 2ОН встречаются в сосуде (пробирке), то из них образуется две молекулы воды, т.е. Н + ОН = НО.

Вещества – электролиты записываем в виде ионов, на которые они распадаются в растворе, с учётом коэффициентов и индексов. Формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих веществ оставляем в молекулярном виде (слайд 6).

Записать ионное уравнение, при этом не забыть (слайд 7):

  • коэффициент перед формулой вещества относится к обоим ионам ;

  • формулы многоатомных (сложных) ионов не разрывают – ОН, СО₃²⁻, NО₃⁻, SО₄²⁻, РО₄³⁻, НСО₃ˉ , НРО₄²⁻ и т.п.

  • индекс после иона переходит в ионном уравнении в коэффициент перед ним.

2 Nа + 2ОН +2Н + SО₄²⁻ = 2 Nа + SО₄²⁻ + 2НО — получаем полное ионное уравнение (слайд 8)

* определим одинаковые ионы, то есть ионы, не участвующие в реакции (они находятся в правой и левой части уравнения в одинаковом количестве ). Формулы этих ионов можно вычеркнуть, другими словами, привести подобные члены в левой и правой частях уравнения («сократить») (слайд 9):


2 Nа + 2ОН +2Н + SО₄²⁻ = 2 Nа + SО₄²⁻ + 2НО

Перепишем только те формулы, которые остались (слайд 9 ) :

2ОН + 2Н = 2НО ОН + Н = НО – получаем сокращённое ионное уравнение (слайд 10)

Именно последняя запись и отражает содержание реакции нейтрализации между щёлочью и кислотой, т.е. абсолютно не важно, какая кислота и какая щёлочь провзаимодействуют, всё равно катион водорода и гидроксид – анион образуют при этом воду.

Сокращённое ионное уравнение отражает сущность реакции ионного обмена (слайд 11).

Затем ставится проблема: «А только ли щёлочи дают реакцию нейтрализации? Ведь есть ещё и нерастворимые основания». Учитель обращается к эксперименту, подчёркивая, что у него нет, например, нерастворимого гидроксида железа (111), но есть соль трёхзарядного железа и щёлочь. Сливая их растворы, мы получаем бурый осадок Fе (ОН)↓.

Л.О. №2 В ячейку для опытов налить 1 мл FeСI и добавить 1 мл NaOH. Учащиеся наблюдают образование осадка бурого цвета Fe(OH)↓. А потом учащиеся проводят реакцию нейтрализации с полученным осадком, приливая к нему 1 мл серной кислоты и наблюдают растворение осадка.

Уравнение реакции он просит ребят записать самим:

«хлорид железа (111) + гидроксид натрия»

Они записывают:

FеСI + NаОН

убеждаются, что это также реакция обмена:

FеС I + NаОН = Fе (ОН) ↓ + NаСI

и уравнивают запись (слайд 12):

FеС I + 3NаОН = Fе (ОН) ↓ + 3 NаСI

Составляем полное и краткое ионное уравнение:

Fe³⁺+ 3CI+3Na+3OH= Fe(OH)↓+ 3Na+3CI

Fe³⁺+3OH= Fe(OH)

Затем учитель предлагает провести реакцию нейтрализации между полученным Fе(ОН) и НSО₄.

Л.О. №3 К полученному осадку Fe(OH)3 учащиеся добавляют 1 мл серной кислоты, в том, что реакция прошла успешно, ученики убеждаются по растворению выпавшего ранее осадка:

Fe(ОН) ↓ + НSО = Fе( SО) + Н2О

Здесь важно обратить внимание на то, что в результате этой реакции не может получиться соль состава FеSО, ибо тогда уже не будет реакция ионного обмена – железо будет иметь заряд, как и исходное, +3 и получится соль состава Fе( SО). Уравниваем, как всегда, с ионов соли:

2 Fе(ОН)↓ + 3НSО = Fе( SО) + НО

И, наконец,- водород (в левой части его в 2 Fе(ОН) 6 атомов + 6 атомов из 3НSО = т.е. 12), тогда перед водой запишем коэффициент 6 (слайд 13):

2 Fе(ОН)↓ + 3НSО = F е( SО) + 6 НО

2 Fе(ОН)↓ + 6H+ + 3SO42- = 2Fe3+ + 3SO42- + 6H2O

2 Fе(ОН)↓ + 6H+ = 2Fe3+ + 6H2O

А вот, чтобы показать образование газа- второго условия протекания реакций до конца,- нужно помнить правило, что эта реакция обязательно будет идти между кислотой и солью летучей кислоты. Учащиеся проделывают опыт реакции между раствором карбоната натрия и соляной кислотой:

Л.О. №4 В пробирку (ячейку для опытов) налить 1мл карбоната натрия NaCO и добавить 1 мл соляной кислоты HCI. Наблюдаем характерное вскипание из-за выделяющегося углекислого газа CO↑.

NaCO + HCI NaCI

Ещё один продукт реакции — HCO как вы помните, сразу же распадается на CO↑ (вот он — газ) и HO, поэтому их и пишут в уравнении (слайд 14):

NaCO + 2HCI = 2NaCI + HO + CO₂↑

Составляем полное и краткое ионное уравнение:

2Na+CO2+2H+2CI=2Na+2CI+HO+CO

CO2+2H = HO+CO


Итак, подведём итог нашему уроку. Учитель обращается к классу с вопросами:

  • Что такое реакции ионного обмена? Ответ: это реакции между ионами;

  • В каких случаях реакции ионного обмена практически необратимы? Ответ: 3 условия: 1) если образуется осадок; 2)если выделяется газ; 3) если образуется малодиссоциируемое вещество);


«Немного знать, но многое понимать следует человеку» Демокрит (слайд 15).

4. Закрепление

Закрепление учитель проводит по карточкам в форме тестовых заданий (3 задания), соответствующих заданиям «А» и «В» частей ЕГЭ (прилагаются).

5. Домашнее задание

Пар. 37, конспект в тетради, упр. 2-5 стр. 155-156

6. Выставление поурочного балла.

В конце урока учащиеся сдают выполненные задания по карточкам и высказывают своё мнение в цветовой гамме (красный цвет — отлично, синий – хорошо, зелёный – удовлетворительно) .
















Приложение

Тестовые задания для проведения закрепления по уроку.

Задание 1

1. К неэлектролитам относится:

1) NaCI; 2) MgCI ; 3) NaSiO ; 4) SiO₂;

2. С выделением газа протекает реакция между:

1) карбонатом натрия и нитратом магния

2) фосфорной кислотой и нитратом бария

3) хлоридом аммония и гидроксидом кальция

4) хлоридом калия и нитратом серебра

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции


А) PO + HO→ 1) NaPO₄ + H₂↑

Б) HPO + NaO → 2) HPO₄ + HO

B) NaOH + PO₅→ 3) HPO

4) NaPO + HO

5) HPO + H₂↑


А

Б

В

Ответ




Задание 2

1. К хорошо растворимым в воде электролитам относится

1) сульфат бария

2) сульфат цинка

3) сульфид меди (11)

4) оксид железа (|||)

2. Выделение газа происходит в результате взаимодействия ионов

1) H и CI

2) H⁺ и SO₃²⁻

3) NH₄⁺ и PO₄³⁻

4) NH₄⁺ и S²⁻

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) NaO+HO 1) BaO+NaCI+SO

Б) NaSO+BaCI 2) NaOH+H

В) HSO₄+Ba(OH)₂→ 3) BaSO₄↓+NaCI

4) BaSO₄↓+HO

5) NaOH


А

Б

В

Ответ





Задание 3

1. К хорошо растворимым электролитам в воде относятся

1) гидроксид алюминия

2) гидроксид натрия

3) углекислый газ

4) сахар

2. Выделение газа происходит в результате взаимодействия ионов

1) NH₄⁺ и SO₄²⁻

2) H и SiO₃²⁻

3) NH₄⁺ и SO₄²⁻

4) H⁺ и S²⁻

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) BaO + SO 1) KSO + HO

Б) HSO+HO 2) BaSO₃→

B) KSO+Ba(OH)₂→ 3) KSO+H₂↑→

4) BaSO

5) BaSO₃↓+KOH


А

Б

В

Ответ




Задание 4

1. При растворении в воде полностью распадается на ионы

1) гидроксид калия

2) оксид углерода (||)

3) сероводород

4) глюкоза

2. Сокращённое ионное уравнение Cu²⁺+ 2OH⁻= Cu(OH)соответствует взаимодействию

1) нитрата меди (11) и гидроксида железа (11)

2) оксида меди (11) и воды

3) сульфата меди (11) и гидроксида калия

4) карбоната меди (11) и гидроксида бария

3. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

1) гидроксидом калия

2) карбонатом натрия

3) оксидом калия

4) нитратом свинца


Задание 5

1. К реакциям обмена относят реакцию, уравнение которой

1) CaO + SO= CaSO

2) 2Na + 2H₂O = 2NaOH +H₂

3) 2Al(OH)₃ = Al₂O₃+H₂O

4) H₂S + 2KOH= K₂S + 2H₂O

2. Электролитом является каждое из двух веществ, формулы которых

1) CaCO₃ CO 3) H₂SO₄ Mg(NO₃)₂

2) Ag₂O BaSO₄ 4) PbS C₂H₅OH

3. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

1) SO₃ 2)HNO₃ 3) KCI 4) HBr


Задание 6

1.Вещество, при диссоциации которого образуется сульфид-ион, имеет формулу

1) Na₂S 2) S 3) K₂SO₃ 4) CuSO₄

2. При взаимодействии гидроксида железа (||) с раствором серной кислоты образуются

1) FeSOHO 2) Fe₂(SO₄)₃ HO 3) ) FeSOH₂ 4) Fe₂(SO₄)₃ H

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) Fe(OH)₂→ 1) Fe(OH)₃↓ + NaCI

Б) FeCI₃ + NaOH→ 2) FeO + H₂O

B) H₂SO₄p-p + Fe→ 3) FeSO₄ + H₂↑

4) FeO + H₂↑

5) Fe₂(SO₄)₃ + H₂↑

6) Fe₂O₃ + H₂O


А

Б

В

Ответ





Задание 7

1. К реакциям обмена относится взаимодействие между

1) оксидом натрия и углекислым газом

2) хлоридом железа (||) и хлором

3) соляной кислотой и гидроксидом магния

4) ортофосфорной кислотой и цинком

2. Электролитами являются оба вещества в группе

1) CH NHCI 3) CaO BaSO

2) CHOH HNO₃ 4) Fe(OH)₃ HCI

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) HS + O 1) HSO

Б) HSO + NaO 2) SO + HO

B) HSO + NaOH 3) NaSO + H

4) NaSO + HO

5) NaSO + HO

6) HSO


А

Б

В

Ответ





Задание 8

1. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует

1) сахароза 2) гидроксид натрия 3) хлорид алюминия 4) азотная кислота

2. Какое сокращённое ионное уравнение соответствует реакции между нитратом бария и серной кислотой?

1) Ba²⁺ + SO₄²⁻ = BaSO₄ 3) H⁺ + NO₃⁻ = HNO

2) H + OH = HO 4) Ba²⁺ + 2NO₃⁻ = Ba(NO)

3. Основанием и кислотой соответственно являются

1) HNO и AIO₃ 2) HS и NaNO₃ 3) HSO₃ и Ca(OH)₂ 4) KOH и HPO


Задание 9

1. К неэлектролитам относится

1) карбонат натрия 3) хлороводород

2) этиловый спирт 4) нитрат цинка

2. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

1) хлорида калия и нитрата цинка

2) сульфата калия и нитрата бария

3) сульфата натрия и гидроксида калия

4) нитрата натрия и сульфата железа (||)

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) MgO + SO₃ → 1) →MgSO

Б) Mg(OH)₂ + HSO₃ → 2) →MgSO

В) Mg(OH)₂ + HCI → 3) →MgCI₂ + H

4) →MgCI₂ + 2HO

5) →MgSO₃ + 2H₂O

6) →MgSO₃ + H₂


Задание 10

1. Какое уравнение соответствует реакции обмена

1) CuO + HSO₄ = CuSO₄ + HO

2) CaO + H₂O = Ca(OH)₂

3) Zn + 2HCI = ZnCI₂ + H₂

4) 2Cr(OH)₃ = CrO₃ + HO

2. Вещество, при диссоциации которого образуется сульфат-ион, имеет формулу

1) Na₂S 2) S 3) K₂SO₃ 4) CuSO₄

3. Уравнению реакции Zn(OH)₂ + HSO₄ = ZnSO₄ + 2HO соответствует сокращённое ионное уравнение

1) H⁺ + OH⁻ = HO

2) Zn²⁺ + SO₄²⁻ = ZnSO₄

3) H₂SO₄ + Zn²⁺ = ZnSO₄ + H₂O

4) Zn(OH)₂ + 2H⁺ = Zn²⁺ + 2H₂O


Задание 11

1. Какое уравнение соответствует реакции обмена

1) Zn + HSO₄ = ZnSO₄ + H

2) Ba + 2H₂O = Ba(OH)₂ + H₂

3) Na₂O + 2HCI = 2NaCI + H₂O

4) 2AI(OH)₃ = AIO₃ + 3HO

2.Вещество, при диссоциации которого образуется ортофосфат-ион, имеет формулу

1) KPO₄ 2) HPO₃ 3) NaPO₃ 4) KPO

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А)CuSO₄ + Fe(OH)₂→ 1) →Cu + S + O₂

Б)CuSO₄ + Ca(OH)₂→ 2) →FeCI₂ + Cu

В)Fe + CuCI₂→ 3) →Cu(OH)₂ + CaSO₄

4) → Cu(OH)₂ + FeSO₄

5) → не взаимодействует (-ют)

6) → CuS + O



А

Б

В

Ответ






Задание 12

1. Ионы СI⁻ образуются при диссоциации

1) KCIO₄ 2) HCIO₃ 3) HCIO 4) KCI

2. Сокращённое ионное уравнение Fe²⁺ + 2OH⁻ = Fe(OH)₂ соответствует взаимодействию веществ:

1) Fe(NO₃)₃ и KOH 3) FeSO₄ и Cu(OH)₂

2) NaOH и FeS 4) Ba(OH)₂ и FeCI₂

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) FeCI₂ + NaOH→ 1) →FeCI

Б) FeCI₃ + KOH→ 2) → Fe(OH)₂ + 2NaCI

В) Fe + HCI→ 3) → H₂ + FeCI

4) → не взаимодействуют

5)→ KCI + Fe(OH)₃

6) →FeCI₂ + H₂



А

Б

В

Ответ





Задание 13

1. Вещество, при диссоциации которого образуется нитрат-анион, имеет формулу

1) NHOH 2) Ba(NO₃)₂ 3) NaNO₂ 4) ( NH₄)₂SO

2. Реакция обмена между растворами соляной кислоты и гидроксида бария проходит до конца за счёт взаимодействия ионов

1) Ba²⁺и CI⁻ 2) Ba²⁺и H⁺ 3) OH⁻ и Ba²⁺ 4) OH⁻ и H

3. С выделением газа протекает реакция между

1) силикатом калия и гидроксидом кальция

2) карбонатом кальция и соляной кислотой

3) нитратом цинка и оксидом бария

4) сульфатом калия и хлоридом магния


Задание 14

1. К хорошо растворимым электролитам относится

1) гидроксид бария 2) сульфид меди (||) 3) фосфат железа (|||) 4) карбонат магния

2. При сливании растворов карбоната калия и соляной кислоты в химической реакции участвуют ионы:

1) CO₃²⁻ и CI⁻ 2) K⁺и H⁺ 3) CO₃²⁻ и K⁺ 4) H⁺ и CO₃²⁻

3. К реакциям нейтрализации относится реакция

1) CaO + HSO₄ = CaSO₄↓+ HO

2) Ba(NO₃)₂ + KSO₄ = BaSO₄↓ + 2KNO

3) 2NaOH + CuSO₄ = Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄

4) 2H₃PO₄ + 3Ca(OH)₂ = Ca₃(PO₄)₂↓ + 6H₂O


Задание 15

1. Вещество, при диссоциации которого образуется карбонат-ион, имеет формулу

1) NaHCO₃ 2) CaC₂ 3) Ca(HCO₃)₂ 4) NaCO

2. К электролитам относится

1) сульфат железа (||) 3) оксид кальция

2) хлор 4) оксид азота (||)

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А) Zn + O₂→ 1) ZnO + H

Б) Zn(OH)₂ + HCI→ 2) ZnCI₂ + HO

В) Zn(OH)₂→ 3) ZnO + HO

4) KZn + HO

5) ZnO

6) Zn + H₂O



А

Б

В

Ответ





Задание 16

1. К неэлектролитам относится

1) метанол 3) угольная кислота

2) фосфорная кислота 4) соляная кислота

2. Газ выделяется при взаимодействии растворов

1) хлорида калия и серной кислоты

2) карбоната кальция и азотной кислоты

3) серной кислоты и гидроксида бария

4) фосфата натрия и соляной кислоты

3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

А)CaCO + HCI 1. СaCI + NaCO

Б) CaCO₃→ 2. CaCI₂ + HCO

В) Ca(OH) + HCI 3. CaCI + NaCO₃→

4. не взаимодействуют

5. CaCI₂ + CO₂ + HO

6. CaO + CO₂


Задание 17

1. К неэлектролитам относится

1) гидроксид магния 3) оксид углерода (||)

2) гидроксид калия 4) нитрат меди (||)

2. К реакциям обмена относится взаимодействие между

1) оксидом калия и водой

2) хлором и кислородом

3) азотной кислотой и гидроксидом бария

4) серной кислотой и магнием

3. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH) + 2HNO Ba(NO₃)₂ +2 HO соответствует сокращённое ионное уравнение

1) Ba(OH) + H⁺→Ba²⁺ + HO

2) 2OH + 2H 2HO

3) Ba²⁺ + 2NO₃⁻→Ba(NO)

4) OH + H HO


Задание 18

1. Электролитом не является

1) гидроксид калия 3) азотная кислота

2) хлорид калия 4) сахароза

2. Сокращённое ионное уравнение H + OH⁻→HO соответствует реакции

1) KOH + HSO₄→

2) NHOH + HSO₄→

3) Fe(OH) + HSO₄→

4) Ba(OH) + HSO₄→

3. При добавлении раствора карбоната натрия к раствору хлороводородной кислоты

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит


Задание 19

1. Основанием и кислотой соответственно являются

1) HNO и NO 3) HSO и Ca(OH)

2) HS и NaNO₃ 4) KOH и NaPO

2. Уравнением электролитической диссоциации является

1) CaCO₃ →CaO + CO₂

2) NH₄CI→ NH₃ + HCI

3) H₂SO₄→2H⁺ + SO₄²⁻

4) HCI + NaOHNaCI + HO

3. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата натрия и нитрата бария

3) карбоната кальция и соляной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария


Задание 20

1. С образованием катионов металла в растворах диссоциируют

1) основные оксиды 3) основания

2) кислотные оксиды 4) кислоты

2. К реакциям нейтрализации относится реакция

1) Ca(OH)₂ + HCO₃=CaCO₃↓ + 2HO

2) Ba(NO₃)₂ + KSO₄=BaSO₄↓ + 2KNO

3) 2NaOH + CuSO₄ = Cu(OH)₂ + NaSO

4) CO₂ + Ca(OH)₂= CaCO₃ + H₂O

3. Сульфиту натрия соответствует формула

1) NaHS 2) NaSO₄ 3) NaSO₃ 4) NaS


Задание 21

1. Сильными электролитами являются

1) HCI AgNO₃ 3) Fe(OH)₃ HSO

2) Zn(OH)₂ HS 4) HPOAgPO

2. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

1) сульфата калия и нитрата алюминия

2) серной кислоты и карбоната натрия

3) гидроксида бария и хлорида натрия

4) нитрата калия и фосфорной кислоты

3. С образованием катионов металла и гидроксид-анионов диссоциирует

1) сахароза 3) гидроксид бария

2) оксид алюминия 4) нитрат алюминия

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Создание комбинированных документов" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: