Конспект урока по Химии «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» 9-11 класс



ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


ПО ХИМИИ


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ


« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»






Составитель :

учитель химии

МКОУ СОШ № 7 п. Владимировка

Туркменского района

Важеева Н.Н.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 9 – 11 КЛАССОВ

Программа несет естественно — научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.

Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 9 – 11 классов и рассчитана на три года.

Цель программы — развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы

Образовательные :

  1. формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;

  2. формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;

  3. повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.

Воспитательные:

1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;

2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

3. содействие в профориентации школьников.

Развивающие :

  1. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;

  2. развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

  3. развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.

1-й год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.

2-й год обучения предусматривает закрепление ранее изученных типов теоретических задач на примере различных классов органических веществ.

3-й год обучения нацелен на обобщение , решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии, проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется умению работать с информационными технологиями , тестовыми заданиями, подготовке ЕГЭ.










Методическое обеспечение программы


Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.


Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.

Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.


Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и химическая посуда.


Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.


Ожидаемые результаты:

После прохождения 1 года обучения школьники должны:

По теме « Решение задач по химическим уравнениям»:

1) иметь представление о химических реакциях, их видах;

2) знать

— основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.

3) уметь

— делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;

— решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;

— производить расчеты по термохимическим уравнениям;

— производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.

По теме « Окислительно – восстановительные реакции»:

  1. знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;

  2. уметь

-определять степени окисления химических элементов;

-расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса и полуреакций.

По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:

  1. знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;

  2. уметь

— записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;

— решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;

— выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».

По теме «Качественные реакции на неорганические вещества»

  1. иметь представление о качественных реакциях;

  2. знать

— и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием;

— реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы неорганических веществ.

3) уметь

— проделывать качественные реакции;

— применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе.

После прохождения программы 2 года обучения учащиеся должны

по теме « Нахождение молекулярной формулы органического вещества»:

1) знать об особенностях строения органиче­ских веществ, их многообразии и свойствах;

2) уметь находить молекулярную формулу ор­ганического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) про­дуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;

по т е м е «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ»:

1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;

2) уметь

производить расчеты по химическому уравнению;

— составлять задачи с участием органи­ческих веществ на нахождение массы, объ­ема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных ве­ществ;

по т е м е «Генетическая связь между ос­новными классами органических соединений. Ге­нетическая связь органических и неорганических веществ»:

1) знать химические свойства и способы полу­чения органических веществ;

2) уметь

решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;

— решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органиче­ских веществ;

— уметь решать и составлять задачи по це­почкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с орга­ническими;

по т е м е «Окислительно-восстановитель­ные реакции»:

уметь

расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреак­ций;

— составлять уравнения окислительно-вос­становительных реакций;

по т ем е «Качественныереакции на органи­ческие вещества»:

1) знать

технику безопасности при работе с органи­ческими веществами;

— реагенты и методы проведения качествен­ных реакций на различные органические ве­щества;

2) уметь

— проделывать качественные реакции;

— применять полученные знания при реше­нии и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в рас­творе;

— работать с химическими веществами и хи­мическим оборудованием.

Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.

После прохождения программы 3-го года обу­чения школьники должны:

по т е м е «Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева»:

1) знать строение атома;

2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графи­ческие формулы атомов и ионов элементов;

по т е м е «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие»:

1) знать основные принципы протекания хи­мических реакций;

2) уметь

производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реак­ции, константы равновесия;

— прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, кон­центраций веществ, действии катализатора;

— проводить химические эксперименты;

по т ем е «Растворы»: уметь

производить расчеты на определение кон­центраций при смешивании растворов;

— с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;

— готовить растворы заданной концентрации;

по т е м е «Промышленное получение важ­нейших неорганических веществ»:

1) знать

— промышленные способы получения ам­миака, серной кислоты;

— о важнейших химических заводах в Рос­сии и Ставропольского края;

— о влиянии химических производств на эко­логическую обстановку местности;

2) уметь решать и составлять задачи по типич­ным технологическим приемам промышлен­ного получения аммиака и серной кислоты;

по тем е «Металлы»:

1) знать основные свойства и способы получе­ния металлов;

2) уметь

применять полученные знания при реше­нии задач на основные свойства и способы получения металлов;

— проводить химические эксперименты;

— составлять уравнения электролиза и ре­шать по нему различные типы задач;

по т ем е «Неметаллы»:

1) знать

— основные свойства неметаллов, их распо­ложение в периодической таблице;

— основные способы получения неметаллов;

2) уметь

применять полученные знания при реше­нии различных типов задач;

— проводить химические эксперименты;- осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь не­металлов и металлов.






УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 9 КЛАССА


Тема занятия

Количество

часов

дата

Решение задач по химическим уравнениям

(задачи на избыток одного из веществ, выход продукта, примеси, растворы с участием неорганических веществ)

8


1

Нахождение массы (количества вещества) образующихся ве­ществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ

1


2

Вычисление объема газов по известной массе (количеству веще­ства) одного из вступающих в реакцию или получающихся в ре­зультате ее веществ

1


3

Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям

1


4

Расчеты по термохимическим уравнениям

1


5

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

1


6

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного

1


7

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

1


8

Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта ре­акции по исходному веществу, находящемуся в растворе

1



Окислительно-восстановительные реакции

4


9

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф­фициентов методом электронного баланса

2


10

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф­фициентов методом полуреакций

2


Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

2


11

Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений

2


Качественные реакции на неорганические вещества

3


12

Решение задач на качественнее определение катионов и анионов неорганических веществ

2


13

Итоговое занятие

1



Итого часов

17















УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 10 КЛАССА

Тема занятия

Количество

часов

дата

Нахождение молекулярной формулы органического вещества

2


1

Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым до­лям входящих в него химических элементов

1


2

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плот­ности его паров по какому-либо другому газу

1


Решение задач по химическим уравнениям с участием

органических веществ

3



3

Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов)

1


4

Решение задач на выход продукта

1


5

Решение задач на избыток одного из веществ

1


Генетическая связь между основными классами

органических соединений.

Генетическая связь органических и неорганических веществ


7





6

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери­ментальных задач (на примере углеводородов)

1


7

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери­ментальных задач (на примере кислородсодержащих органиче­ских веществ)

2


8

Осуществление цепочки превращений, связывающей органиче­ские и неорганические вещества. Решение по ней эксперимен­тальных задач

2


9

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери­ментальных задач (на примере азотсодержащих веществ)

2


Окислительно-восстановительные реакции

2


10

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электрон­ного баланса и полуреакций

2


Качественные реакции на органические вещества

3


11

Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы)

1


12

Решение экспериментальных задач по органической химии

1


13

Итоговое занятие

1



Итого часов

17







УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 11 КЛАССА

Тема занятия

Количество

часов

дата

Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева

1


1

Написание электронных и графических формул атомов и ионов элементов

1


Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие

4


2

Расчеты скорости реакции по изменениям концентраций веществ, давления, температуры

1


3

Определение константы равновесия

1


4

Решение задач на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора.

2


Растворы

2


5

Задачи на смешивание растворов

1


6

Переход от одного вида концентраций к другому. Выполнение экспериментальной работы

1


Промышленное получение важнейших неорганических

веществ

2


7

Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака, производства серной кислоты)

2



Металлы

3


8

Решение задач на основные свойства металлов.

1



Электролиз

2



Неметаллы

2


9

Решение задач на основные свойства неметаллов и их соединений.

2



Обобщение

3


10

Комбинированные задачи по неорганической и органической химии

2


11

Итоговое занятие

1



Итого часов

17

















Список используемой литературы :

1. А.В.Хомченко В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008


2. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис – пресс,2009


3. 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008


4. С.В.Горбунцова Тесты по основным разделам школьного курса химии. Изд-во Москва «Вако» 2006 г


5. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя 9 класс Москва, «Дрофа», 2007


6. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 10 класс Москва, «Дрофа», 2009


7. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 11 класс Москва, «Дрофа», 2009


8. Н.Н.Гара М.В.Зуева Задачи по химии 10 – 11 класс Москва, «Дрофа», 2009


9. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2009 г


10. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2010г














Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Неметаллы" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: